Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение степени воздействия дидактических игр на детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- разработать концепцию программы применения дидактических игр;
- проанализировать эффективность применения дидактических игр, как средства развития познавательных интересов у детей раннего возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у детей раннего возраста 4
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Основные функции дидактической игры и ее структура 15
Глава 2. Методика организации дидактических игр, как средство развития познавательных интересов у детей раннего возраста 19
2.1 Организация дидактических игр 19
2.2. Концепция дидактических игр, применяемых в рамках исследования 23
2.3 Методика интеллектуального и сенсорного развития дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша 25
2.4. Формы организации игр 28
2.5 Диагностика уровня мыслительной активности детей старшей группы после прохождения программного материала раздела "дидактическая игра" 30
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у детей раннего воз.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)
 

     Логические  блоки Дьенеша представляют собой [7, с.98]:

     Игры, составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

     а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). По мере освоения детьми основных форм, знакомлю с овалом, ромбом на основе предыдущего опыта детей;

     б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление  о последовательности цветов в спектре;

     в) двух размеров (большой, маленький);

     г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

     Каждая  геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: одной из четырех  форм, одним из четырех цветов, одним  из двух размеров, одним из двух видов толщины.

     Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур  по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать  множества на подмножества.

     Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей:

     -Познакомить  с формой, цветом, размером, толщиной  объектов.

     -Развивать  пространственные представления. 

     -Развивать  логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

     -Развивать  умения выявлять свойства в  объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

     -Развивать  знания, умения и навыки, необходимые  для самостоятельного решения учебных задач.

     -Развивать  познавательные процессы, мыслительные  операции.

     -Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость  в достижении цели.

     -Развивать  творческие способности, воображение,  фантазию, способности к моделированию и конструированию.

     -Развивать  психические функции, связанные  с речевой деятельностью. 

     -Решение  данных задач позволяет в дальнейшем  детям успешно овладеть основами математики и информатики.

     На  основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности  заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (высокий, средний, ниже среднего).

     Все игры и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

     В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали усвоение материала  с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляется детям возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками они установят, что фигуры имеют различный цвет, форму, размер, толщину.

     Работа  по формированию познавательных способностей, показала, что целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагаются детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

     Когда ребенок легко и безошибочно  справляется с заданием определенной ступени, предлагаю игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

     Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.

2.4. Формы организации игр

 

     Основной  формой организации игр являются занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

     Совместная  и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

     Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

     Особенности структуры игр и упражнений позволяют  по-разному варьировать возможность  их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

     Логические  блоки используются [7, с.98]:

     а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

     б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

     в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

     Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

     Для того чтобы поддержать интерес детей  к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

     Рассмотрим  форму организации игры с палочками  Кюизенера. Палочки Кюизенера (цветные  числа) — это набор цветных  палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел:  класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками; класс красных чисел — числа, кратные двум (2, 4, 8). Этопалочки розового (2), красного (4), вишневого (8) цветов; класс синих чисел — числа, кратные трем (3, 6, 9). Этопалочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов;  класс желтых чисел — числа, кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками желтого (5) и оранжевого (10) цвета; класс черных чисел образует число семь. Это палочки черного цвета.

     Очевидно, что между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь. Палочки одинаковой длины  окрашены в один и тот же цвет.

     Используются  “цветные числа” и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры.

     Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

     Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал.

     Дети  играют с ними, как с обыкновенными  кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

     Однако  уже во время игры с палочками  дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость селения и др.

2.5 Диагностика уровня мыслительной активности детей старшей группы после прохождения программного материала раздела "дидактическая игра"

 

     Исходя  из уровня интеллектуального развития ребенка, определены следующие критерии: высокий, средний и ниже среднего уровень.

     Используя схемы проверки знаний детей и  данные критерии, проводится диагностика уровня развития знаний детей два раза в год.

     Для диагностики будем использовать наблюдение за поведением детей в  различных видах деятельности, беседу, игровые задания. Ребенок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития. Диагностические задания должны вызывать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться с взрослым. Результаты исследования приведены в таблице 2.

     Таблица 2

     Диагностика уровня мыслительной активности

     Развивающие задачи       Достижения  детей
     1 Развитие познавательных процессов, мыслительных операций       Дети  способны производить операции над  множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.
     2 Развитие умения выявлять свойства  в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие       Дети  способны обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.
     3 Развитие пространственных представлений у детей       Дети  обводят предметы по контуру, занимаются штриховкой внутри контура предметов, ориентируются в пределах листа бумаги, работают сверху вниз, слева направо в плоскости и пространстве, пользуясь планом.
     4 Развитие творческих способностей       Дети  отлично фантазируют, моделируют, конструируют. Составляют изображения предметов с помощью блоков.
     5 Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью(развитие монологической речи)       Дети  способны прокомментировать свои действия, дают анализ своей деятельности, своим способностям.
     Дети  научились точно и конкретно выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.      Научились слышать и слушать друг друга.

 

     Как показывает анализ таблицы 2, нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).  

     Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и др. ) [15, с.78].

     Дети  начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

 

Заключение

 

     В современной педагогике и психологии интерес рассматривается как:  избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; стремление, потребность человека заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение; особое избирательное отношение к окружающему миру, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями.

     Познавательный  интерес представляет собой избирательную  направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких научных (в школе - учебных) областей, к их предметной содержательной стороне, а также к процессу деятельности. Такая направленность характеризуется и как средство обучения; и как сильнейший мотив отдельных учебных действий и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности; и как устойчивая черта личности ученика в конечном итоге способствующая ее направленности; и как цель, к выполнению которой стремится учебно-воспитательная работа; и как результат совершенного учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у детей раннего возраста