Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить закономерность влияния дидактических игр на уровень мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников………………6
1.1. Сущность понятия « учебной деятельности»………………………………6
1.2 Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………12
Глава 2. Исследования роли игры в учебной мотивации младших школьников на примере программы А.А.Плешакова………………………………………..24
2.1. Возможность диагностики уровня школьной мотивации детей на примере программы……………………………………………………………..24
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности…...32
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников……34
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

игра готово.docx

— 94.28 Кб (Скачать файл)

Поэтому игровой метод  следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а  не от случая к случаю. Лишь систематическое  целенаправленное использование дидактических  игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств  личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п.

Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых  каждый ребенок получает возможность  самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными  предметами, приобретая собственный  действенный и чувственный опыт.

Роль взрослого в  дидактической игре двойственна: с  одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Дидактическая игра может  быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания действенной  активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у  учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют  свои силы, развивают способности  и умения. Она помогает сделать  любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок  наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или  иным признакам, производит доступный  ему анализ и синтез, делает обобщения.[16.]

Дидактические игры различаются  по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям  и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные  признаки присущи всем играм, но в  одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В своей книге Зимний О.В. выделяет следующую классификацию: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся  с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.[8.]

Такая группировка игр  подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых  задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство  воспитателя. В книге Газман О.С. и Харитоновой Н.Е. «В школу с игрой» выделяются несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Игры-путешествия. Игры-путешествия способствуют закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Цель игры-путешествия  — усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится  рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия  обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают  преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино определить, с какого дерева упали листья", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что  было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Загадки  создавались самим народом, входили  в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее  время загадки, загадывание и  отгадывание, рассматриваются как  вид обучающей игры. Основным признаком  загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично  и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все  они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В  основе игры-беседы лежит общение  педагога с детьми, детей с педагогом  и детей друг с другом. Это общение  имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В  игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа  и тем самым не только сохраняет  игровое общение, но и усиливает  радость его, желание повторить  игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она  предъявляет требования к активизации  эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и  воображения детей. Игра-беседа воспитывает  умение слушать и слышать вопросы  учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это  характеризует активный поиск решения  поставленной игрой задачи. Немалое  значение имеет умение участвовать  в беседе, что характеризует уровень  воспитанности. Основным средством  игры-беседы является слово, словесный  образ, вступительный рассказ о  чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .

Деловая игра. Деловая  игра -- метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Этот вид деятельности способствует закреплению системы  знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр: обучающие, контролирующие, обобщающие.[5.]

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают  новые знания, умения и навыки или  вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат  усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив  познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет  игра, дидактическая цель которой  состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому  ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют  интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто  используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании  с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[19.]

Обучение в школе  направлено на передачу детям определенного  объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе  может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.

Вывод. Дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь:

- активизировать учебную  работу в классе, повысить активность  и инициативу школьников;

- умение подчиниться правилам

- дать ощущение свободы  и раскованность, особенно нервным,  слабым и неуверенным в себе  детям;

- укрепить дружеские  отношения в классе.[23.]

Глава 2. Исследование роли игры в  учебной мотивации младших школьников на примере программы А.А. Плешакова

 

2.1 Возможность диагностики уровня школьной мотивации детей на примере программы А.А. Плешакова

 

В связи с рассмотрением темы следует проанализировать программу УМК Плешакова. А.А. Этот курс является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Учебный курс “Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий  характер. Основные цели и задачи данного курса:

создание условий для  продолжения разностороннего развития личности ребенка, самостоятельности в получении знаний об окружающем;

последовательное формирование у учащихся целостной картины  окружающего мира;

освоение общенаучных  и специфических методов познания окружающего мира и разных видов  учебной деятельности;

выработка нравственно-этических  и безопасных норм взаимодействия с

окружающим миром.

Ведущая идея– экологизация обучения.

Программа содержит несколько блоков знаний: знания о природе, знания об обществе, знания по истории, в каждом из которых привалирует экологическая направленность.

В блок знаний о природе  на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические  и экологические знания, об окружающем мире, что обеспечивает преемственность курса и предметами естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований.

Начиная с первого класса раскрытие тем идет по спиралевидноиму направлению. В первом классе еще не выделены и не структурированы в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности(например, живая природа, техника и т.д.) Как говорит Плешаков, «целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»...». Учебное содержание в каждой теме автор выстраивает в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; наше здоровье и безопасность; экология.

В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.

В качестве первой А.Плешаков выделяет ознакомление с природой. Сюда входят и формирование важнейших  природоведческих понятий (живая, неживая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и т.д.), и раскрытие экологических зависимостей, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления.

Вторая содержательная линия, по мнению автора УМК, это знакомство с жизнью общества на примере своего родного края, села. Учащиеся получают знания об экономике, простейших производственных процессах, культуре образовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством. В следующую содержательную линию автор включил вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формирование соответствующих навыков и умений.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице, некоторых городах).

В третьем классе автор выстраивает содержание следующим образом. В разделе «Эта удивительная природа» последовательно рассматриваются различные природные компоненты, и большое внимание уделяется раскрытию экологических связей. Раздел «Мы и наше здоровье» нацелен на формирование представлений о человеке, как о части живой природы, о его строении и жизнедеятельности его организма.

Логическим продолжением, по мнению А.Плешакова, является следующий  раздел - «Наша безопасность», где представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Цель следующего раздела  «Чему учит экономика» – сформировать представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между  человеком и обществом, обществом  и природой.

Завершается курс третьего класса темой – «Путешествие по городам и странам». Он представлен  в виде путешествия по городам  России, странам ближнего и дальнего зарубежья. В этом разделе интегрированы  знания по истории, географии, экономике, экологии.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности в младшей школе