Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель исследования: выявить закономерность влияния дидактических игр на уровень мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников………………6
1.1. Сущность понятия « учебной деятельности»………………………………6
1.2 Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………12
Глава 2. Исследования роли игры в учебной мотивации младших школьников на примере программы А.А.Плешакова………………………………………..24
2.1. Возможность диагностики уровня школьной мотивации детей на примере программы……………………………………………………………..24
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности…...32
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников……34
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы
В четвертом классе автор сосредотачивает внимание учеников на России. Он открывает курс темой «Земля и человечество», где ученикам предлагается посмотреть на мир с позиций астронома, географа, историка, эколога.
Далее следует раздел «Природа России», в котором дети знакомятся с природными зонами, характерными проблемами.
Логическим продолжением служит тема «Наш край – часть большой страны». Учащиеся изучают формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где они живут.
Следующая тема - «Страницы всемирной истории», по замыслу автора, должна сформировать у детей представления об основных эпохах в развитии человечества.
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, наиболее яркими и важными историческими событиями и личностями.
Историческую линию завершает тема «Современная Россия», в которой рассказывается о государственном устройстве, символике, праздниках нашей страны, о многонациональном составе населения России, ее регионах. В этом разделе поднимаются так же вопросы о правах человека и правах ребенка.
В программе автор указывает что должны знать и уметь ученики в конце каждого класса, а так же примерное количество часов на изучение каждого раздела. Предлагаются темы минимального количества экскурсий и практических работ. [13.]
К сожалению, в программе, наряду с экскурсиями и темами практических работ, не указано ни одной игры, рекомендованной учителям для использования на уроках.
Программа реализуется в учебнике. Рассмотрим сначала структурные компоненты учебника, а потом выявим его особенности с точки зрения нашей темы.
В учебниках выделяются два основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовый компонент.
Тестовой аппарат включает основной, дополнительный и пояснительный. Основной текст необходим для передачи информации. В нем излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности Основной текст имеет научно-популярный или художественный стиль. Вся информация для изучения дана в доступной младшему школьнику форме. Тексты достаточно сжаты, но интересны.
Почти в каждом параграфе содержатся дополнительные тексты. Эти тексты близки по содержанию к основным, но могут иметь конкретизирующий, комментирующий или описательный характер. В учебниках «Окружающий мир» эти тексты даются в рубриках «Копилка любопытных фактов», «Для самых любознательных». Это биографии ученых, интересные факты, этимологические справки. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения различного характера, примечания и т.д. В учебниках «Окружающий мир» таких текстов мало, В основном это ссылки на материал повышенной трудности и дополнительный материал, изучаемый по усмотрению учителя.
Так же в конце каждой темы даны небольшие по объему тексты (выводы), цель которых – обобщение материала.
Следует отметить, что в учебнике для первого класса основной и дополнительный тексты отсутствуют по причине плохо сформированного навыка чтения у учеников.
Внетекстовый компонент включает в себя аппарат организации усвоение знаний, иллюстративный аппарат и аппарат ориентировки.
Аппарат организации усвоения представлен в виде системы вопросов и заданий. В конце каждого параграфа даны задания, требующий логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизация, установление причинно-следственных связей, обобщение, а так же задания, требующие практического применения полученных знаний.[9.] Есть задания типа «Проверь себя», направленные на выявление и закрепление знаний. А также группа вопросов «Подумай!», содержащие задания творческого характера. Особую группу составляют вопросы для организации практических работ, опытов и наблюдений. Дана рубрика «Задания», где среди указанных действий встречаются рекомендации по той или иной дидактической игре. Примерно половина учебника (а в учебнике первого класса – около 90%) составляют цветные фотографии, рисунки, схемы, карты. Это иллюстративный аппарат. Он так же информативен, как и текстовой. Каждая иллюстрация – источник информации. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьника.
Аппарат ориентировки включает в себя оглавление, шрифтовые выделения, нумерацию страниц. Каждый раздел имеет шмуцтитул, выводы выделены жирным шрифтом, курсивом (или жирным шрифтом) - основные понятия. Так же используются различные шрифты для выделения разных рубрик. Все это делает работу с книгой удобной и интересной.[9.]
Учебник выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции. Но акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности.
С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Самостоятельному добыванию знаний способствуют красочные рисунки, увлекательный дополнительный текст, задания - разные по характеру и степени сложности (в том числе и игровые).
Каждый параграф содержит в себе рубрику Задания.
Как правило, это рекомендация внести в словарик новые изученные термины, рассказать о том, что было изучено на уроке, выполнить из пластилина или бумаги модель демонстрирующую пройденный материал., придумать вопросы для одноклассников по пройденному материалу, пользуясь дополнительными источниками информации (энциклопедии, справочники, знания родителей), найти ответы на заданные вопросы.
Система заданий направлена на закрепление материала дома и контроля знаний. Она способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
В учебниках первого и второго классов содержится достаточно игровых заданий, которые можно выполнить и в классе. Особенно автор рекомендует игры с фишками и кубиками. В учебниках третьего и четвертого классов игровых заданий существенно меньше. К примеру, в разделе «Эта удивительная природа», который включает в себя 19 параграфов, представлена только одна дидактическая игра (первый ученик называет группу животных, а второй - представителей этой группы).
Остановимся поподробнее на нескольких вопросах из учебника 3 класса, по которым проходило исследование для написания данной работы. Это раздел «Мы и наше здоровье» и тема «Золотое кольцо России».
Содержание раздела «Мы и наше здоровье» нацелено на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении, жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Рассматриваются вопросы гигиены и безопасности жизнедеятельности. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Все тексты этого раздела имеют научно-популярный стиль, оформлены рисунками строения человеческого организма, фотографиями, мультипликационными рисунками. В качестве дополнительного текста учениками предлагается краткая биография И.П.Павлова и интересные факты по данной теме. К сожалению, в разделе «Мы и наше здоровье», состоящем из 8 параграфов, предложена только одна дидактическая игра (определи продукт по запаху или на вкус).
«Путешествие по городам и странам». Материал представлен в виде заочной экскурсии по городам «Золотого кольца России». В этом теме соединены сведения из области истории, географии, экономике, культуре, экологии. Дополнительных текстов нет. Внетекстовый компонент представлен географической картой Кольца, планом города Кострома, фотографиями городов, портретами их основателей. Игровых заданий нет.
Помимо учебника в УМК входят тетради на печатной основе. Кроме веселых рисунков, заданиями для любознательных, содержится довольно много (по сравнению с учебником) игровых заданий по типу кроссвордов, провести стрелку от одного предмета к другому(или от слова к слову), расскажи по картинке, поставь утверждение (картинки) в правильном порядке, найди лишнее (-ую) утверждение (картинку). Но тем не менее и этих игровых заданий не достаточно для формирования учебных действий школьников, и в основном все они направлены на закрепление полученных знаний.
В УМК входит так же методическое пособие для учителей. Но там мы не найдем большого разнообразия игровых заданий. Почти каждый урок рекомендуется начинать с кроссворда или загадок. Эти задания используются на этапе актуализации знаний.
В связи с этим, соглашаясь с рекомендациями автора, целесообразно предложить новые виды игр.
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности
Таблица № 1
ТЕМА УРОКА |
ИГРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРОМ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ |
Мы и наше здоровье | ||
1. Организм человека |
1. «Что? Где? Когда?» Цель: активизация знаний | |
2.Как мы воспринимаем окружающий мир |
1.Соедини линиями слова из левого и правого столбика 2. Расскажи по картинке |
1. Загадки на заданную тему Цель: активизация знаний, определение темы урока 2. Деловая игра «Телепередача из цикла «Здоровье»» Цель: подача нового материала, активизация знаний |
3.Надежная защита организма |
1. Работа в
парах – загадывание друг Цель: активизация и проверка знаний | |
4. Опора тела и движение |
1.Деловая игра «Консилим врачей» 2. Отгадай по описанию Цель: проверка знаний | |
5.Наше питание |
Составь меню |
1. Проверь, правильно ли Буратино соеднил линией витамины и виды продуктов? Цель: проверка знаний 2. Помоги кусочку хлеба
пройти по лабиринту Цель: проверка знаний |
6. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества |
1.Урок-путешествие «По кровяной речке» Цель: знакомство с новым материалом 2.Рассмотри картинку с органом и выбери его функцию из предложенного списка. Цель: проверка знаний | |
7. Это зависит от тебя |
Выбери правильный ответ |
1.Деловая игра «На приеме у врача» Цель: активизация знаний 2. Викторина «Что я знаю о своем здоровье?» Цель: проверка знаний |
8.Здоровый образ жизни |
1. Соедини линиями слова из двух столбиков. 2.Зажги «светофор здоровья» |
Урок–путешествие в Страну Здорового Образа Жизни Цель: активизация и закрепление знаний |
Из таблицы видно, что тему «Мы и наше здоровье» можно дополнить множеством разнообразных игр, направленных на активизацию, получение и закрепление знаний.
А теперь проследим, как же на практике обстоит ситуация с применением дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе и проведем экспериментальную работу, направленную на внедрение дидактических игр в уроки окружающего мира.
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников
В связи с темой данной работы было организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников.
Цель данного исследования проследить, появится ли положительная динамика учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - это организация констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился в ноябре-декабре 2012г. В нем принимали участие 24 ученика младшего школьного возраста, учащиеся 3 «В» класса «Багдаринской средней школы» Баунтовского района Республики Бурятия. На этом этапе решались следующие задачи:
-выявить отношение к использованию дидактических игр учителями на уроках окружающего мира;
- выяснить отношение учеников к предмету «окружающий мир»;
- выявить отношение детей к использованию дидактических игр;
- выявить уровень знаний учеников до начала данного раздела.
Методы проведения констатирующего эксперимента – беседа и срез знаний.
Второй этап - организация формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента
проводилось включение
Цель выяснить, положительно или отрицательно повлияют дидактические игры на активность детей на уроках окружающего мира.
Экспериментальная гипотеза:
использование дидактических
Задачи исследования:
- включение в учебный процесс дидактических игр;
- наблюдение за изменениями учебной деятельности учащихся.
Третий этап – контрольный эксперимент. Ставилась задача подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.
Методы проведения: беседа и срез знаний.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей, которые работают по курсу А.А. Плешакова «Зеленый Дом». Анкета для учителей состояла из вопросов, направленных на установления места дидактической игры в планировании и проведении уроков окружающего мира. В процессе опроса были выявлены следующие данные: