Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 18:31, курсовая работа
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты.
Введение
1. Требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий;
2. Сущность коммуникативных УУД
3. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе
4. Применение дидактических игр на примере обучения математик в начальной школе.
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Работу выполнила
Иванова Т.В.
2012г.
Содержание:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше
без помощи учителя».
Элберт Хаббарт.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
1.Требования ФГОС к формированию
универсальных учебных действий;
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
- учет индивидуальных
возрастных, психологических и
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных
форм и учет индивидуальных
- гарантированность достижения
планируемых результатов
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия. Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные
учебные действия – лежат в
основе изучения самого
2.Метапредметные
3. Личностные универсальные
учебные действия –
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные результаты Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор |
Регулятивные универсальные учебные действия Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность |
Познаватель-ные УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире |
Коммуникатив-ные УУД Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми |
Личностные (нравственно- |
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). |
Регулятивныеуниверсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем |
Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). |
Познавательныеуниверсальные учебные действия(интеллектуальные кмения)-обработка информации |
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации |
Коммуникативныеуниверсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми |
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. |
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Сущность коммуникативных УУД
Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.