Дидактические игры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:59, курс лекций

Краткое описание

Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры детей дошкольного возраста".
Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Содержание

Теоретический семинар
Занятие №2: "Методика организации и руководство дидактическими играми"
Занятие №3: Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе
Рекомендации по планированию дидактических игр
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретический семинар.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 Наблюдения  за самостоятельными играми детей  дают возможность выявить их  знания,уровень их умственного  развития,особенности поведения.Это  может подсказать педагогу,какие  игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.

  • Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
  • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять  детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между  завтраком и занятием,в перерывах  между занятиями,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями.Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями,продолжают начатую накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака,в перерыве между занятиями.При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры,а если занятие требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом.Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре.Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается.Этого нельзя допускать! 

 Планируя  дидактические игры,педагогам необходимо  заботиться об усложнения игр,расширения  их вариативности (возможно придумывание  более сложных правил). 

 На занятиях  используются те д/игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми.Они используются в качестве метода закрепления,систематизации знаний детей. 

 При планировании  д/игр в воспитательно образовательном  процессе необходимо,чтобы новые  игры,взятые на занятии,затем  проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности,являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью,требующей приложения умственных усилий. 

 Д/игры в  большинстве случаев проводятся тогда,когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки,иначе будет достаточно трудно осуществить игру. 

 Например,ребенок  только на основе знаний может  на ощупь определить предмет  в "волшебном мешочке"и назвать  его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов.Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то,что они воспринимали.Необходимо,чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети,а не только те,которые проявляют себя наиболее активно. 

 Д/игры можно  использовать и для проверки  знаний и умений детей.Важным  показателем результатов обучения  является усвоением пройденного  на занятиях всеми детьми. 

 Чаще всего  это проверяется д/игрой,в процессе  которой,педагог устанавливает,на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные,но средние и слабые дети.Выявив уровень знаний и умений детей,необходимо наметить дальнейшую работу по усранению недостатков. 

 Д/игра-это  практическая деятельность,с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно,или поверхностно и умеют ли они их применить,когда это нужно.Дети усваивают знания тем полнее,чем шире их можно применить на практике в различных условиях.Достаточно часто бывает,когда ребенок усваивает на занятии определенные знания,но не умеет использовать их в измененных условиях. 

 В связи  с тем,что д/игра является незаменимым  средством преодоления различных  трудностей в умственном развитии  детей,необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень индивидуально,в зависимости от потребностей и уровня развития детей.Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.Индивидуальные д/игры,которые организует воспитатель,создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком,помогают глубже выяснить причины отставания ребенка,способствуют более активному упражнению в учебном материале. 

 В д/игре  применяются знания,полученные на занятии,обощаются сведения,полученные посредством личного опыта,активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей. 

 Д/игры способствуют  развитию всех сторон человеческой  личности.Если они проводятся живо,умелым педагогом,дети реагируют на них с огромным интересом,взрывами радости,что безусловно увеличивает их значение. 

 А.М.Горький,защищая  право ребенка на игры,писал: "Ребенок  до 10-летнего возраста требует  игр,забав,и требование его биологически оправданно и законно.Он хочет играть,он играет всем и познает окружающий мир прежде всего,и легче всего в игре,игрой". 

 Обучение  должно быть таким,чтобы оно  вызывало усилие мысли,но не  требовало напряжения,не вызывало  усталости,страха и нежелания учиться раньше,чем ребенок придет в школу.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А.Здравствуйте,дети!-М.,1988
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.
  3. Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М.,Просвещение,1988г.
  4. Голецыова О. "Игры в детском саду",М.,1966г.
  5. Жуковская  Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.
  6. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.-М.,1100%г.
  7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000г.
  8. Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982г.
  10. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
  11. Столяр А. "Давайте поиграем",М.,Просвещение,1991г.
  12. Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.
  13. Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития <span class="dash041e_04

Информация о работе Дидактические игры детей дошкольного возраста