Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа
Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.
Задачи исследования:
- дать характеристику дидактических средств ;
- раскрыть методику их применения;
- спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения……………...5
1.1. Средства профессионального обучения и их виды…………............5
1.2. Функции дидактических средств…………………………………….8
1.3.Классификация дидактических средств……………………………....8
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя………………………………………………………........13
2.1. Методика использования дидактических средств на уроках……..13
2.3. Комплексное методическое обеспечение профессий………….….15
Глава 3. Проектирование занятия с применением дидактических средств обучения…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дидактические средства профессионального
обучения……………...5
1.1. Средства
профессионального обучения и их виды…………............5
1.2. Функции
дидактических средств…………………………………….8
1.3.Классификация
Глава 2. Применения дидактических средств
обучения в практической деятельности
учителя………………………………………………………..
2.1. Методика использования дидактических
средств на уроках……..13
2.3. Комплексное
методическое обеспечение профессий………….….15
Глава 3. Проектирование занятия
с применением дидактических средств
обучения…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Сравнительный анализ современных
направлений разработки проблемы учебно-профессиональной
деятельности позволил выделить ряд
подходов к сущности этой деятельности
и условиям ее возникновения и
развития у будущих специалистов.
Система
профессионального обучения служит не
только для передачи специальных знаний,
но и для развития и воспроизведения особого
культурного слоя, важнейшим элементом
которого является и сам специалист. Специалиста
как представителя и носителя определенной
культуры характеризует специфический
набор знаний, умений, а также определенное
мировоззрение, жизненные установки и
ценности, особенности профессионального
поведения.
В настоящее время
преобладают общие тенденции самоопределения
через профессиональную школу, связанные
с изменениями на рынке труда. Как показывают
исследования, усиливается потребность
инструментального наполнения образования:
оно должно дать те знания и умения, сформировать
те качества личности, которые пригодятся
в любой сфере трудовой деятельности.
Прагматические мотивы и планы характерны
для молодежи, только еще вступающей в
жизнь. С годами ценностный смысл образования
для личности меняется, и на первый план
выдвигается потребность в развитии своей
культуры и миропонимания. Познавательные
интересы взрослых людей концентрируются
вокруг потребности в научном понимании
многообразных явлений жизни и осмыслении
собственного опыта; в формировании своей
позиции по отношению к происходящему
вокруг и использовании полученных знаний
в практической деятельности.
Содержание учебно-профессиональной деятельности
изменяется вместе с личностным ростом
молодого специалиста. Развитие личности
стимулирует преобразование учебно-профессиональной
деятельности, углубление представлений
о профессии. Преобразование учебно-профессиональной
деятельности, ее качественно новый уровень,
в свою очередь, приводят к дальнейшему
развитию личности.
Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.
Объект исследования: теория и практика применения дидактических средств профессионального обучения.
Предмет исследования: дидактические средства обучения.
Задачи исследования:
- дать характеристику дидактических средств ;
- раскрыть методику их применения;
- спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения
1.1.Средства профессионального обучения и их виды
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Дидактические средства обучения – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.
Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса.
Дидактические средства по сути происхождения, существования и назначения подразделяются на следующие категории (виды):
1. Трансцендентальные – существующие независимо от социального сознания индивида, присутствующие на всех стадиях обучения и обеспечивающие непрерывную многократную проверку истинности приобретаемых знаний.
2. Искусственно создаваемые – для использования в процессе обучения и подчиненные учебному процессу и преподавателю, как его автору, либо привлекаемые для обеспечения учебного процесса. При этом дополнительно выделяются:
3. Мотивационно ориентированные – обеспечивающие психофизиологическую ориентацию процесса обучения, стимулирующие воспитательные процессы, в т.ч. с использованием средств поощрения и наказания.
4. Технолого-образующие – предопределяющие теоретическое обоснование и задающие причинностные основы практико-ориентированного синтеза педагогических методик, методов, теорий, направленных на управление учебным процессом, использующих и раскрывающих методические основы процессов обучения; дополнительно выделяются по преимущественному признаку проявляемой деятельности:
5. Оценочно-контролирующие – обеспечивающие связь изложения (преподнесения), методов (технологии) обучения и объективности регистрации результатов анализа обучения.
Диапазон прикладного целеполагания дидактических средств определяется совершенством педагогической парадигмы и требованиями социума, предъявляемыми им ко всей педагогической системе.
Поясним это. Анализ представленной
схемы позволяет выделить следующие
положения. Основные элементы процесса
обучения, консолидируясь на базе и
с помощью дидактических
1.2. Функции дидактических средств.
В процессе обучения дидактические средства выполняют следующие функции:
- дидактическую, так как представляют собой важный источник знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами; облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения и усвоения знаний;
- формирующую, поскольку являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов;
- познавательную, так как служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности.
1.3.Классификация дидактических средств
Существует множество
различных классификаций
Кроме того, известна классификация, основанная на своеобразно понимаемом принципе: «от простого и конкретного к сложному и абстрактному».
Авторы этой классификации выделяют следующие виды дидактических средств:
• оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях;
• оригиналы, помещенные в искусственные условия;
• модельные эквиваленты оригиналов;
• символы;
• программированные учебники и дидактические машины
Наконец, существует классификация дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные. К числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях, препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т. д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы, телевизионная аппаратура, устройства, автоматизирующие процесс учения, и т. п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины [см: Okon W. 1968].
Еще одну классификацию дидактических средств предложил М. Годлевский, который разделил их на:
1) доски — для написания мелом, фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные), монтажные и др.
2) устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений, проекторы немого фильма, оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения, специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.), вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т. п.;
3) устройства для усиления записи и воспроизведения звука — устройства для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.);
4) аудиовизуальные средства — видеофоны, проекторы звукового фильма, совмещенные устройства диафильмо-магнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе, видеомагнитофо ны;
5) дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы и др.), тренинговые устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства, например лаборатория для изучения иностранных языков, и др.;
6) устройства для воспроизводства текстов и образов — множительный аппарат клише, ротапринты, ксерографы, фотокопирующие устройства;
7) средства массовой информации — радио, телевидение;
8) электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ дидактические;