Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:35, курсовая работа
Целью работы является исследование педагогических и информационных технологий дистанционного образования. Для этого, нужно решить ряд задач:
1. изучить информационные (локальные и сетевые) технологии дистанционного образования.
2. познакомиться с педагогическими технологиями, такими как: лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа студентов.
3. разобрать основные функции преподавания в системе дистанционного образования
4. рассмотреть типы дистанционных уроков
5. разработать собственный план учебного занятия в системе дистанционного образования
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы системы дистанционного образования…………….5
1. Информационные технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 5
2. Педагогические технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 9
2. Методические основы системы дистанционного образования…………...17
1. Функции преподавания в дистанционном обучении………………. ..17
2. Типы дистанционных уроков…………………………………………..17
3. Проект учебного занятия в системе дистанционного образования… 19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Библиография……………………………………………………………………26
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
1.2 Педагогические технологии в системе дистанционного образования
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
В современной педагогике существует огромное количество разнообразных педагогических технологий обучения. В этой курсовой работе мы рассмотрим некоторые из них.
Технология дистанционного обучения.
Смысл и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий - это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджеральной революциями, когда общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.
Анализ образовательных процессов показывает, что технологии обучения являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной системой.
Особенности ДО требуют разработки понятия и основных принципов технологии дистанционного обучения (ТДО). Прежде, чем сформулировать наше видение понятия ТДО, приведем наиболее известные трактовки понятия ТО применительно к традиционному учебному процессу.
В работе "Технология обучения в системе высшего образования" Ф.Янушкевич, один из ведущих специалистов в этой области, определил, что технология обучения - это система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.
Венгерский
ученый-педагог Ласло-Салаи
«Образовательные дистанционные технологии» отражают общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства. Главная ее функция - прогностическая, один из основных видов ее деятельности- проектный, поскольку связан с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров и формирование интеллекта страны. Критериальные параметры описания образовательных технологий отражены обычно в концепциях развития образования.
В свою очередь технологиям ДО присущи закономерности реализации учебно-воспитательного процесса, вне зависимости от конкретного учебного предмета. Кроме того, ТДО могут включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики (НИТ, промышленные, электронные и др.).
Таким образом, технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.
Рассмотрим содержание и сущность ТДО. Посредством ТДО реализуется содержание обучения, осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур, в свою очередь, регулирующих операционный состав деятельности обучаемых, ее структуру и развитие. Другими словами, в процессе проектирования технологии обучения реализуется система учебной деятельности преподавателей и обучаемых. Технология дистанционного обучения должна быть ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей- разработчиков курсов и тьюторов и направлена на достижение высоких результатов в обучении, воспитании и развитии личности обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. При этом каждому элементу технологии обучения соответствует свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, что предопределяет возможность его воспроизведения.
Таким образом, ТДО - это важнейший элемент механизма управления дидактическим процессом, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация и расчленение педагогического процесса на составляющие элементы с помощью процедур (набора действий, с помощью которых осуществляется управление процессом и операций (непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры).
Поскольку педагогические процессы являются частью социальных процессов, которые отвечает основным условиям технологизации социальных объектов, то их технологизация также возможна. Применительно к системе ДО, в которой развертывается процесс ДО, эти условия описываются следующим образом:
· СДО обладает определенной степенью сложности и относится к сложным человеко-машинным системам;
· известны элементы структуры СДО, особенности их строения и закономерности функционирования;
· субъекты управления образовательным процессом (преподаватели, администрация объекты управления (студенты) способны формализовать реальные процессы и представить их в виде процедур и операций, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления образовательным процессом.
В любом случае при проектировании ТДО необходимо учитывать, что это не механический, раз навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а вариативно-содержательный алгоритм, определяющий генеральную линию и векторы возможных взаимодействий преподавателя и студентов. На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень разработки учебно-практических пособий, степень подготовленности тьютеров, общее развитие каждого обучаемого особенно в части овладения средствами информационных технологий, материально-техническая оснащенность учебного процесса и др.
Изучение теории и практики ДО в образовательных учреждениях ДО позволило установить тенденции в развитии ТДО. Среди них просматриваются следующие тенденции:
· возрастание значения ТДО, использующих средства новых информационных технологий (на которых, в основном, и базируется СДО). Это эволюционно знаменует переход от кейс-технологий к сетевым технологиям обучения, которые принципиально не могут быть реализованными без компьютеров, сетей, систем мультимедиа и т.д. Однако, следует заметить, что отечественный и зарубежный опыт ДО показывает стойкость и целесообразность использования и традиционных средств обучения, например, печатных изданий, потенциал которых может быть повышен за счет биоадекватности представления учебного материала[5];
· проектирование
и внедрение в учебный процесс ТДО, которые
ориентированы на личность обучающегося,
стимулируют мотивированность, носят
во многом вариативный и коррекционный
характер. Это обеспечивает подготовку
специалистов с широким научным образованием,
профессионально компетентных, с развитым
творческим мышлением, способных эффективно
решать сложные и многоплановые задачи
своей деятельности. Такие ТДО ориентирует
обучающихся не на усвоение готовых научно-теоретических
формул и конкретно-прикладных рекомендаций-рецептов,
а на творчески-поисковую деятельность
по добыванию, конструированию новых знаний,
моделированию и изучению процессов и
явлений, проектированию способов профессиональной
деятельности. Сетевые технологии обучения
наилучшим образом поддерживают эту тенденцию,
особенно при внедрении в учебный процесс
сетевых учебно-методических комплексов
(СУМИК).
Технология программированного обучения
Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х годов.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По характеру содержания и структуры: проникающая.
По типу управления: программная.
По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
По подходу к ребенку: помощь.
По преобладающему методу: репродуктивная.
По направлению модернизации: эффективная организация и управление.
По категории обучаемых: любые.
Концептуальные основы.
Под
программированным обучением
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология
модульного обучения является одним
из направлений
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Информация о работе Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии