Достоинства и недостатки метода наблюдения в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Человек ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: он наблюдает за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда люди обобщают наблюдения и делятся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению можно встретиться, когда комментатор информирует о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Значение метода наблюдения в образовании………………………….4
2. Классификация метода наблюдения……………………………………8
3. Достоинства и недостатки метода наблюдения в образовании……..12
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Методика наблюдения в практике образования.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Значение метода наблюдения в образовании………………………….4

     2. Классификация метода наблюдения……………………………………8

     3. Достоинства и недостатки метода  наблюдения в образовании……..12

     Заключение………………………………………………………………..15

     Список  литературы……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Человек ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: он наблюдает за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда люди обобщают наблюдения и делятся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению можно встретиться, когда комментатор информирует о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. В практике образования методика наблюдения является способом изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, способом исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса отношений и построения научных теорий.

     Таким образом, наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.  
 
 
 
 
 

     1. Значение метода  наблюдения в образовании 

     Под наблюдением обычно понимают определенную систему фиксации и регистрации  объективных свойств и связей изучаемого объекта, находящегося в  естественных условиях или в условиях научного эксперимента [3]. Этот метод уже давно и широко используется многими науками, как правило, в качестве одного из элементов в составе других, более сложных, эмпирических методов (анкетирование, интервьюирование, сбор материалов статистической отчетности и других).

     В широком смысле любой вид научного познания начинается с наблюдения - непосредственного восприятия живой  действительности с помощью органов  чувств. Однако в отличие от обыденного, научное наблюдение характеризуется  тем, что оно подчинено определенной исследовательской цели, заранее  планируется и проводится по соответствующей  программе.

     Наблюдение широко используется в практике образования. Его применение имеет ограничения, т.к. далеко не все в образовательном процессе поддаётся непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

     Применение  метода наблюдения в процессе педагогического  прогнозирования позволяет получить исходную фактическую основу для  разработки прогнозов. С помощью  этого метода совершенствуются и  пересматриваются представления о  прогнозируемых объектах, обновляются  прогностические модели, исследователь  более глубоко проникает в  специфику изучаемых явлений. Метод  неоценим на этапе поискового прогностического исследования, когда стоит задача уточнения той или иной педагогической проблемы, выдвижения и формулировки гипотез. Существенную пользу метод  наблюдения может оказать и на заключительной стадии разработки педагогических прогнозов, где он способствует уточнению и правильной интерпретации данных, полученных другими методами, укреплению или опровержению той или иной гипотезы. Однако прогностические возможности метода наблюдения ограничены, так как он позволяет зафиксировать лишь внешние проявления того или иного процесса, определенные свойства и связи наблюдаемого объекта, но не дает понятия об их природе, сущности и тенденциях развития. Эти задачи могут быть решены при помощи других методов[4].

     Наблюдение  — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в  педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или  поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может  быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные  протоколы, где отмечается фамилия  наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время  и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке[5].

     Наблюдение  является одним из самых распространённых методов изучения педагогических инноваций. В процессе наблюдения есть возможность непосредственного знакомства с деятельностью учителя-новатора. В связи с этим, учителя часто проводят открытые занятия по своей исследовательской проблематике, приглашают коллег и учёных для знакомства и анализа своей педагогической деятельности. Перед наблюдением необходимо составить программу наблюдения, т.е. определить те моменты, на которые необходимо будет обратить своё внимание. После наблюдения необходимо обязательно сделать выводы[6].

     Для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

  • вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться, и обосновываться данными наблюдения.
  • определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
  • объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
  • предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
  • категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
  • наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
  • условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
  • единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
  • подготовить инструментарий наблюдения:
  • дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
  • карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
  • протокол наблюдения– методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
  • классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
  • аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
  • программу обработки данных наблюдения.
  • пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
  • составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
  • разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
  • осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже[4].

     Наблюдение в практике образования отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, оно планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

     Основное  наблюдение может осуществляться несколькими  лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать  оценки, интерпретацию событий, используя  единую технику ведения записей.

     Таким образом, наблюдение в практике образования - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления педагог или психолог или социальный педагог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем фиксируется не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения. 

     2. Классификация метода наблюдения 

     Наблюдение  в практике образования классифицируются по различным основаниям[4]:

     По  степени формализованности процедуры,

     По  степени участия наблюдателя  в исследовании,

     По  месту проведения,

     По  регулярности проведения.

     По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

     При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической  подготовки в области педагогики, социологии, психологии, социальной педагогике и социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

     Стандартизированному  наблюдению, напротив, свойственны  четко формализованные процедуры  и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность  наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

     В зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение  в социальную среду, адаптируется в  ней и анализирует события  как бы «изнутри». Соучаствующее  наблюдение, в свою очередь, может  быть открытым и закрытым. Открытому  варианту свойственно то, что наблюдаемые  знают о факте нахождения среди  них исследователя и имеют  представление о целях его  деятельности. Такому наблюдателю потребуется  умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

     Включенное  наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые  не знают о наблюдателе и думают, что он– один из них. Здесь наблюдателю  понадобятся не только вышеназванные  качества, но и артистизм, умение реагировать  одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей  методической документации) запомнить  их, способность не сбиться с исследовательской  позиции под воздействием разнообразных  обстоятельств, сохранять нейтралитет  при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие  к качествам разведчика.

     В простом наблюдении наблюдатель  регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

     По  условиям организации наблюдения делятся  на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них[5].

Информация о работе Достоинства и недостатки метода наблюдения в образовании