Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:04, доклад
Целью коммуникативно-развивающей технологии является развитие языковых и речевых способностей, умений и навыков, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном языковом и речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение языку, речи и речевому общению.
Теоретической основой работы
по обучению языку, развитию речи и
речевого общения в дошкольном возрасте
являются результаты исследований, проведенных
в лаборатории развития речи Института
дошкольного воспитания АПН (ныне –
Институт дошкольного образования
и семейного воспитания Российской
академии образования) под руководством
Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, а также
исследования, выполненные под руководством
академика АПН Украины А.М.
Целью коммуникативно-
Общеизвестно, что дети даже без
специального обучения с
Концепция коммуникативно-развивающей технологии – положение Ф.А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования Л.И.Айдаровой, А.Г.Арушановой, А.М.Богуш, С.Н.Карповой, Е.Л.Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.
В классической
и современной
Важным положением есть утверждение учённых о том, что речевой опыт ребёнка охватывает, прежде всего, практическое овладение языком, во-вторых, эмпирические обобщения над языком, полученные носителем, независимо от специальных знаний о языке (Е.Д.Божович), что соответствует феномену «чувство языка» (М.М.Гохлернер).
Актуальность
предлагаемой технологии
Язык и
речь традиционно
Дошкольный
возраст – это период
Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах А.М.Богуш, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С.Ушаковой, А.М.Шахнаровича и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности
язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций
ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи
ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
По нашему мнению, необходимо
выделить четыре приоритетных
направления разработки
структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического)
когнитивное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи)
функциональное (формирование
навыков владения языком в его
коммуникативной функции –
рефлексивное (формирование
оценочно-контрольной
Обучение языку
мы рассматриваем не только
в лингвистической сфере (как
овладение ребенком языковыми
навыками - фонетическими,
Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной, центральной задачей, которая традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.
Языковые
способности традиционно
Языковая
способность - это прижизненное,
онтогенетическое образование,
В языковую
способность личности также
Однако
при традиционном обучении
Это обусловлено,
прежде всего, сложностью и
недостаточной изученностью
Поэтому
развитие языковой способности
при обучении языку в ДУУ
представляет собой стихийный,
нерегулируемый и,
Кроме того,
затрудняет формирование
Главная
цель предлагаемой технологии
состоит в том, чтобы ребенок
практически и творчески
Очертим
практические аспекты
языковая система – совокупность до теоретически (практических) знаний о языке в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические) и др.
речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы слушания, говорения чтения, письма
речевые произведения (микротексты), которые используются педагогом в процессе обучения языку и развития речи в качестве дидактического материала и представляют собой тексты – образцы определенного типа и стиля речи
способы деятельности, обеспечивающие усвоение детьми системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений
культура речевого поведения (культура общения)
культура народа носителя русского языка (социокультура).
Языковое образование
в комплексе со специально
языковыми и речевыми
В дошкольной
лингводидактике языковое
Коммуникативно-деятельностная технология создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая система, которая направлена на решение в интервалах одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны языкового и речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – на развитие связной монологической речи в целом.
Ведущим
принципом при разработке
Отсюда
вытекает необходимость
В последние
годы ряд государственных
Знакомство
с культурой осуществляется на
нескольких уровнях. Объектом
изучения становятся слова,
Именно
их осмысление формирует
Лексические и грамматические особенности слов можно реализовать через различные ситуации или блоки. Блок - это тема, рассчитанная на одну или две недели, которая проходит через все режимные процессы и занятия.
Предлагаемая
нами коммуникативно-
Коммуникативно - деятельностная технология, основанная на блочной системе планирования, для детей, обучающихся условиях полилигвизма, в конце года дает следующие культурологические результаты:
Дети усваивают:
этнокультурные особенности наименований верхней одежды; (тема «Одежда»)
национальный колорит цветовых прилагательных; (блок «Цвета»)
национально-культурную символику наименований флоры и фауны (блок «Овощи и фрукты»)
национальную кухню (блок «Еда. Продукты питания»)
наименования национальной посуды (тема «Посуда»)