Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Дошкольное воспитание является начальным звеном целостной системы пожизненного образования в Японии. В Японии функционирует несколько видов детских учреждений - ясли (от рождения до трех лет), ясли-сад (от рождения до шести лет), детский сад (от трех до шести лет) и специальные дошкольные учреждения для детей с физическими и умственными отклонениями в развитии.

Содержание

1. Общие основы общественного дошкольного воспитания в Японии………..3

2. Суть и принципы дошкольного воспитания в японских детских садах…….5

3. Особенности дошкольного воспитания детей разного возраста……………10

4. Традиционные виды дошкольного воспитания в Японии…………………..24

Список использованных источников……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

1051091_BAA53_referat_doshkolnoe_obrazovanie_v_yaponii.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Для пятилетних детей предлагается еще одна проблема-проблема лидерства в группе. Новый повод для самостоятельных размышлении и приложения индивидуальных усилий. Психологическая задача здесь состоит в том, чтобы каждый член группы почувствовал, что может стать лидером.

Ролевая деятельность оказывается  очень эффективным способом развития и воспитания, дающим возможность ребенку посмотреть на себя и свое поведение со стороны, понять на собственном опыте, что делает, став на его место, другой. В результате дети начинают относиться друг к другу с большим сочувствием и доверием, а это, естественно, улучшает отношения в группе [2; с.226-229].

По мнению японских воспитателей каждому пятилетнему ребенку необходимо достичь следующего:

Есть все, что дают, нравится или нет.

В хорошую погоду играть на воздухе, чтобы закалиться.

Обязательно спать днем.

Не пропускать посещения  детского сада.

Самому себя обслуживать.

Самостоятельно намечать планы какой-нибудь деятельности и выполнять их.

Смело браться за дело (умение), с которым сталкиваешься впервые, и прилагать все силы, чтобы научиться этому делу (умению).

Не только самому хорошо делать, но и обдумывать, как научить этому товарищей.

Не забывать, что решение проблемы легче найти сообща, самых лучших результатов можно добиться только совместными усилиями.

Дружно,  весело заниматься  разнообразными делами, чтобы всем вместе продвигаться вперед.

Воспитатель обязан повышать  у детей  сознание  принадлежности   к старшей группе. Стимулировать стремление к самостоятельному выполнению любой работы в группе. Постоянно вовлекать новичков в разного рода отношения с другими детьми в группе, налаживая дружеские контакты.

Выявлять лидеров, ориентирующихся  в коллективной жизни всего детского сада.

Обогащая жизненный  опыт детей, систематически руководить развитием их индивидуальных способностей и готовности к различной деятельности [15; с.106].

Японские воспитатели  с детского сада предлагают решать проблему лидерства в группе. В этом случае перво наперво решается психологическая задача вхождения самого ребенка в роль лидера [1; с.37].

Воспитатели должны стремиться к тому чтобы жизнь детской группы была возможно полнее насыщена и интересной деятельностью, и веселыми играми, и индивидуальным творчеством. Мне кажется, что если индивидуальные запросы детей формировать как общую потребность группы, то непременным следствием этого будет стремление к сотрудничеств; между всеми членами группы. Решая общие задачи, дети объединяют усилия, а сами приходят к различным формам сотрудничества, которое, бесспорно, обогащает их индивидуальный и групповой опыт. И это стержень демократического воспитания [15; с.110].

Совместные игры, прогулки, экскурсии и особенно подготовка и   проведение   спортивных праздников развивают детей не только физически, но и духовно, вселяя уверенность в себе. Чтобы сформировать группу, в которой каждый пятилетний ребенок мог бы проявить себя, научился   продумывать  конкретные  ситуации   и действовать  совместно с товарищами,  воспитатели   решили   поставить   перед детьми  общую задачу,  предварительно обсудить  ее  в  группе. Положение детей в группе было различным. Дети,   которые   раньше   не   обладали   физической силой    или  не  проявляли  ее,   постепенно активизировались. «Сильные» стали командовать, «сла6ые» попадали под их влияние, маскируясь дружескими отношениями». Однако под воздействием критики со стороны других детей они старались   преодолеть   свои   недостатки,   чтобы быть со всеми наравне.

На мой взгляд, есть три вида стереотипных детских недостатков:

  • неумение ясно выражать свои мысли;
  • неспособность обратиться к другим по поводу собственных потребностей;
  • недостаточное  стремление  к  осуществлению своих желаний в совместной деятельности.

Японские педагоги надеются, что в процессе реализации единой задачи дети смогут преодолеть свои недостатки [11; с.104].

Много лет японские педагоги обсуждали  свой практический опыт по воспитанию детей разного возраста, выступали с различными предложениями на своих конференциях. За это время у них накопился довольно обширный материал, на основе этого материала они подготовили и издали брошюру «Развитие ребенка и группы» [11; с.87].

Так или иначе в японских детских  садах формируются те качества, которые, при сохранении преемственности, в дальнейшем совершенствуются в школе. В соответствии с программой школьного курса «Моральное воспитание» в детском саду должны закладываться моральные нормы гражданина Японии, формироваться чувство гражданского долга, патриотизма, хранителя национальных традиций, а также воспитываться такие качества, как воля, дисциплинированность и трудолюбие [1; с.38].

 

4. Традиционные виды дошкольного воспитания в Японии

 

Опыт японских воспитателей демонстрирует практические методы воспитания «человека с групповым сознанием». Очень часто, объясняя те или иные явления жизни в Японии, ученые и писатели ссылаются на японский национальный характер, главной особенностью которого считается «групповое сознание». В данном случае мы имеем возможность познакомиться с процессом, который обычно считается содержимым «черного ящика», с начальным, на уровне детского сада, формированием групповых навыков и убеждений рядового японца, который и в будущем будет судить о людях по их принадлежности к определенной группе. В этом специфика результатов японской системы воспитания. Здесь кажется уместным коротко остановиться на том, что представляет собой японская система воспитания в общегосударственном масштабе и каковы ее конкретные цели.

В Японии на протяжении 100 лет функционирует система «морального воспитания», которая начала складываться как важнейшее средство мобилизации масс для решения задач растущего буржуазного государства.

С самого начала принципы «морального воспитания» были сформулированы как принципы государственной политики. Показательно в этой связи относящееся к 1886г. высказывание первого министра просвещения Японии Мори Аринори: «Каждый учитель должен помнить, что все, что делается в сфере народного просвещения, делается не ради учеников, а в интересах государства». С тех пор много изменилось в Японии, однако и в ныне действующих документах министерства просвещения школьный курс «морального» воспитания определяется как «воспитательная деятельность, направленная на формирование качеств, желательных с точки зрения государства».

Какие же это качества, имеют ли они отношение к тем, на которые направлено внимание воспитателей в детском саду? В современной программе школьного курса «морального воспитания» в качестве основной цели выделяется «формирование гражданина Японии», «внедрение социальных норм в сознании молодежи в виде моральных ценностей», формирование «группового сознания» и чувства «общественного долга, осознаваемого как необходимость быть дисциплинированным и трудолюбивым» [2; с.229-230].

Система массового музыкального воспитания, разработанная известным японским скрипачом и педагогом Синьити Судзуки  
получила в наше время широкое распространение. Более 30 стран мира взяли ее «на вооружение». К сожалению; в нашей стране о системе Судзуки (другое ее наименование — «Система воспитания таланта») известно слишком мало. 

В чем же суть концепции  Судзуки? Воспитание понимается  прежде всего как развитие психических   функций   человека   и   прежде   всего — способностей (таланта). Поскольку сензитивные периоды развития основных способностей приходятся    на дошкольный    возраст,    основной акцент в  системе делается  на раннее  воспитание (до шести лет). Уровень развития способностей зависит, по Судзуки,   от правильной организации среды (окружения). Каждый ребенок имеет вполне достаточные наследственные задатки для  того, чтобы при правильном воспитании — с   момента   рождения — развить талант (под «талантом» Судзуки    понимает предельный уровень развития, всех  способностей ребенка). В основе  обучения  ребенка, проводимого в форме игры, лежит   принцип «освоения   родного языка». Судзуки обратил — внимание   на   тот   факт,   что   каждый   ребенок в определенном возрасте и на определенном уровне развития   вполне успешно овладевает родным  языком.  Матери  всего мира даже  не задаются вопросом, есть ли у их ребенка способности    к    овладению    родным    языком. Очевидно, утверждает Судзуки, успех овладения родным языком заложен в самом методе, его постижения. Вначале  Судзуки   попытался применить метод  «родного   языка»  к  условиям музыкального    воспитания детей двух—шести лет; позднее метод распространился на другие дисциплины — иностранные языки, физкультура, физика, математика и т.д. Постепенно система музыкального воспитания переросла в систему целостного развития ребенка. Музыка осталась в   этой   системе   лишь   как   одно   из  воспитательных средств. 

Основные элементы метода «родного языка» — слушание и повторение. На этих двух китах и держится система «Воспитание таланта».

Научно-методические проблемы системы  разрабатываются в специальном научно-исследовательском институте «Воспитание таланта» в Мацумото. Там же действуют и детские сады Судзуки, в которых осуществляется практика музыкального воспитания [12; с.84].

Детские сады Судзуки пользуются в  Японии особой популярностью. Заявление  о приеме детей в детский сад  родители подают за 3-4 года до рождения ребенка. Детей принимают без  отбора по способностям, без какой-либо предварительной проверки. Японские воспитатели считают: при правильном руководстве успех воспитания всегда гарантируется. В группе 60 детей в возрасте от трех с половиной до пяти лет. Детей не разделяют по возрасту, как в обычных японских детских садах. Считается, что именно старшие дети, а не воспитатели, способны создать стимулирующую к развитию обстановку. Роль учителя в системе «Воспитания таланта» заключается не в непосредственном обучении, а в создании необходимой обстановки для саморазвития ребенка в условиях естественного воспитания. Здесь явно влияние педагогического метода Ж.-Ж. Руссо и М. Монтессори.

Основная цель детского сада Судзуки  – тренировка и развитие памяти. Дети выполняют различные упражнения, которые предлагаются в строго постепенной  последовательности. Занятия в детском саду Судзуки проводят ровно столько времени, сколько дети могут быть сконцентрированы на словах педагога. Внимание рождает быструю ответную реакцию. При словесном ответе детей просят говорить очень громко (в пении также добиваются использования полного голоса, порой даже в ущерб правильной интонации).

В течении года дети запоминают 170-180 хайку (трехстрочные стихотворения  – образцы буддистской поэзии). Тренировочные упражнения памяти сочетаются с физическими действиями. Например, во время выполнения упражнений дети удерживают на голове школьный портфель, хлопают ритмично в ладоши за спиной и т.п. в детском саду Судзуки проводятся занятия по рисованию   и   каллиграфии, английскому    языку.    Большое    внимание    уделяется    физическим    упражнениям,     особенно на свежем воздухе. В целом же, несмотря на спартанский характер воспитания, и жесткое требование концентрации и бесконечные повторения, в детском саду господствует дух радости, свободы и любви.

Очень важен принцип введения нового. Начинать занятие следует с того, что доступно абсолютно всем детям; повторять это много раз; когда это становится «частью ребенка» (т.е. усваивается полно и прочно), можно добавить немного нового, но и ранее достигнутого.

Японские педагоги убеждены: воспитание – это полностью продукт среды. Дети становятся тем, что от них требуют обстоятельства и среда. Обучение есть адаптация к этим условиям. Обучение должно быть радостным. Некоторые неправильно полагают, будто мы принуждаем детей учиться игре на скрипке. Это не так. Делая обучение приятным, мы создаем желание у ребенка. В этом и состоит суть нашего метода.

Судзуки большое внимание уделяет физическому воспитанию. Каждая классная комната имеет большой  набор гимнастического оборудования; дети много времени проводят в песчаном карьере, много играют на открытом воздухе; в детском саду в основном ходят босиком, одеты в специальные майки с длинными полосками на рукавах и в раскрашенные яркие кепочки. Другая форма предназначена для дороги от детского сада к дому и обратно. У каждого ребенка – учебная сумка – для одежды, библиотечных книг, зубной щетки, пишущих ручек и карандашей, клея, ножниц и других предметов и специальная сумочка-«обенто» для второго завтрака.

Обычно детей приводит и отводит из сада мать. Отец посещает детский сад лишь в «спортивные дни» или в «день наблюдения». Родители и педагоги (воспитатели) работают в постоянном контакте. Они общаются посредством особых маленьких книжечек. Воспитатель и родители записывают в них свои замечания и предложения, наблюдения вплоть до советов по питанию. Практикуются также регулярные собрания родителей и воспитателей.

Важный компонент системы  Судзуки – обучение игре на скрипке  в возрасте после двух лет. Ребенка  ни в коем случае не заставляют, пока он сам не возьмет в руки инструмент.

База музыкального воспитания и важнейший компонент системы  – слушание музыки, которое начинается с рождения ребенка. Материалом для  музыкального воспитания младенца и  ребенка первых лет жизни служит прежде всего музыка эпохи барокко, а также произведения композиторов-классиков. Судзуки разработал программу-минимум для слушания и осуществил запись всех двадцати восьми произведений на пластинки.

Цель программы для  слушания — сформировать эстетический вкус ребенка, развить его музыкальную память и создать предварительные условия для последующих музыкальных занятий на инструменте.

В последующем слушание по-прежнему в течение двух-трех лет остается ведущим принципом в обучении музыке, но далее уже 
действует более обширная и основательная программа, включающая основной классический репертуар (он также зафиксирован в учебниках 
и записан на грампластинках).

Достижения детских  садов Судзуки в области развития интеллекта детей поразительны. Регулярное тестирование показывает: коэффициент интеллекта обычно бывает не менее 170— 180. И все же, несмотря на впечатляющие результаты, японские воспитатели имеют свои проблемы. Детей следовало бы уменьшить до 20 человек. Это дало бы возможность добиться еще большего   эффекта.   Но   это   связано   с   дополнительными материальными затратами.

Информация о работе Дошкольное образование