Древние мыслители о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:51, реферат

Краткое описание

Цель работы: осветить основные черты и особенности воспитания и обучения в древних государствах, с точки зрения античных историков и мыслителей.
Основными задачами являются: проследить развитие педагогики и форм обучения и воспитания в истории, выявить основные проблемы и дать оценку способам и приемам воспитания с точки зрения известных философов, проанализировать обычаи и уклады семьи различных государств и народов, оценить весомость вклада образования в становлении человека как личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
§1. Система воспитания Платона………………………………………….3
§2. Педагогическая система Аристотеля………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Система обучения Платона.

Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает  принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад, должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину». Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.  Платон

полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям). «Я говорю и утверждаю, - замечал в этой связи Платон, - что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно также пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства».

В программу всеобщего  образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малыми инструментами - воспроизведением настоящих». Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»). Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Педагогическая система Аристотеля

Аристотель не был афинским гражданином, он родился в 384 г. на окраине  эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы, в богатой семье, в которой ученая профессия врача передавалась по наследству. Начальное воспитание Аристотель получил благодаря заботам своего опекуна, и все говорит за то, что это воспитание в соответствии с семейными традициями строилось на изучении естественных наук и медицины. Восемнадцати лет Аристотель поступает в платоновскую Академию и здесь проводит время до смерти Платона, т. е. 20 лет. Двенадцать лет, начиная с 335 г., Аристотель прожил в Афинах, заведуя основанной им школой (Ликеем – при гимнасие того же названия). Аристотель, известный своими отношениями к македонскому царю, получавший от него, а также и от других, более мелких царьков, крупные суммы в виде подарков и субсидий, должен был бежать в Халкиду, где и умер в 322 г.

Идеи Аристотеля о воспитании и образовании были отражены в  трудах «Политика» и «Этика»

Единственной целью человеческой жизни является, по Аристотелю, стремление к земному счастью. «Благо человека заключается в деятельности души, сообразной с лучшею и совершеннейшею добродетелью, и притом в течение всей жизни, ибо «одна ласточка еще не делает весны», как не делает ее и один день; точно так же один день или короткое время еще не делает человека счастливым или блаженным» .

В «Политике» Аристотель выдвигает  отчетливую «формулу» счастливой жизни: «Вся жизнь человеческая распадается  на занятия и досуг, на войну и  мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и  полезное, частью на прекрасное... Можно отдать предпочтение войне ради мира, занятиям ради досуга, необходимому и полезному ради прекрасного», и для доказательства своей правоты прямо ссылается на свое психологическое учение.

«Блаженная жизнь кажется нам жизнью, сообразною с добродетелью. Такая жизнь состоит в работе, а не в развлечении». Этой работой является именно созерцательная деятельность, направленная на постижение основ мироздания.

Очень важно при этом отметить, что усвоение основных норм и понятий, необходимых для жизни, должно производиться, по Аристотелю, не путем пассивного заучивания, но путем активным, путем  приучения и частой практики. Не менее важно также указание Аристотеля, что в процессе этого приучения  должны быть учтены природные данные и особенности воспитуемого. Таким  образом, тот результат, который  возникает в итоге воспитательной практики, не является только порождением  природных данных или только следствием привитых привычек, но соответствующим синтезом того и другого.

Воспитательный и образовательный  путь по Аристотелю.

«Политика» Аристотеля дошла  до нас в незаконченном и необработанном самим автором виде. Поэтому учение о воспитании, которое изложено в ее седьмой и восьмой книгах, отличается неполным, отрывочным характером. Несмотря на это, основные линии педагогических воззрений Аристотеля выступают достаточно ярко.

Анализу системы идеального воспитания у Аристотеля в «Политике» предшествует пространное выяснение  тех основ, на которых должны заключаться  благоприятные для будущего поколения  браки, но этот вопрос мы можем обойти.

По вопросу о наследственности, очень важному в системе Платона, Аристотель высказывается далеко не так определенно, как последний: «Как от человека рождается человек, а от животного – животное, так  и от хороших родителей может  произойти только хорошее потомство. Природа зачастую стремится к  этому, но достигнуть этого не может».

Так, он указывает на важность для маленьких детей в гигиенических  целях движения в раннем возрасте, а также и вообще закаливания  их хрупкого тела (купанье в холодной воде и т. д.). По его мнению, отнюдь не следует мешать громкому плачу  и крику детей, так как и  то и другое является для них «своего  рода гимнастикой». В целях же физического  развития более взрослого ребенка  – нужно всемерно поощрять детские игры.

Поскольку в идеальном  государстве Аристотеля допускается  существование семьи, постольку  до семи лет ребенок воспитывается  в семейной обстановке. Эта семейная обстановка предстает в сознании Аристотеля в традиционных греческих  формах: «И жена и дети должны находиться в подчинении у отца семьи. Это следует из того, что мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные анормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина».

Деятельность семьи должна контролироваться особыми государственными чиновниками – педонимами. «Педонимам следует наблюдать вообще как за тем, как проводят время дети, так же и за тем, чтобы они как можно меньше оставались в обществе рабов». В круг их обязанностей входит равным образом отбор детских рассказов и сказок. «Все это должно служить как бы преддверием для последующих занятий, поэтому и игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься всерьез впоследствии».

Впрочем, в этих советах  Аристотель не всегда находится в  прямой зависимости от Платона, как  можно предположить по вышеприведенным  замечаниям. Так, например, по вопросу  о применении игр при обучении, он, в противоположность Платону, утверждает: «Когда учатся, то не играют», ибо «молодых людей» следует воспитывать  «не для забавы».

Ребенок-мальчик остается в семейной обстановке до семи лет: начиная с этого времени дело воспитания переходит в руки государства. Промежуточною ступенью между первым и вторым периодом является время  от пяти до семи лет жизни ребенка: «По истечении пятилетнего возраста следующие два года, до семи лет, дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые  им потом придется изучать самим».

Государственному воспитанию Аристотель придает громадное значение:

«Вряд ли кто будет сомневаться  в том, что законодатель должен отнестись  с исключительным вниманием к  воспитанию молодежи, так как в  тех государствах, где этот предмет  находится в пренебрежении, и  самый государственный строй  терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное  воспитание – предмет первой необходимости».

Эта государственная точка  зрения приводит Аристотеля к убеждению  в необходимости установить единообразное  воспитание для всех полноправных граждан. Заботы же о подрастающем поколении  неполноправных граждан, конечно, не включаются Аристотелем в круг обязанностей законодателя:

«Так как все государство  в его целом имеет в виду одну конечную цель, то, ясно, для всех граждан нужно тождественное  воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и  учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует сверх того думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом».

Рассматривая круг предметов  начального образования, Аристотель устанавливает  четыре основных предмета: грамматику, гимнастику, музыку и иногда рисование. Вопрос о последовательности преподавания этих предметов разрешается Аристотелем  на основании его психологии и этики.

Если, как уже указывалось, главнейшею основою человеческого  сознания при его относительном  единстве является разум с его  чисто теоретическою деятельностью, то все же этот разум развивается  постепенно, и это развитие находится  в прямой зависимости от практической деятельности, от развития воли.

Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела нужно позаботиться о воспитании наклонностей, с тем, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души». Тем самым определяется и порядок изучаемых предметов: «Отсюда следует, что мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой».

Выдвигая, таким образом, физическое воспитание на первое –  в смысле временной последовательности – место (в противоположность Платону и обычной практике эллинской школы), Аристотель в то же время резко осуждает известную ему спартанскую воспитательную практику: «Они (спартанцы) постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода диких животных, поступают они так в том расчете, будто бы это всего более полезно для развития мужества. Однако, как на это часто было указываемо, не следует обращать все свои заботы на одну эту цель». Аристотель и здесь выдвигает критерий прекрасного: «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дикое животное».

Этот же критерий заставляет Аристотеля выступить и против обычая, распространенного, по его утверждению, во многих греческих государствах, на основании которого «стремятся придать  гимнастическому образованию «атлетическое» направление и тем самым калечат  фигуру детей и мешают их естественному росту».

Заключительные выводы в  «Этике» те же, что и в «Политике»: «Слишком усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

По вопросам преподавания грамоты и рисования Аристотель ограничивается краткими замечаниями. Он отмечает утилитарное значение этих предметов, но не это должно являться главным побуждением в занятиях ими («вообще искать повсюду лишь одной пользы всего менее приличествует  людям высоких душевных качеств и свободнорожденным»).

Главное значение этих предметов, по мысли Аристотеля, сводится к  тому, что они являются ступенью и необходимою предпосылкою: грамота  – к изучению сложных дисциплин, а рисование – к изощрению  глаз а и достижению физической красоты.

Ограничиваясь этими общими соображениями по вопросам преподавания грамоты и рисования, Аристотель, наоборот, обращает такое усиленное  внимание в «Политике» на преподавание музыки, что эта непропорциональность дает повод некоторым исследователям предположить, что в данном случае мы имеем в тексте «Политики» внесенный в нее фрагмент из специального трактата по музыке.

Усиленное внимание Аристотеля к музыке – понятно. Ведь Аристотель неоднократно подчеркивает, что «досуг служит основным принципом всей нашей  деятельности». Но этой целью – доставить возможность прекрасного времяпрепровождения – не исчерпывается педагогическое значение музыки. Это значение подтверждают и соображения этического порядка. Дело в том, что «музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества». Ведь, «так как музыка относится к области приятного, добродетель же состоит в надлежащей радости, любви и ненависти, то, очевидно, ничто не следует так ревностно изучать и ни к чему не должно в такой степени привыкать, как к тому, чтобы уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим. Ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим умом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с правдой».

Информация о работе Древние мыслители о воспитании