Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов урало-поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, доклад

Краткое описание

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмыс-
ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.
Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДУХОВНО.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ

В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ  УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмыс-

ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.

Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.

С ростом самосознания народов России, интереса к ее истории и культуре особое

значение приобретает возрождение  культурно-исторического наследия народов Урало-

Поволжья, одним из компонентов  которого являются народные традиции, содержащие

многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Социально-философское исследование фольклорных материалов свидетельствует  о 

том, что многие произведения устного  народного творчества содержат в  себе идеи о це-

лях и задачах трудового воспитания молодого поколения. Представления о труде носят

традиционный характер и в течение  многих веков передаются из поколения  в поколение.

Представители старшего поколения, умудренные опытом жизни, давали молодежи советы,

пожелания, которые впоследствии переросли  в пословицы и поговорки. Мудрые народ-

ные изречения, притчи являлись своеобразной школой воспитания. Детям внушалось, что

труд — источник человеческого  существования. Трудолюбие считалось  настолько важной

чертой нравственности, что народ  оценивал моральный облик человека по качеству и ре-

зультатам его труда. Общественное мнение убеждало всех, что здоровый человек не дол-

жен сидеть без дела — Чем сидеть без дела, вдоль положи предмет, лежащий поперек

1

.

Следует отметить и то, что в  пословицах и поговорках, как в  сказках и рассказах о тру-

долюбии, центральное место уделено землепашцам или пастухам — людям труда; эти

примеры призваны решать проблемы воспитания воспитанию подрастающего поколения, 

способствовать формированию трудолюбия как основы жизни, человеческого  благополу-

чия — Человека человеком делает труд и т. д.

2

Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью.

Нравственная сторона труда  широко и всесторонне отражена во многих произведени-

ях устного народного творчества. Без труда нет добра — гласит народная пословица.

Объективная оценка трудовых заслуг человека — прежде всего общественное признание 

выполненного долга. По нравственным представлениям народов Урало-Поволжья, доб-

ро — только то, что опирается на труд, зло же достается без трудовых усилий. Изменяя

и формируя вещи, предметы природы, человек  меняет при этом и себя: развивает  свой

кругозор, духовный мир, отношением к  труду определяется нравственность и гуманизм

человека в обществе. Произведения устного народного творчества показывают, что трудо-

любие и творческий труд формируют основные нравственные качества человека: коллек-

тивизм, дружбу и взаимопомощь, честность и правдивость, силу воли, терпение и вынос-

ливость, благородство. Нормы нравственности выражают естественное стремление людей

к установлению подлинно человеческих взаимоотношений, основанных на взаимном ува-

жении, равенстве, справедливости, скромности, простоте и гуманизме.

В произведениях устного народного  творчества труд рассматривается как  основа жиз-

ни, источник всех созданных человеком  жизненных благ. Отражение трудовых традиций

закреплено афоризмами: Жизнь, прожитая в труде,— золотая жизнь; Счастье  мужчины 

в труде; Нет труда — нет почета

3

; Дерево славится плодами, человек  — делами; Любишь 99

мед — люби и пчел; Хорошо поработаешь  — вкуснее поешь; Любишь за столом посидеть,

люби и за плугом ходить

4

; Сколько труда вложишь, столько  хлеба возьмешь; Хорошо по-

трудишься, хорошо поспишь

5

; Без труда не поешь, без  еды не проживешь; Что посеешь, 

то и пожнешь

6

. В них заключены ведущие  идеи народных трудовых традиций, которые 

пронизывают всё устное поэтическое  творчество.

Труженик, создающий все материальные ценности, необходимые в жизни, не может 

не уважать труд. В народе издавна  уважали умельцев. Это нашло отражение  в пословицах,

например: Не тот плотник, который  щепки делает, а тот, который дом  срубит7

.

На протяжении многовековой истории  социально-философское осмысление значения

труда и трудовых традиций в нравственном формировании личности получило художест-

венное воплощение в образах  фольклорных героев Алпамыша, Кузыйкурпеса, Урала

и др.

Следует отметить, что в эпических  произведениях «Урал-батыр», «Акбузат», «Зухра

и Алдар» трудовая деятельность героев обычно выступает в форме коллективного охот-

ничества и скотоводства, причем подчеркивается, что охотничество — дело отважных

и смелых.

В эпических сказаниях мы обнаруживаем и некоторые сведения об изготовлении ору-

дий труда, обучении детей приемам обращения с ними. Орудия труда, как правило, вруча-

ются батыру старейшиной рода, аксакалом от имени всего рода, общины. При этом произ-

носится напутствие, звучащее как  наказ всего рода. В произведениях  «Али батыр», «Конь 

пустыни» и других отец передает сыну всё свое охотничье снаряжение — лук, стрелы,

топор. При этом напоминает сыну о  том, что эти орудия труда достались  ему от дедушки.

На наш взгляд, в основе передачи из поколения в поколение орудий труда заложен глубо-

кий нравственный смысл: жизнь, которую  ты создаешь собственными усилиями, радост-

нее, крепче и дороже всего того, что достается в готовом виде.

Крупные и трудоемкие работы, требующие  объединения коллективных усилий, на-

пример, рубка леса, строительство  жилья, расчистка нового участка  земли, выполнялись 

всем родом. Коллективно осуществляются и другие виды работ — уборка урожая, стриж-

ка овец, выделка войлока и т. д. Традиция взаимопомощи, приобщение молодежи к кол-

лективным формам труда, основанного на принципе общности трудовых усилий, были

исключительно важной задачей трудовых традиций, поэтому народы Урало-Поволжья

поощряли коллективную охоту, формировавшую  чувство поддержки и взаимопомощи.

Трудовые традиции способствовали воспитанию бескорыстия, духовной щедрости,

отзывчивости, т. е. тех качеств, без  которых не может быть подлинного коллективного 

труда.

Это нравственное начало нашло отражение  в пословицах: Имущество — не богат-

ство, единство — богатство; Когда вместе, и суп погуще; В единстве — жизнь; Где есть

духовное единство, разнообразие одежды не замечается; Одна пчела меду не припасет;

Одинокое дерево ветер легко  валит8

. Одной рукой узел не развяжешь  — подчеркивают 

чуваши.

Благодаря труду человек духовно  обогащается. Если в произведениях, отражающих

более ранний период жизни башкирского  народа («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк

и Маянсылыу» и др.), батыры одерживали победу над сверхъестественными силами,

то в произведениях позднего периода честный труженик одерживает победу над предста-

вителями праздного слоя общества.

Народ, связывая жизнь с трудом, видит в нем основу всех благ и  счастья — К без-

дельнику уважения нет. 100

Пословицы благословляют труд и  осуждают лень: У кого есть работа, у  того есть

и сила; Кто лежит без дела, у  того напрягаются ребра; Старательный умирает один

раз, лентяй — тысячи раз.

Пословицы осуждают ленивых, нерадивых, болтунов

9

.  Ленивому бык падет —

мясо, телега сломается — дрова; Ленивец — полчеловека, дельный  десятерых стоит;

Поленишься — без хлеба останешься

10

; Работающему достаточно одного слова, а лени-

вому надо сто слов

11

.

В пословицах утверждается, что труд способствует укреплению здоровья, одобряется

совместный труд, умение поддержать друг друга

12

: На охоте проворным будь, товарищу 

опорой будь; Ленивого болезнь не отпустит; Дело мастера боится; Человек  без ремес-

ла — птица без крыла; Джигиту и семидесяти ремесел мало; Лентяю — всегда празд-

ник

13

.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что какова жизнь народа, таковы и

герои его устного народного  творчества. Эти мысли воплощены  во многих произведени-

ях сказочного эпоса, в частности, в сказках «Аминбек», «Каман и Саман» и т. д. В них

богатство — это не материальные блага, а золотые руки человека, его  ум, знания, мас-

терство.

Произведения фольклора утверждают: надо трудиться и тогда, хотя работающий

не увидит сразу конкретных результатов  своего труда, в общем итоге, иногда значитель-

но позже, они принесет пользу. Эта  мысль заключена в чувашской  сказке «Садовод и его 

сыновья», где повествуется о том, как один старый садовник перед смертью  завещал сво-

им семерым сыновьям клад, который  зарыл в саду, и они все вместе должны искать его.

Дети подумали, что отец спрятал  в саду клад с деньгами, и после  его смерти перерыли

весь сад. От этого земля стала  мягкой, плодородной и дала большой  урожай. Сыновья за-

жили в достатке и богатстве. Они нашли всё-таки завещанный клад отца — это совмест-

ная дружная работа

14

.

Для устного народного творчества народов Урало-Поволжья именно труд, способность

и ум определяют нравственный облик  человека. Ум и знания в народе понимались неот-

делимыми от трудовой деятельности: трудолюбивый человек умен, умный человек тру-

долюбив.

Доказательством к сказанному может  служить татарская сказка «Отцовские заветы».

Перед смертью, говорится в ней, отец позвал сыновей и дал им свои заветы. Старшему

сыну, который был груб и нелюдим, он сказал: «Постарайся, сынок, построить  всюду 

свои дома». Среднему, не любившему  трудиться, старик велел есть только вкусную пищу.

Младшему он завещал почаще жениться. Умер отец, а сыновья не знают, как выполнить

оставленные отцом заветы. Они обратились к мудрецу, который растолковал  смысл от-

цовских слов. «Построить всюду свои дома» — означает «заимей всюду друзей». «Есть

только вкусную пищу» нужно  понимать так «трудись, тогда всякая пища будет вкусной».

А что касается женитьбы, то это  означает «не сиди дома, будь подольше на работе и тогда 

при каждой встрече с женой тебе будет казаться, что женишься вновь».

Н. А. Добролюбов справедливо отмечает, что «в сказках за фантастикой  и вымыслом

стоит реальная жизнь, действительные отношения, что по сказкам и преданиям  можно 

судить и понять психологию и  философию народа, сохранившего эти  предания»

15

.

Труд создал человека и явился одним  из решающих факторов объединения людей.

Прежде всего в процессе трудовой деятельности формировались, развивались и закреп-

лялись правила и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком

и обществом. Эти нормы, правила  поведения, принципы морали, дошедшие из недр 101

предшествующих эпох, несут в  себе духовно-нравственный потенциал. Для народа труд

всегда был основой существования. Ведущее место трудовых традиций в жизни общества

объясняется тем, что в труде  раскрывается ум человека, развивается  его физическая сила

и укрепляется здоровье. Следует  отметить, что трудом создается красота, в труде фор-

мируются эстетические вкусы, нравственные нормы, отношением к труду определяется

ценность человека.

Если в древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и ро-

довой солидарности, которая выступала как жизненная потребность и необходимость,

то в период образования раннеклассового  общества принцип родовой взаимопомощи вби-

рает в свое содержание такие нравственные понятия, как равенство, справедливость, вза-

имопомощь. Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание

считались у башкир, как и у  других народов, лучшими качествами личности. О мастерст-

ве умельцев, о трудовой сноровке и смекалке слагались песни, в сказках восхвалялись на-

ряду с боевыми подвигами  трудолюбие, упорство и выносливость. Людям старательным

и трудолюбивым, к тому же добрым, скромным и терпеливым, по убеждению народа, со-

путствует удача в жизни и, наоборот, ленивые терпят неудачу.

Трудовые традиции включали в себя своеобразные формы обучения труду. Особое

место у народов Урало-Поволжья занимало индивидуальное обучение. Пока ребенок мал

и воспитывался в семье, он получал  первые уроки труда у членов семьи. Мальчика на-

ставляли отец, старшие братья, девочку — бабушка, мать, сестра, снохи. Очень интерес-

ной является форма организации труда девочек и девушек — «посиделки». На посиделках

постоянно внушалась мысль о  важной роли труда в жизни человека, о его естественной

необходимости для всех, подчеркивалась необходимость привития молодому поколению 

нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, друж-

бы и товарищества.

У всех народов Урало-Поволжья существовала продуманная система трудовых тради-

ций, накопленных в процессе своего исторического развития. Безделье исключалось самой

окружающей средой, действительностью. В процессе приобщения к трудовым традициям 

человек открывал новые свойства окружающего  мира, находил подтверждение или  опро-

вержение своих догадок и идей. Гармонию природы человек стремился внести в челове-

Информация о работе Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов урало-поволжья