Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов урало-поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, доклад

Краткое описание

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмыс-
ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.
Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДУХОВНО.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

ческие отношения и воспитывать таких людей, которые преодолевают неожиданные пре-

пятствия. Эта мечта человека широко отражена в устном народном творчестве.

Труд формировал такие нравственные качества народов Урало-Поволжья, как коллек-

тивизм, сила воли, гостеприимство, прямодушие, простота, доброта и др. Как уже отме-

чалось, географические, исторические и социально-экономические факторы определяли

основные виды хозяйствования: земледелие, скотоводство, коневодство, ткачество, пчело-

водство, вырабатывали коллективистские чувства.

Коллективный труд является важнейшим  фактором формирования нравственных вза-

имоотношений. Такая форма общественной помощи известна многим народам и выраба-

тывались в ходе тысячелетней практики человеческого общения.

Возьмем, к примеру, обычай «взаимопомощи» народов Башкортостана. При выполне-

нии особо трудоемких работ они вплоть до наших дней прибегают к древней традиции 

коллективной, безвозмездной помощи. Корни этого явления исторически  уходят в область 

былого родового коллективизма. Строительство  жилья, начиная от заготовки материалов

(древесины, камня, глины) и  до отделочных работ, а также  трудоемкие работы часто вы-

полняются в индивидуальных хозяйствах в основном коллективно силами сородичей и

односельчан

16

. 102

Прополка полей под сельскохозяйственные культуры проводилась за сезон 2–3 раза и 

считалась одной из самых трудоемких работ в полеводстве, поэтому  ее всегда старались 

проводить коллективно; таким же образом  устраивались различные работы, связанные  с

уборкой и первичной обработкой урожая, обработкой шерсти, где преобладал дух сорев-

нования и каждый старался проявить трудовую сноровку, выносливость, знания, умение

трудиться.

Традиции взаимопомощи у всех народов  Урало-Поволжья называются по-разному: на-

пример, у татар — гусиный  праздник (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сук-

на), у чувашей — пир сапни (в расколачивании холста), ниме, миме (при возведении дома);

у русских — помоги, толока.

До сих пор очень стойкими считаются традиции взаимопомощи у  марийцев (ума, вума),

когда родственники помогают друг другу  во время сенокоса, жатвы, обмолота хлеба, при

постройке дома. Удмурты ежегодно осенью устраивают традицию взаимопомощи при

закготовке гусей.

Все традиции взаимопомощи начинаются в форме различных игр и  поучительных бе-

сед, затем показывался сам процесс  труда, происходило посильное участие  детей.

Одним из проявлений добродетели у  народов Урало-Поволжья исстари считался дух

соревновательности — стремление ко всему лучшему, что есть в обществе: быть лучшим

в труде, храбрейшим в бою, оказаться  первым там, где ждут помощи, последним, где идет

раздача наград.

Как уже отмечалось, у башкир также  устраивали безвозмездные трудовые помочи.

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк так описывает «помощь»: «Много народу пришло к бо-

гачу Бузыкаю, чтобы скосить его луг. По окончании работы хозяин организовал нечто

вроде сабантуя — праздника со скачками, состязаниями бегунов и  башкирской борьбой.

Как видно, праздничная форма проведения “помощи” привлекает жителей к  участию во

взаимопомощи»

17

. Также широко была распространена  детская взаимопомощь. Это было 

вызвано не только бытовой необходимостью, но и стремлением к воспитанию подрастаю-

щего поколения в духе традиций «помощи», воспитывающих у них чуткость и отзывчи-

вость. Научить молодых людей делать добро путем упражнений в нравственных поступ-

ках было важной целью воспитания в них гуманности

17

. «Помощь» хотя и требует  от каж-

дого полной выкладки сил, воспринимается его участниками как праздник труда, потому

что на это коллективное действие каждый идет с благородными побуждениями, между

ними завязываются дружеские отношения, в итоге они получают радость  и удовольствие

от труда. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и 

обогащаются — это и есть проявление нравственной традиции в действии, в жизни.

Осмысливая бесценное наследие великих философов, педагогов, глубоко  вникая в суть

философских воззрений народа, можно  с полным основанием утверждать, что  в народном

представлении трудовое воспитание молодого поколения неразрывно связано с нравст-

венными традициями. Народ веками мечтал видеть молодое поколение  трудолюбивым,

нравственно чистым, физически здоровым, интеллектуально развитым, вот почему про-

изведения устного народного творчества содержат в себе многовековые традиционные

представления и обобщают светлые  идеалы народов Урало-Поволжья.

Изучение устного народного  творчества дает основание говорить о его глубоком ду-

ховно-нравственном содержании. Оно способствует поступательному движению челове-

ческого духа к Добру, Истине и Красоте, как целостные воспитательные системы устного

народного творчества прививают подрастающему  поколению такие качества, как  любовь,

доброта, трудолюбие и порядочность. 103

Именно нравственные традиции, на наш взгляд, воспитывают уважение к своим кор-

ням, уходящим не только в семейное прошлое, но и в судьбы и память народа. Основы

нравственной личности закладываются  еще в детстве, и в этом немаловажную роль игра-

ют нравственные традиции.

Птенец, что видит в гнезде, то видит и в полете; Чему в детстве  научился, тем и хлеб

будешь зарабатывать — гласят башкирские пословицы18

. Трудовые традиции формиру-

ют нравственное отношение к  труду, уважение к нему человека.

Вне трудовой деятельности нет и  не может быть нравственного воспитания, одним из

действенных и испытанных средств которого являются лучшие образцы трудовых тради-

ций. Уважение к труду человека есть одновременно и уважение к трудовым свершениям

всего народа в прошлом, на базе которого строится новое общество и традиции которого

живут постепенно. В идеях трудового  воспитания выделяется трудовая активность, добро-

совестность, старательность, целеустремленность, предлагается потребность и привычка

трудиться, увлеченность и наслаждение  трудовым процессом, заинтересованность в до-

стижении полезного результата труда. Трудовое воспитание составляет глубокое, сокро-

венное содержание народной морали.

Примечания

1

Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. Уфа :

Китап, 1993. С. 23–41.

2

Там же. С. 41.

3

Там же. С. 23.

4

Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. Устинов :

Удмуртия, 1987. С. 16, 24.

5

Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие / Мордов. ун-т. Саранск, 1987. С. 90.

6

Татарские народные пословицы. Казань, 1959. Т. 1. С. 27.

7

Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1976.

С. 111–312.

8

Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 7, 22.

9

См.: Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки.

С. 30, 31.

10

Там же. С. 34.

11

Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 7.

12

Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки.

С. 32.

13

Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 33.

14

Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. С. 115.

15

Добролюбов, Н. А. Народные русские  сказки / Н. А. Добролюбов // Добролюбов Н. А. Собр.

соч. : в 3 т. М., 1950. Т. 1. С. 591.

16

Кутлугильдина, Ю. З. Традиции башкирской народной педагогики / Ю. З. Кутлугильдина.

Стерлитамак, 1991. С. 37.

17

Башкирия в русской литературе : в 6 т. Уфа : Китап, 1993. Т. 3. С. 201–207.

18

Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 82.


Информация о работе Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов урало-поволжья