Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:15, реферат
Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей в педагогике очень велико(учеными и практиками выделяется более 100).
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Во-первых, уточним понятия «закона» и «закономерности» , которые понимаются в педагогике как философские категории.
ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
имени генерала армии А.В. ХРУЛЕВА
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
на тему:
«Законы и закономерности в педагогике»
Выполнил: слушатель 25 пр учебного отделения подполковник Алексеев А.В.
г.Санкт-Петербург
2014 год
Результатом познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так как некоторые из выделенных положений нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.
Проблема
законов, закономерностей и принципов
обучения является одной из наиболее актуальных
проблем в педагогике. Она многократно
подвергалась обсуждению, но и сегодня
нет четкого разграничения этих понятий,
иногда закономерности подменяются принципами,
отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей
в педагогике очень велико(учеными и практиками
выделяется более 100).
Рассмотрим наиболее распространенное
понимание этой проблемы.
Во-первых, уточним понятия «закона» и
«закономерности» , которые понимаются
в педагогике как философские категории.
Закон - это необходимое, существенное,
устойчивое, повторяющееся отношение
между явлениями.
Закон— необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами, выраженная в наиболее общей форме.
Закон- не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Закономе́рность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явле
Таким образом, исходя из приведенных выше определений, закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.
Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие "закон" используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием "закономерность". Однако закономерность - это более широкое по объему понятие, чем "закон". Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем. Таким образом,
закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Определяя понятие «педагогического
закона», необходимо учитывать, что образование
как целостное явление – это одна из наиболее
значимых подсистем общества, поэтому
его законы, как и законы общества, не есть
результат проявления какой-то внешней
силы, они являются продуктом его внутренней
самоорганизации. В силу этого педагогический
закон - это категория, обозначающая объективные,
существенные, необходимые, общие и устойчиво
повторяющиеся связи между явлениями
образования, компонентами педагогической
системы, отражающие механизмы ее самоорганизации,
развития и функционирования.
В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики:
Прежде всего, в
силу противоречивого
Также в процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование.
Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т.е. диалектического "снятия", сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности "отрицают" ранее сложившиеся. Наглядное проявление периодических диалектических снятий имеет место при переходе от одного способа решения задач к другому, когда снятие обеспечивается переходом к более сложным видам учебной деятельности, в которых и разрешаются характерные для процесса обучения противоречия. Действие механизма отрицания проявляется, например, в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.
Кроме общих законов диалектики
в обучении проявляются также специфически
Немецкий педагог и психолог, основатель
экспериментальной педагогики Эрнст Мейман
обосновал несколько специфических законов:
- развитие индивидуума
с самого начала определяется в преобладающей
степени природными задатками;
- ранее всего развиваются
те функции, которые являются наиболее
важными для жизни и удовлетворения элементарных
потребностей ребенка;
- душевное и физическое
развитие детей происходят неравномерно.
О многообразии и многогранности законов
педагогики свидетельствуют результаты
работы многих исследователей в этой
области(Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский,
И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин
и др.), которые наряду с основными законами
выделяют следующие:
- закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов;
- закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами;
- закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении;
- закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении;
- закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.
В процессе обучения наряду с диалектическими законами и категориями диалектики проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся закономерные связи и отношения. Особенность понятия "закономерности" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности.
Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу.
Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и воспроизводства новых поколений.
Названная закономерность обусловливает
частные или специфические
Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Также выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.