Законы и закономерности в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:15, реферат

Краткое описание

Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей в педагогике очень велико(учеными и практиками выделяется более 100).
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Во-первых, уточним понятия «закона» и «закономерности» , которые понимаются в педагогике как философские категории.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

имени генерала армии А.В. ХРУЛЕВА

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Законы и закономерности в педагогике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель 25 пр учебного отделения подполковник Алексеев А.В.

 

 

 

г.Санкт-Петербург

2014 год

       Результатом познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так как некоторые из выделенных положений нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.

        Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей в педагогике очень велико(учеными и практиками выделяется более 100). 
             Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы. 
Во-первых, уточним понятия «закона» и «закономерности» , которые понимаются в педагогике как философские категории.  
             Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

 Закон— необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами, выраженная в наиболее общей форме.

Закон- не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Закономе́рность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.

Таким образом, исходя из приведенных  выше определений, закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.

Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие "закон" используется редко, чаще всего оно  отождествляется с понятием "закономерность". Однако закономерность - это более  широкое по объему понятие, чем "закон". Закономерность рассматривается как  результат совокупного действия множества законов, поэтому она  выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем. Таким образом,

закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом, а обусловленные  ими принципы определяют общую стратегию  решения целей обучения. Такая  стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

Определяя понятие «педагогического закона», необходимо учитывать, что образование как целостное явление – это одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.                        

   В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики:

  • закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу» ) ;
  • закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»);
  • закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»).

 Прежде всего, в  силу противоречивого характера  процесса обучения, в нем имеет  место действие закона единства и борьбы противоположностей. Противоречия в обучении возникают и проявляются в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям, являющимся следствием новых социальных условий, сложившейся образовательной ситуации, изменившихся возможностей развития личности. Так, произошедшие изменения в экономической, политической и культурной жизни России обусловили возникновение не только нового социального контекста жизни и деятельности человека, но и привели к резкой смене общественных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные качества личности (предприимчивость, деловитость, социальную смелость). Это потребовало изменения содержания и технологий образования. Выявление противоречий в обучении, явившихся следствием названных социальных перемен, и способов их разрешения относится к числу наиболее актуальных задач теории обучения, так как их затяжной характер сказывается на снижении эффективности обучения.

Также в процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т.е. диалектического "снятия", сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности "отрицают" ранее сложившиеся. Наглядное проявление периодических диалектических снятий имеет место при переходе от одного способа решения задач к другому, когда снятие обеспечивается переходом к более сложным видам учебной деятельности, в которых и разрешаются характерные для процесса обучения противоречия. Действие механизма отрицания проявляется, например, в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.

Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например, И.Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. 
            Немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики Эрнст Мейман обосновал несколько специфических законов: 
       - развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками;  
       - ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 
       - душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно. 
               О многообразии и многогранности законов педагогики свидетельствуют результаты работы многих  исследователей в этой области(Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), которые наряду с основными законами выделяют следующие:

- закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов;

- закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами;

- закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении;

- закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении;

- закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

В процессе обучения наряду с диалектическими законами и  категориями диалектики проявляются  и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся закономерные связи  и отношения. Особенность понятия "закономерности" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности.

Большая же часть закономерностей  проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а  в статистическом ряду, в некотором  множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также  и для процесса обучения, поскольку  он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя  и учеников, культурных, материальных условий и пр.

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу.

Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического  процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального  опыта, общечеловеческой культуры и  духовных ценностей. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и воспроизводства новых поколений.

Названная закономерность обусловливает  частные или специфические закономерности обучения. Прежде всего она определяет зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и от социокультурной ситуации. Названные факторы в своей совокупности определяют образовательную политику.

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Также выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.

Информация о работе Законы и закономерности в педагогике