Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:33, дипломная работа
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Высокий уровень – 32% (8 детей). Дети полностью самостоятельны в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания. Они отличаются аккуратностью, тщательно выполняют все действия по самообслуживанию, руководствуется правилами, умеют адекватно оценивать действительность по выполнению бытовых процессов, культурно-гигиенических навыков сверстников и свою. Проявляют заботу о слабых детях, малышах и взрослых, с радостью оказывают им посильную помощь в одевании, умывании и быту.
Рис.2. Данные по методике Токаевой Т. Э. «Отношение ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре» на констатирующем этапе.
Средний уровень – 40% (10 детей). Дети самостоятельны в самообслуживании и выполнении культурно-гигиенических навыков, без напоминаний правила умывания, одевания, следить за своим внешним видом и порядком в игровой комнате. Однако самоконтроль за выполнением действий по самообслуживанию недостаточен, требуется помощь в оценке качества деятельности ( дети помогли накрыть на стол, навели порядок у кукол и т. д.)
Низкий уровень - 28% (7 детей). Дети не уверены в себе, стремление к самостоятельности в самообслуживании и выполнении процессов умывания, одевания, культуры еды подавлено (без напоминания не могут соблюдать порядок и выполнение правила умывания, одевания, не могут следить за своим внешним видом.) Постоянно требуется помощь и прямые напоминания взрослого о правилах соблюдения порядка, последовательности выполнения бытовых процессов, иногда непосредственная помощь в отдельных действиях.
Итак, можно вывести средний показатель знаний детей по ОБЖ у детей 5-6 лет. (рис 3)
Рис.3 Средний показатель знаний детей по ОБЖ у детей 5-6 лет на констатирующем этапе.
Высокий уровень – 38%
Средний уровень – 36%
Низкий уровень - 26%
Как видим, у детей присутствует средний и низкий уровень знаний по ОБЖ. Педагоги или же родители сами вправе решать, какие из форм, методов работы с детьми наиболее интересны и привлекательны для детей. Они могут постепенно перейти в традиции группы, семьи по воспитанию ЗОЖ.
На формирующем этапе, который проводился в январе-феврале 2011 года нами был разработан план по проведению занятий по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. В разработку вошли 10 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 20 минут воспитателем по подгруппам.
Особое внимание было уделено таким темам, как общение с посторонними людьми; предметами, опасными для жизни; чрезвычайным ситуациям.
Эффективность данной разработки в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы они осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
В результате дети расширили свои знания об основах безопасности жизнедеятельности. Родители остались довольны проведенными занятиями.
Затем на заключительном этапе в марте 2011 года была проведена повторная диагностика детей.
Использовалась дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации» с целью выявления знаний детей о правильных действиях в опасных ситуациях.(приложение 6) Детям предлагается дидактическая игра, которая помогает не растеряться ребенку в чрезвычайной ситуации и правильно действовать: во дворе, на прогулке, на улице, в лесу и на речке. Сравнительные данные представлены на рис. 4.
1 срез
Рис. 4. Сравнительные данные по дидактической игре
«Чрезвычайные ситуации» на заключительном этапе
Высокий уровень - 45% (11 детей). Как мы видим, высокий уровень на заключительном этапе не изменился, остался без изменений, дети достаточно знают, как нужно действовать в опасных ситуациях.
Средний уровень -35% (8 детей) увеличился на два процента, дети усвоили знания и стали больше знать об опасных ситуациях.
Низкий уровень -20% (5 детей) уменьшился на 3%-одного ребенка.
Итак, знания детей о правильных действиях в опасных ситуациях на среднем уровне. В основном дети правильно называют картинки, но не всегда находят правильный выход из ситуации.
По результатам проведения повторной диагностики у детей выявлен следующий уровень знаний по методике Токаевой Т. Э. «Отношение ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре» с целью выявления уровня сформированности знаний и отношения к себе своему здоровью и физической культуре. (приложение 7)
Мы получили следующие данные.(
Высокий уровень – 35% (9 детей) На заключительном этапе знания детей к себе и своему здоровью увеличились на 3%. Средний уровень составил 40% и остался прежним. Низкий уровень - 25% . Уменьшение произошло за счет перехода детей на средний уровень.
Рис.5. Данные по методике Токаевой Т. Э. «Отношение ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре» на заключительном этапе.
Итак, можно вывести средний уровень знаний детей по ОБЖ. (рис. 6)
1 срез
Рис. 6. Средний показатель знаний детей по ОБЖ у детей 5-6 лет на констатирующем и заключительном этапе.
Высокий уровень – 38% (9 детей).
Средний уровень – 37% (10 детей).
Низкий уровень - 24% (5 детей)
В результате проведенной диагностики выявлено, что наша гипотеза подтвердилась и дошкольный возраст является наиболее благоприятным в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего возраста при условии системной работы и использования разных форм, методов организации занятий.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Актуальность проблемы значения занятий по ОБЖ для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего возраста. Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
2. В теоретическом обосновании занятия по ОБЖ для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего возраста. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
3.В ходе исследовательской работы были подобранны следующие методы диагностики с целью выявления знаний детей о правильных действиях в опасных ситуациях и отношения ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре.
4. Из проведенных методов исследования можно сделать такой вывод:
дошкольный возраст является наиболее благоприятным в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего возраста при условии системной работы и использования разных форм, методов организации занятий.
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Разработаны специальные программы по ОБЖ - С.А. Козловой «Я - человек», Князевой Н.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Необходимо специально организованная педагогическая деятельность: