Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Содержание

1. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей.
2.Формы работы с книгой в детском саду.
3.Литеатурные вечера досуга.
4.Организация и оформление уголка книги в разных возрастных группах.

Вложенные файлы: 1 файл

МДК 03.02.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

                                                   План.

1.  Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей.

2.Формы  работы с книгой в детском  саду.

3.Литеатурные  вечера досуга.

4.Организация  и оформление уголка книги  в разных возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.  
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. 

   Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.  
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. 
    
Детская книга – это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины. 
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

 

На  сегодняшний день чтобы воспитывать  читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для  детей дошкольного возраста, уметь  интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение  художественной литературы в развитии и воспитании детей.

Художественная  литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию; в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному; чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. 
       Умение  правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с  содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Значение художественной литературы  в воспитании детей определяется  ее общественной, а также воспитательно- образовательной ролью в жизни всего народа.Искусство слова отражает действительность  через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. 
 Детский сад знакомит дошкольников  с лучшими произведениями для  детей и на этой основе решает  целый комплекс взаимосвязанных  задач нравственного, умственного,  эстетического воспитания. 
  Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.Художественное произведение привлекает  ребенка не только своей яркой  образной формой, но и смысловым содержанием.Старшие дошкольники,  воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. 
       Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. 
         Дети старшего дошкольного возраста  под воздействием целенаправленного  руководства воспитателей способны  увидеть единство содержания  произведения и его художественной  формы, найти в нем образные  слова и выражения, почувствовать  ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. 
       Таким образом, важно признать процесс  чтения определяющим в образовании  и развитии, мировоззренческом и  нравственном становлении человека, ребенка.   
 
       

 

2. Формы работы с книгой в  детском саду.       

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая  деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с  восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Ясно видно, что в данное  понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.  
       Обеспечить  усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. 
         Воспитатель формирует у детей  умение воспринимать литературное  произведение.  
       Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.  
       При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми: 
         • выразительное чтение воспитателя; 
         • беседа о прочитанном; 
         • повторное чтение; 
         • рассматривание иллюстраций; 
         • объяснение незнакомых слов. 
         Особое место в детском чтении  занимает такой жанр, как повесть  для маленьких. Чтение повести,  как отмечала Р.И. Жуковская,  даёт ребёнку возможность долго  следить за жизнью и приключениями  одного и того же героя.В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.  
       

Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.  
       В среднем дошкольном возрасте углубляется  работа по воспитанию у детей способности  к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться  на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. 

В старшем дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес  к книгам, желание слушать их  чтение.Накопленный жизненный и  литературный опыт даёт ребёнку  возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.

 Дети начинают осознано относиться  к авторскому слову, замечать  особенности языка, образную речь  и воспроизводить её. В работе с детьми по данному разделу  программы вне занятий проявляются  два направления: первое, когда педагог  целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого. 
       Таким образом, за период пребывания в детском  саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым.

Если он видит, что воспитатель  моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно  переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.Пусть малыш не умеет еще  читать, но его учат рассматривать  книги не только со взрослым, но и самостоятельно.Дети уже  в младшем возрасте должны  усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.  

3. Литературные  вечера досуга.       

Развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как  в неадаптированном виде, так и  в виде обработок, инсценировок —  это другая группа методов и средств  использования литературы вне занятий. 
         На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.3 
         В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. 
         Литературный вечер может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема литературного вечера может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д. 
         Структура литературного вечера имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям. 
        

 Можно пригласить на вторую половину литературного вечера (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.). 
       Программа вечеров может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.Старших дошкольников желательно познакомить  и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

Ребенку старшего дошкольного  возраста доступны для восприятия  и такие виды инсценировки, как  балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Каждый  воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.Показ театральных представлений  и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие  инсценировки на слух сложнее.  Как и просмотр диафильмов, оно  требует подготовительной работы(вступительное слово, напоминание  и т. п.).Таким образом, эти вечера способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение. 

4. Организация и  оформление уголка  в разных возрастных группах. 
 В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить  человека духовно к самостоятельной  жизни, надо ввести его в мир книг».Воспитать у каждого ребёнка  интерес к чтению, научить его  бережно относиться к книге –  одна из задач педагога.  
 В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.Состав книг в групповых библиотечках  время от времени обновляется  или полностью, или частично  не только потому,что книги  изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.Во  всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. 
       Основными целями книжного уголка являются: 
      1. развитие  познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; 
       2.использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;  
      3. создание  психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей в группе; 
       4.обеспечение продуктивного взаимодействия с  родителями в решении задач воспитания и развития детей 
 Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др. 
       В оформлении уголка книги каждый воспитатель  может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные  условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.Уголок  книги по возможности располагают  вдали от мест игр детей, вблизи окна.  
         В младших группах воспитатель  даёт детям первые уроки самостоятельного  общения с книгой: знакомит с  уголком книги, его устройством  и назначением, приучает рассматривать  книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. 
       В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя  должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.  
       В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные  картинки, наклеенные на плотную бумагу.  
         Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Информация о работе Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей