Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:07, контрольная работа
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
1. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей.
2.Формы работы с книгой в детском саду.
3.Литеатурные вечера досуга.
4.Организация и оформление уголка книги в разных возрастных группах.
План.
1. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей.
2.Формы работы с книгой в детском саду.
3.Литеатурные вечера досуга.
4.Организация и оформление уголка книги в разных возрастных группах.
Введение.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления
личности.
Многочисленные психологические и педагогические
исследования подтверждают, что именно
в эти годы при условии целенаправленного
воспитания закладываются основы моральных
качеств личности.
Чтобы современный
ребенок был подготовлен к жизни необходимо
прививать в детях любовь художественному
слову, уважение к книге, воспитывать грамотного
читателя.
Книга должна как можно раньше войти в
мир ребенка, обогащать его мир, делать
его интересным, полным необычных открытий.
Всё последующее знакомство с огромным
литературным наследием будет опираться
на тот фундамент, который закладывается
в дошкольном возрасте.
Детская книга – это один из факторов,
влияющих на формирование, развитие и
становление личности ребёнка. Через произведения
художественной литературы разных жанров
формируются положительные личностные
качества человека и гражданина своей
Родины.
Книга должна как можно раньше
войти в мир ребенка, обогащать его мир,
делать его интересным, полным необычных
открытий. Всё последующее знакомство
с огромным литературным наследием будет
опираться на тот фундамент, который закладывается
в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах
Умение
правильно воспринимать литературное
произведение, осознавать наряду с содержанием
и элементы художественной выразительности
не приходит к ребенку само собой: его
надо развивать и воспитывать с самого
раннего возраста. В связи с этим очень
важно формировать у детей способность
активно слушать произведение, вслушиваться
в художественную речь. Благодаря этим
навыкам у ребенка будет формироваться
своя яркая, образная, красочная, грамматически
правильно построенная речь.
Значение художественной
Детский сад знакомит
Процесс развития
эстетического восприятия очень заметен
в дошкольном возрасте. Понять, что художественное
произведение отражает типичные черты
явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи
отмечают такую особенность художественного
восприятия ребенка, как активность, глубокое
сопереживание героям произведений. У
старших дошкольников появляется способность
мысленно действовать в воображаемых
обстоятельствах, как бы становиться на
место героя. Например, вместе с героями
сказки дети испытывают чувство страха
в напряженные драматические моменты,
чувство облегчения, удовлетворения при
победе справедливости.Художественное
Дошкольники
способны к овладению поэтическим слухом
и могут понимать основные различия между
прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного
Таким
образом, важно признать процесс чтения
определяющим в образовании и развитии,
мировоззренческом и нравственном становлении человека,
ребенка.
2. Формы работы с книгой в детском саду.
В настоящее время в педагогике для определения речевой
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование
связной речи, словарная работа и др.
Обеспечить
усвоение ребенком содержания произведений,
правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей
умение воспринимать
Традиционно
в методике развития речи принято выделять
две формы работы с книгой в детском саду:
чтение и рассказывание художественной
литературы и заучивание стихотворений
и использование литературных произведений
и произведений устного народного творчества
вне занятий, в разных видах деятельности.
При ознакомлении
дошкольников с художественной литературой
используются разные приёмы формирования
полноценного восприятия произведения
детьми:
• выразительное чтение
• беседа о прочитанном;
• повторное чтение;
• рассматривание иллюстраций;
• объяснение незнакомых слов.
Особое место в детском чтении
занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести,
Воспитатель называет жанр художественной
литературы: «расскажу сказку, прочитаю
стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает
детям вспомнить интересные места, повторить характеристики
персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок»,
«Выросла репка большая-пребольшая», назвать
повторяющиеся обращения («Козлятушки
- ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!»,
«Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и
действия («Тянут-потянут, вытянуть не
могут»). Помогает запомнить этот материал
и научится повторять его с разными интонациями.
В среднем дошкольном
возрасте углубляется работа по воспитанию
у детей способности к восприятию литературного произведения,
стремление эмоционально откликаться
на описанные события. Внимание детей привлекают
и к содержанию, и к легко различимой на
слух (стихотворная, прозаическая) форме
произведения, а также к некоторым особенностям
литературного языка (сравнения, эпитеты).
Это содействует развитию поэтического
слуха, чуткости к образной речи. Как и
в младших группах, воспитатель называет
жанр произведения. Становится возможен
небольшой анализ произведения, то есть
беседа о прочитанном. Детей учат отвечать
на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ),
о чём рассказывается, какими словами
она начинается и какими заканчивается.
Беседа развивает умение размышлять, высказывать
своё отношение к персонажам, правильно
оценивать их поступки, характеризовать
нравственные качества, даёт возможность
поддерживать интерес к художественному
слову, образным выражениям, грамматическим
конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес
к книгам, желание слушать их чтение.Накопленный жизненный
Дети начинают осознано
Таким
образом, за период пребывания в детском
саду будущие школьники прослушают и перескажут
много сказок, рассказов, стихов. Будущий
маленький читатель во всем подражает
взрослым.
Если он видит, что воспитатель
моет руки, прежде чем раскрыть книгу,
никогда не перегибает ее, аккуратно
переворачивает страницы, а встретив
мятые, разрисованные, выражает неудовольствие,
ребенок и сам постепенно становится
защитником книги.Пусть малыш не умеет
3. Литературные вечера досуга.
Развлечения, праздники, где художественные
произведения преподносятся как
в неадаптированном виде, так и
в виде обработок, инсценировок —
это другая группа методов и средств
использования литературы вне занятий.
На праздниках бытового
В подготовительных
к школе группах используются своеобразные
формы работы е художественной литературой:
литературные вечера, утренники и самодеятельные
литературные концерты.
Литературный
вечер может быть посвящен юбилею или
творчеству любимого детьми писателя.
Тема литературного вечера может быть
и такой: «Русские народные сказки», «Советские
поэты — детям», «Зарубежные сказки» и
т. д.
Структура литературного
вечера имеет много общего со структурой
любого праздника: торжественное открытие,
вступительное слово ведущего (в данном
случае оно может быть более развернутым),
осмотр праздничного оформления, выставки,
концертные номера, связанные между собой
объяснениями и рассказами ведущего, которые
должны быть интересны и доступны детям.
Можно пригласить на вторую половину
литературного вечера (после «антракта»)
детей старшей группы, в заключение преподнести
всем присутствующим памятные подарки,
посмотреть более подробно выставку (дать
детям возможность подойти к стенду, взять
книжку и т. д.).
Программа
вечеров может быть самой разнообразной:
чтение известных младшим детям потешек,
стихов (желательно с использованием наглядного
материала — игрушек, предметов, картинок),
пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение
новых для малышей стихов или потешек,
настольный театр сказок, игра-драматизация
или кукольный театр. Дети, ведущие концерт,
могут предложить зрителям-малышам выступить
(по желанию) с чтением стихов, хором произнести
звукоподражание и т. д.Старших дошкольников
желательно познакомить и с профессиональным
исполнительским искусством: воспитателю
следует порекомендовать родителям побывать
с детьми на детских спектаклях в драматических
и кукольных театрах.
Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для
4. Организация и оформление уголка в разных возрастных
группах.
В.А. Сухомлинский
говорил: «Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни, надо
ввести его в мир книг».Воспитать у
В каждой
возрастной группе детского сада устраиваются
своеобразные информационные центры —
уголки книг. Это особое, специально выделенное
место, где ребёнок может самостоятельно,
по своему вкусу выбрать книгу и спокойно
рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит
интимное, личностное общение ребёнка
с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
На специальных легких и красивых витринах,
на полочках или в шкафчиках выставляются
книги как рекомендованные детям данного
возраста, так и те, которые по своей тематике
и доступности близки к ним. Как правило,
книги эти богато иллюстрированы и должны
быть в хорошем состоянии.Состав книг в
Основными целями книжного уголка являются:
1. развитие
познавательных и творческих способностей
детей средствами детской художественной
литературы;
2.использование
инновационных образовательных программ,
методик и технологий воспитания и развития
детей в соответствии с их психофизиологическими
3. создание
психологически комфортных условий в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями
детей в группе;
4.обеспечение
продуктивного взаимодействия с родителями
в решении задач воспитания и развития детей
Книжный
уголок является неотъемлемой составляющей
информационно-образовательного пространства,
в целом, и литературно-художественного
центра, в частности. Литературно-художественный
центр группы включает в себя: книжный
уголок (книги, каталог книг, пособия по
краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей,
телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты,
CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование
для театрализации и др.
В оформлении
уголка книги каждый воспитатель может проявить
индивидуальный вкус и творчество. Однако
существуют главные условия, которые должны
быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.
Кроме того, уголок книги должен быть уютным,
привлекательным, располагающим ребёнка
к неторопливому, сосредоточенному общению
с книгой. Подбор литературы и педагогическая
работа, организуемая в уголке книги, должны
соответствовать возрастным особенностям
и потребностям детей.Уголок книги по возможности располагают
вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель
даёт детям первые уроки
В книжной витрине младшей группы
выставляется, как правило, немного (4-5)
книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам.
Однако у воспитателя должны быть поблизости
в запасе дополнительные экземпляры этих
же книг.
В уголок
книги помещают, как правило, издания, уже знакомые
детям, с яркими крупными иллюстрациями,
кроме книг здесь могут находиться отдельные
картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание
книжного уголка старших групп детского
сада и педагогическая работа в нем определяются
изменениями в литературном развитии
детей, которые происходят к пяти годам:
для старшего дошкольника становится
важной частью духовной жизни, у него появляются
литературные пристрастия, выраженные
индивидуальные интересы.
Информация о работе Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей