Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:14, дипломная работа
Краткое описание
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Содержание
Введение 1.1 Значение игры в формировании личности 1.2 Роль деятельности в развитии личности ребенка 1.3 Классификация игр 1.4 Предметная деятельность и игра 1.5. Проектная деятельнось. Выводы.
В строительных играх используются
и обычные, чаще всего сюжетно-образные
игрушки, широко применяются и природные
материалы: глина, песок, снег, камешки,
шишки, тростник и др.
• Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых
проявляются образы, которые вмещают в
себя условное превращение окружающего.
Показатели развитого игрового
интереса.
1. Длительная заинтересованность
ребенка игрой, развитием сюжета
и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать
на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать
игру.
5. Активное исполнение
ребенком всех видов работ (лепки,
рисования) .
6. Желание делиться со
сверстниками и взрослыми своими
впечатлениями после окончания
игры.
• Дидактические игры – игры,
специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения.
• В дидактических играх перед
детьми ставятся те или иные задачи, решение
которых требует сосредоточенности, внимания,
умственного усилия, умения осмыслить
правила, последовательность действий,
преодолеть трудности. Они содействуют
развитию у дошкольников ощущений и восприятии,
формированию представлений, усвоению
знаний. Эти игры дают возможность обучать
детей разнообразным экономным и рациональным
способам решения тех или иных умственных
и практических задач. В этом их развивающая
роль.
Дидактическая игра содействует
решению задач нравственного воспитания,
развитию у детей общительности. Воспитатель
ставит детей в такие условия, которые
требуют от них умения играть вместе, регулировать
своё поведение, быть справедливым и честным,
уступчивым и требовательным.
• Подвижные игры – сознательная,
активная, эмоционально окрашенная деятельность
ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий, связанных с обязательными
для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего
средство физического воспитания детей.
Они дают возможность развивать и совершенствовать
их движения, упражняется в беге, прыжках,
лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое
влияние подвижные игры оказывают также
и на нервно-психическое развитие ребёнка,
формирование важных качеств личности.
Они вызывают положительные эмоции, развивают
тормозные процессы: в ходе игры детям
приходится реагировать движением на
одни сигналы и удерживаться от движения
при других. В этих играх развивается воля,
сообразительность, смелость, быстрота
реакций и др. Совместны действия в играх
сближают детей, доставляют им радость
от преодоления трудностей и достижения
успеха.
Источником подвижных игр с
правилами являются народные игры, для
которых характерны яркость замысла, содержательность,
простота и занимательность.
Содержание игры определяется
движениями, которые входят в её состав.
В программе воспитания в детском саду
для каждой возрастной группы детей предусмотрены
подвижные игры, в которых развиваются
движения разных видов: бег, прыжки, лазанье
и т. д.
Правила в подвижной игре выполняют
организующую роль: ими определяется её
ход, последовательность действий, взаимоотношения
играющих, поведение каждого ребёнка.
Правила обязывают подчиняться цели и
смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться
в разных условиях.
В младших группах воспитатель
объясняет содержание и правила по ходу
игры, в старших - перед началом. Подвижные
игры организуются в помещении и на прогулке
с небольшим числом детей или со всей группой.
Воспитатель следит за тем, чтобы в игре
участвовали все дети, выполняя все требуемые
игровые движения, но не допуская избыточной
двигательной активности, которая может
вызвать их перевозбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо
обучить играть в подвижные игры самостоятельно.
Для этого надо развивать у них интерес
к этим играм, предоставлять возможность
организовывать их на прогулке, в часы
досуга, на праздниках и т. д.
В заключении хочется отметить,
что игра, как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому
ребенку радость и удовольствие уже самим
своим процессом.
1.4 Предметная деятельность
и игра
В раннем возрасте ребенок открывает
для себя назначение многих предметов
человеческой материальной и духовной
культуры и начинает действовать с ними
по-человечески.
У ребенка формируется предметная
деятельность. Ее отличие от простого
манипулирования окружающими предметами,
характерного для детей младенческого
возраста, состоит в том, что действия
и способы обращения ребенка с предметами
начинает подчиняться функциональному
назначению данных предметов в жизни культурного
человека. Полуторагодовалый – двухлетний
малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком
действует совершенно иначе, чем шести-восьми
месячный ребенок, т.е. активность ребенка
более старшего возраста с этими предметами
носит более осмысленный характер, соответствующий
их общекультурному назначению.
Представление о большинстве
предметов домашнего обихода, способах
их использования дети осваивают на втором
году жизни. Возникающая на этой основе
предметная деятельность постепенно заменяет
собой естественные, природой и устройством
организма обусловленные движения ребенка.
К началу третьего года жизни предметная
деятельность уже сформирована, по крайней
мере в отношении тех предметов домашнего
обихода, которыми ребенок пользуется.
В отличие от младенца - ребенка
раннего возраста начинают гораздо больше
интересовать новые вещи. Если младенец,
получив их в руки, начинает просто манипулировать
ими, то ребенок двух-трех лет прежде всего
приступает к детальному изучению, и только
после этого обращается к использованию
предмета в своей практической деятельности.
Ребенок раннего возраста сначала должен
выяснить функциональное назначение вещи,
прежде чем употреблять ее, поэтому он
часто задает окружающим вопрос "что
это?", рассчитывая в ответ получить
как раз такую информацию.
С первого полугодия второго
года жизни дети начинают выполнять с
игрушками действия, которые они наблюдают
у взрослых: куклу малыши укладывают спать,
кормят ее, водят на прогулку, везет машинку,
коляску, моет, чистит предметы домашнего
обихода, готовит пищу, стирает и т.д.
В возрасте около
трех лет многие дети от
полного выполнения действия
начинают переходить к его
символическому изображению.
Благодаря совершенствованию
символической функции, дети не только
используют в игре предметы по их прямому
назначению, но и подчиняют функциональное
употреблению предмета своим идеям и замыслу
игры. Однако в этом возрасте функциональное
назначение предмета устанавливается
еще с ориентации на его физические качества
и свойства.
В раннем возрасте возникает
и получает развитие индивидуальная предметная,
в том числе символическая игра. К концу
этого периода времени дети много играют
с различными предметами, прежде всего
игрушками, причем не просто манипулируют
ими, но и конструируют, строят из них что-либо
новое. Появляются первые попытки обращения
изобразительной деятельности, в форме
рисования на бумаге.
На втором и третьем годах жизни
развитие символического действия проявляется
в том, что рисунки детей становятся более
сложными. Сначала дети изображают каракули,
которые могут представлять собой все,
что угодно: кошку, собаку или человека,
любой другой знакомый ребенку объект.
На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают
уже большее сходство с изображаемым объектом.
На втором году жизни ребенок
воспроизводит действия взрослых с предметами,
у него появляются предметные игры – подражания.
Они представляют собой первые шаги к
символизации, связанной с усвоением норм
и форм поведения взрослых, а далее – с
формированием у ребенка определенных
личностных качеств.
Детские игры предметного плана
могут быть трех типов: игра – исследование,
игра – конструирование и ролевая игра.
Все виды игр имеют существенное значение
для развития ребенка определяя его продвижение
в когнитивном, личностном и социальном
развитии.
Непосредственное взаимодействие
между детьми на первом году жизни практически
не наблюдается. Десятимесячные младенцы
относятся друг к другу как к живым игрушкам:
что-то лепечут, проявляя живой интерес,
дергают за волосы, трогают пальцами глаза
и тому подобное. В возрасте около восемнадцати
– двадцати месяцев у детей возникают
первые непосредственные взаимодействия
с партнерами по игре. Начиная с этого
возраста, дети стремятся больше играть
друг с другом. Однако двухлетние дети
еще не в состоянии играть вместе в игры
с правилами. [п. 7; с. 6-7]
Позднее появляется сюжетно
– ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности
детей связано с рядом обстоятельств:
Во-первых, у ребенка к этому
времени должна достичь высокого развития
символическая функция, он должен научиться
пользоваться предметами не только по
их прямому назначению, но и в соответствии
с замыслом игры;
Во-вторых, у ребенка должна
возникнуть потребность копировать действия
взрослых;
В третьих, он должен научиться
взаимодействовать с другими людьми –
детьми и взрослыми - в игре.
В сюжетно-ролевой игре ребенок
копирует способы обращения людей с предметами
и способы обращения друг с другом в различных
социальных ситуациях. Тем самым ребенок
лучше усваивает предметные действия,
формы и нормы общения, а так же ролевое
поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной
точки зрения можно рассматривать как
подготовку ребенка к участию в общественной
жизни в различных социальных ролях [п.12;
с. 10-11]
В раннем возрасте у ребенка
начинают складываться сознательно контролируемые
произвольные действия. Они проявляются
в рисовании, конструировании, в других
видах творческой деятельности. Связанные
с этим действия мы называем произвольными
по той причине, что они возникают не под
воздействием каких-либо внешних стимулов
в форме реакции на них, а в следствие некоторого
внутреннего замысла, который руководит
действиями и движениями ребенка в независимости
от внешних обстоятельств, в которых они
разворачиваются.
Произвольные действия – это
целенаправленные действия, так как они
регулируются определенной целью. В начале
целенаправленные действия детей раннего
возраста бывают неустойчивыми. Начав
их выполнять с определенной целью, ребенок
довольно скоро теряет ее из поля зрения,
отвлекается, забывает о ней под влиянием
случайных внешних обстоятельств.
Способность к подражанию лежит
в основе двигательного и интеллектуального
развития ребенка. Когда он умело и забавно
подражает кому – либо взрослые обычно
улыбаются и тем само эмоционально подкрепляют
действия ребенка, хвалят его. Это развивает
у ребенка склонность к усвоению нового
через подражание, влияет на выбор им форм
подражательного поведения.
На третьем году жизни наблюдаются
первые признаки формирования у детей
поло-ролевого поведения через подражание.
Ребенок начинает больше подражать взрослому
одного с ним пола, причем своим родителям
дети подражают чаще, чем другим взрослым.
В трехлетнем возрасте подражание
другим уже мотивировано, оно управляется
определенной целью, которую ребенок ставит
перед собой.
Подражание зависит от степени
уверенности ребенка в том, справляется
ли он с соответствующей задачей. Дети
обычно не имитируют легко или трудно
воспроизводимые действия и сильно огорчаются,
если подражание не удается.[п. 25; с. 22]
Игра – основной вид деятельности
дошкольника. Большую часть своего времени
дети этого возраста проводят в играх,
причем за годы дошкольного детства, от
трех до шести – семи лет, детские игры
проходят довольно значительный путь
развития: От предметно – манипулятивных
и символических до сюжетно – ролевых
игр с правилами. В старшем дошкольном
возрасте можно встретить практически
все виды игр, которые обнаруживаются
у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано
начало двух других важных для развития
видов деятельности: труда и учения. Определенные
этапы последовательного совершенствования
игр, труда и учения. Определенные этапы
последовательного совершенствования
игр, труда и учения детей в этом возрасте
можно проследить, условно разделив в
аналитических целях дошкольное детство
на три периода: младший дошкольный возраст
(3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5
лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Такое деление иногда проводится в возрастной
психологии для того, чтобы подчеркнуть
те быстрые, качественные изменения психологии
и поведения детей, которые в дошкольном
детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют
еще, как правило, в одиночку. В своих предметных
и конструкторских играх они совершенствуют
восприятие, память, воображение, мышление
и двигательные способности. Сюжетно –
ролевые игры детей этого возраста обычно
воспроизводят действия тех взрослых,
за которыми они наблюдают в повседневной
жизни.
Постепенно к среднему периоду
дошкольного детства игры становятся
совместными, и в них включается все больше
детей. Главное в этих играх не воспроизводство
поведения взрослых в отношении предметного
мира, а имитация определенных отношений
между людьми, в частности - ролевых.
Дети выделяют роли и правила, на которых
строятся эти взаимоотношения, строго
следят за их соблюдением в игре и сами
стараются им следовать.
Детские сюжетно – ролевые
игры имеют различные темы, с которыми
ребенок достаточно хорошо знаком по собственному
жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся
детьми в игре – это, как правило, или семейные
роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын,
дочь и т.п.), или воспитательные (няня,
воспитательница в детском саду) или профессиональные
(врач, командир, пилот), или сказочные
(козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями
ролей в игре могут быть люди, взрослые
или дети, заменяющие их игрушки, например
куклы.
В среднем и старшем дошкольном
возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются,
однако в это время они отличаются уже
гораздо большим разнообразием тематики,
ролей, игровых действий, вводимых или
реализуемых в игре правил, чем в младшем
дошкольном возрасте. Многие предметы
натурального характера, используемые
в игре младших дошкольников, здесь заменяются
условными и возникает т.н. символическая
игра. Например, простой кубик в зависимости
от игры и отведенной ему роли может символически
представлять и различные предметы мебели,
и машину, и людей, и животных. Род игровых
действий у средних и старших дошкольников
только подразумевается и выполняется
символически, сокращенно или лишь обозначается
словами.
Особая роль в игре отводится
точному соблюдению правил и отношений,
например субординационных. Здесь впервые
появляется лидерство, у детей начинают
развиваться организаторские умения и
навыки.