Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:23, автореферат
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании каждого индивида. В этот период интенсивно развиваются основные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт, закладывается основа будущего психического, нравственно-биологического и духовно-нравственного здоровья человека.й.
Введение………………………..…………………………………………………2
Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста………………………................................................................4
. Особенности и виды игры у дошкольников…………………...…………………………..................4
Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………..….6
Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка…………………………………………..……………..……8
Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».……....…………………………………………….12
2.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.…………………………………………………………………....12
2.2. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. ………………………………….………………………………15
Заключение……..……………………………………………………………19
Список использованной литературы….…………
Между 6-7 годами жизни ребенка происходит
не только общее и характерное
для этого периода накопление
информации нравственно-ценного
Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» – «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем – к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.
Эмотивная составляющая начал нравственного
сознания детей, представленная его
чувственной тканью, развивается
от общей чувственно-
В связи с этим можно говорить
о возможности наличия
Второй этап предполагает развертывание
начал нравственного сознания, подразумевающее
«восхождение» от представлений
к понятию (например, «добрый человек»)
и от него – к ряду других понятий,
раскрывающих и структурирующих
первоначальное (например, понятие
«добрый человек» структурируется
через понятия «добродушие», «доброжелательность»,
«заботливость» и др.). Последующее
«развертывание» начал
Характеристика первого этапа
состоит в последовательном, систематическом
уточнении, придании отчетливости, оформленности,
упорядоченности недостаточно ясным,
неоформленным, зачастую искаженным знаниям
детей о морали. На втором этапе
на основе появления у детей более
совершенных форм этического знания
складывается возможность значительного
углубления, расширения этих знаний и
перехода их на более высокий уровень
– уровень овладения понятиями
не только узкоутилитарного, прикладного
характера, но и общечеловеческого,
фундаментального. Таким образом, формирование
начал нравственного сознания детей
отражает динамику такого рода изменений,
которые способствуют переведению
недостаточно оформленных, смутных
несистематизированных
2. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».
2.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.
Элементы ролевой игры начинают
развиваться еще в раннем детстве.
В дошкольном возрасте игра складывается
в специфическую деятельность, которая
имеет сложную структуру. Для дошкольника
игра – ведущий вид деятельности, вызывающий
в его психике качественные изменения
(о которых было упомянуто выше). Игра важна
и для приобретения ребенком социальных
навыков общения, взаимодействия со сверстниками,
не говоря о том, что в процессе игровой
деятельности происходит проникновение
ребенка в мир взрослых людей. Таким образом,
– человеческая игра это такая деятельность,
в которой воссоздаются социальные отношения между
людьми вне условий непосредственно утилитарной
деятельности.
Известно такое многообразие игр дошкольников,
что необходимо структурировать наши
знания, – в противном случае возникнет
путаница.
Наиболее актуальным для дошкольников
являются сюжетно-ролевые, дидактические
и подвижные игры.
Начинаем наш обзор с сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют
следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность,
которую отражают дети в своих играх. Обычно
они воспроизводят сцены из семейного
быта и трудовой деятельности. При этом,
каждому дошкольному возрасту свойственно
воспроизводить разные стороны действительности
внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения
на выполнении действия до отражения сложных
социальных отношений).
Содержание – тот момент,
который выделяет ребенок, как основной
в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит
усложнение, как сюжета, так и содержания
игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник
берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от
других детей их соблюдения. Учитывая
данную особенность сюжетно-ролевых игр,
взрослому важно грамотно руководить
игрой детей, чтобы донести до них нравственные
нормы поведения и правила, которые воспроизводятся
детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры –
это специфическая и содержательная для
детей деятельность. Данный вид игры имеет
готовый игровой материал,
замысел и правила, т.е. дидактические
игры применяются в педагогическом процессе
(в отличие от сюжетно-ролевых, которые
имеют спонтанный характер). Дидактические
игры имеют цель, т.е. эта
игра направлена на получение конкретного
результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны
научить ребенка;
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества,
формы общения и отношения к другим людям,
которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных
психических процессов,
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят
до сознания детей ее замысел, игровые
действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет
ее – он помогает преодолевать затруднения,
оценивает действия ребенка.
Дидактические игры являются осмысленной
для ребенка деятельностью, в которую
он охотно включается. Полученный социальный
опыт становится его личным достоянием,
так как его можно применить и в других
условиях.
Игра должна давать ребенку возможность
применять на практике то, что ему знакомо
и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических
игр можно выделить:
1) игры, направленные на развитие гуманных,
нравственных отношений, волевых качеств
личности, которые выражаются в поступках
и действиях.
2) игры, способствующие сенсорному развитию
(восприятие цвета, формы, качеств, величины,
слуховое восприятие). Они актуальны для
младших дошкольников, когда ребенок еще
не выделяет и не осознает отличительные
качества окружающих предметов. Играя,
ребенок учится приемам зрительного, слухового,
осязательного обследования, помогающим
различать и выделять качества предметов,
сравнивать их по этим качества и обозначать
соответствующим словом, т.е. у него формируются
сенсорные эталоны, которые являются основой
для полноценного восприятия окружающей
действительности.
3) игры, развивающие познавательные процессы
(интеллект, память, внимание, речь).
В каждой дидактической игре есть два
начала: одно носит развлекательный, другое
– серьезный характер. Соотношение этих
двух начал определяет вид игры.
Подвижные игры направлены
на укрепление здоровья, улучшение общей
физической подготовленности детей, удовлетворении
их биологической потребности в движениях.
Отличительная черта подвижных игр –
их эмоциональность (нельзя допускать
монотонность). Подвижные игры должны содержать
интересные двигательные задания, игровые
образы, неожиданные ситуации. Существуют
подвижные игры, направленные на развитие
ловкости, координации движения, скорости
и т.д.
Предлагаем вашему вниманию еще один вид
игр, который вызывает интерес у дошкольников.
Возможно, этот вид игр не так широко используется
детьми (в силу того, что требует специального
вмешательства взрослого), но их педагогическая
ценность неоспорима.
Театрализованные игры –
делают возможным знакомство дошкольника
с окружающим миром через образы, краски,
звуки. Зрелищность вызывает радость,
а сказочность образов усиливает привлекательность
игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские
и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр,
теневой театр. Тут ребенок или взрослый
не является действующим лицом, а создает
сцены, ведет роль игрушечного персонажа
– объемного или плоскостного. Он действует
за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок
как бы входит в образ, перевоплощается
в него, живет его жизнью.
2.2. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая
игра, являясь ведущей деятельностью
дошкольника “обуславливает главнейшие
изменения в психологических
особенностях личности ребенка.
Условием нравственного развития является
развитие произвольности психических
процессов и поведения ребенка, а также
развитие его самооценки.
Но нравственное развитие обуславливается
и тем, как дошкольник усваивает нравственные
отношения существующие в обществе. Возникает
вопрос, в какой мере игровая деятельность
обеспечивает такое усвоение. Для того
чтобы проанализировать проблему нравственного
формирования в процессе игровой деятельности,
рассмотрим строение игры:
1) Игра как единое целое. Считается, что
ребенок, изображая в сюжете нравственные
отношения между людьми, тем самым усваивает
их. Следовательно в этом случае мы говорим
об организации игр с “хорошим нравственным
содержанием”, многократное повторение
которых должно привести к закреплению
гуманных чувств и отношений, то есть необходимо
создавать специальные игровые ситуации
в которых ребёнок будет воспроизводить
и закреплять этические представления.
На наш взгляд, данный подход соответствует
дидактическим играм
2) Игра
как средство активного,
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения,
т.е. представления нравственного содержания,
раскрытие нравственного смысла, реализация
знаний в значимой ситуации, окажется,
что одна вторая компонентов выступает
в сюжетно-ролевых отношениях. В самом
деле одним из условий реализации какой-либо
роли является выделение ребенком ее содержания.
Принимая на себя различные роли, дети
за счет изменения позиций могут научиться
выделять переживания других людей. Поэтому
у детей повышается стремление поступать
нравственно.
Ребенок последовательно разыгрывая все
роли в одной игровой ситуации, действительно
изменяет свою позицию – это называют
“эмоциональной децентрацией” (Эльконин,
1999), т.е. умением выделять переживания других
людей происходящее не только и столько
за счет изменения позиции, взятой самой
по себе, а за счет того, что изменение
позиции приводит к необходимой и возможной
координации детьми в сюжетно-ролевой
игре различных точек зрения.
Но полноценной и всесторонней координация
становится возможной лишь в рамках высокоразвитой
игровой деятельности. На более низких
уровнях координация различных точек
зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые
отношения носят иной характер. Учитывая,
огромное значение сюжетно-ролевой игры
для формирования личности дошкольника,
рассмотрим подробнее уровни развития
ролевых отношений:
1. На самом низком уровне роли не называются
и дети не называют себя именами лиц, которые
они на себя взяли. Даже если в игре имеется
ролевое разделение функций дети не становятся
друг к другу в типичные для реальной жизни
отношения.
2. Намечается разделение функций. Выполнение
роли сводится к реализации действий,
связанных с данной ролью.
3. Начинают выделяться специальные действия,
передающие характер отношений к другим
участникам игры. Появляется специфическая
ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью
и ролью выполняемой товарищем.
4. Выполнение действий, связанных с отношениями
к другим людям, роли которые выполняют
другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный
ролевой характер, определяется и ролью
говорящего и ролью того, к кому она обращена.
Раскрытие ребенком нравственного смысла
поступков, подлинное присвоение нравственных
отношений невозможно, ведь ребенок действует
под влиянием – он действует как взрослый.
Содержательная сторона роли выступает
в игровой деятельности как объект верного
отражения представлений ребенка, как
средство более углубленного проникновения
в действительность мира взрослых. “Манипуляции”
ребенка с содержанием отвечают познавательной
потребности ребенка, направленной на
сферу человеческих взаимоотношений.
Чтобы данное нравственное содержание
действительно стало руководством в поведении
ребенка, оно должно быть включено в выполнение
реальных задач, в решении которых ребенок
будет действовать от своего имени, а не
с позиции роли, которую он выполняет в
игре.
Некоторые исследователи основным источником
нравственного развития детей, считают
отношения, складывающиеся вокруг сюжета.
Эти отношения понимаются как сложная
система, включающая отношение каждого
ребенка к роли, к выполнению ролей другими
детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений
к личности других детей и оценку этой
личности. Этот комплекс представляет
собой реальные отношения в игре. Уровень
развития этих взаимоотношений связан
со структурными особенностями сюжета
и со степенью развития игровой деятельности
в данном коллективе.
А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой
игры:
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этап
Таким образом, неоценимо значение игры
(сюжетно-ролевой в частности) для нравственного
формирования личности дошкольника, ведь
ребёнок формируется при выполнении правил
в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками
в реальных отношениях по поводу игры.
Заключение
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного
Пути решения проблем
Касательно детей старшего дошкольного возраста, здесь можно говорить о ведущей роли игры как основного вида деятельности, а именно о сюжетно- ролевой игре, в процессе которой можно лучшим образом реализовать содержание нравственного воспитания.
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Список использованной литературы
1 Ушинский К.Д. Сочинения. – М.: Лениздат, 1950. – т.8 – с.207.