Игрушки в жизни ребенка. Виды игрушек и их характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Содержание

Введение
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза
3. История возникновения игрушки и ее классификация
4. Анализ современных игрушек
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мдк 0201.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок

упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но

не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая

отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов  Крайнего

Севера необходимым орудием  оленевода, охотника, рыболова являлся  нож, топор,

лыжи. К этим типичным для  народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети

должны овладеть как можно  раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и

стрелы, у рыболовов –  удочка, у оленеводов – аркан.

Другими словами, отношение  между обществом и ребенком в  контексте его

социализации и трудовой адаптации можно представить  в виде схемы 

«общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным

связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Такая связь отчетливо  прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих

первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних  этапах общественного

развития. Например, даже к  концу XIX века среди игрушек, выпускаемых  в

России, можно было встретить  такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный

двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они  готовили детей к

предстоящей взрослой жизни.

Важная роль игрушки в  жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального

внимания отечественных  и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в

создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных  классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в

первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения

теории игры и игрушки  и проведении для этого исторического  исследования. Он

подчеркивал, что «только  на фактическом материале, почерпнутом  из прошлого и

сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория

игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая,

плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

В своей классификации  Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп

игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1)     звуковые  игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2)     двигательные  игрушки - лук, стрелы, бумеранги  и т.д.;

3)     образные  игрушки - изображения животных  и куклы;

4)     веревочку,  из которой делают различные,  порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации

для социального педагога по использованию игрушки как  средства общественного

воспитания ребенка, так  как не раскрывает особенности ее развивающего

воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в

теории и практике дошкольного  воспитания, является классификация  Е.А.

Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и

физического развития ребенка:

-         игрушки моторно-спортивные - мяч,  обруч, прыгалки, кегли, волейбол,

бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и  мелкой моторики,

глазомера;

-         игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт,  мебель и пр. -

содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую  ребенок

выявляет, закрепляет и углубляет  свой социальный опыт;

-         творческая трудовая игрушка  – всевозможный строительный  материал,

конструкторы, разнообразные  модели и т.п. - развивает конструкторские

способности и изобретательство;

-         техническая игрушка – различные  виды машин, игрушечные

фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также  развивает

конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет

интерес к строительству  и технике;

-         настольные игры  способствуют  развитию сообразительности,

внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты,

счета, организуют детский  коллектив в играх с правилами;

-         веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с

вертящимся хвостом воспитывает  чувство юмора;

-         музыкальные игрушки -  поющие  птицы, примитивные музыкальные

инструменты, игрушки с  музыкальной мелодией -   служат средством развития

музыкального слуха;

-         театральная игрушка - теневой  театр, театр игрушек, марионеток -

подводят к собственной  театральной игре, чрезвычайно обогащают  детское

художественное восприятие.

В психологии  классификация  игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая

игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как

средство психического развития, она разделяет их на две большие  группы:

-         игрушки, направленные на познавательное  развитие ребенка

(погремушки, матрешки, пирамидки,  игрушки-заместители реальных предметов

человеческой культуры, орудий);

-         игрушки, воздействующие на нравственную  сферу личности ребенка

(куклы, мягкие игрушки  - изображения зайца, обезьяны, собаки  и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка,

в первую очередь следует  назвать погремушки, которые определяют содержание его

поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно

рассматривает подвешенные  перед его глазами игрушки, что  упражняет его

восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на

новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок  получает так называемые дидактические, то есть

обучающие, игрушки,  в  действиях с которыми ребенок  учится различать,

сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает

представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся

народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с

разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень

сильно изменили свой внешний  вид. Например, игрушки-вкладыши имеют  самые

различные формы:  геометрических фигур,  фруктов и овощей,  очертаний

различных животных. Русские  матрешки  неоднократно меняли цвет и узоры на

своих «нарядах». Но несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая

функция этих игрушек. Русскую  матрешку педагоги и сейчас рассматривают  как

классический дидактический  материал. С ее помощью ребенка  можно научит

сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция

матрешки и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет  ребенку возможность

самоконтроля: попробуйте неправильно  собрать матрешку - не удастся, только

вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все

фигурки в одну. Поэтому  такие игрушки часто называют автодидактическими.

В этом же возрасте ребенок  получает множество игрушек-заместителей реальных

предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,

игрушечная мебель), машин  и др. Через подобные игрушки ребенок  осваивает

функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

     Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура

материала, из которого она  сделана, оказывает большое влияние  на эмоциональное

отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к

игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой.  Мягкие,

пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует

ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала  большое значение для ребенка  имеет размер игрушки, ее

пропорции и цвет.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько

групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление

общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные  функции:

-   «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные  ресницами,

короткий носик, маленький  яркий рот, обязательно густые и  блестящие - белые,

золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы  для любования

- в рост человека и  средних размеров;

-   характерные куклы  ( кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными

определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

-   куклы эмоциональной  рефлексии изображают мальчика  или девочку в разных

эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление).

Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие  его

настроению;

-   этнографические  куклы,  внешний вид которых  отражает национальные черты

того или иного народа.

В последние годы игрушки  начинают рассматриваться с точки  зрения

психотерапевтического воздействия  на ребенка, поэтому появляются другие

классификации игрушек. Возникло новое направление - куклотерапия,

использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия

куклу как промежуточный  объект взаимодействия ребенка и  взрослого (родителя,

социального педагога, психолога, врача).

Игрушки и материалы, необходимые  для игровой терапии, американский психолог

Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

     Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,

кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с

«пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной

семьи ребенка и таким  образом делают возможным непосредственное выражение

чувств.

К ним также относятся  машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно

важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как

с этими игрушками можно  играть в неопределенную игру, не выражая  никаких

чувств.

     Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья

и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть

игрушки, при помощи которых  ребенок может выразить гнев, враждебность и

фрустрацию. Материалом для  отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет

глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой

разрывать на куски.

     Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе

относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок  и вода не имеют

структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности

здесь безграничны. Кубики могут  быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из

них можно строить - все  это дает возможность почувствовать  ему, что  не

существует правильного  или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда

может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых

детей.

Таким образом, рассмотренные  классификации игрушек дают возможность

социальному педагогу представить  все многообразие современных игрушек,

понять, что они не только способствует  появлению у  ребенка  определенного

Информация о работе Игрушки в жизни ребенка. Виды игрушек и их характер