Только после этой предварительной
работы воспитатель организует игру
на новую тему, участвуя в ней
в качестве одного из действующих
лиц. Для того чтобы показать игровые
возможности всех ролей, воспитатель
в следующий раз исполняет
другую роль. В противном случае
дети будут воспроизводить повторяющиеся
стереотипные игровые действия. Осваивая
новую игру, все больше детей исполняют
одни и те же роли. Задача воспитателя
- подсказать, как можно разнообразить
игровые действия, какие новые
лица могут участвовать в игре,
какие новые атрибуты, предметы-заместители
могут быть введены. Воспитатель
следит за тем, чтобы дети стремились
осваивать знакомые роли во время
игр в свободное время.
Следует помнить, что для детей
освоение роли связано с действиями
с соответствующими предметами, сюжетными
игрушками. Поэтому, во-первых, важно следить
за наличием игрушек, связанных с той или
иной ролью, а во-вторых, стимулируя действия
с игрушками, подсказывать, какую роль
может выбрать ребенок («У тебя руль. Кем
ты будешь? Ты шофер?»). Многие дети воспроизводят
действия, понимая их смысл, но, не зная
соответствующих слов и выражений (шофер,
повар, портниха). Поэтому важно отразить
эту лексику на табличках, располагая
их рядом с наборами игрушек и атрибутов
(повар работает на кухне, повар готовит:
варит суп, жарит). Наличие такого материала
поможет ребенку обозначить свои действия,
рассказать о своих играх и, самое главное,
общаться с другими детьми, выполняя ту
или иную роль. В связи с освоением детьми
ролей в играх (врач, шофер, повар, портниха
и т. д.) необходимо иметь игровые атрибуты:
шапочки, фартуки, халаты, сумочки.
Однако при выполнении тех или
иных ролей недостаточно только воспроизвести
игровые действия. В старшем дошкольном
возрасте игра построена не только
на изображении деятельности людей,
но и на передаче их взаимоотношений.
Воспитатель, прежде всего сам, воспроизводит
чувства, отношения людей, выполняя роли
в игре и фиксируя на этом внимание детей
(«Врач заботится о больном. Продавец вежлив
с покупателями» и т. д.). Оценивая вместе
с детьми исполнение ролей тем или иным
ребенком, воспитатель подчеркивает, как
он относится к другим участникам игры
(«Алеша хороший шофер. Он заботился о
пассажирах. Он помог маме с дочкой войти
в автобус»). Для детей всегда сложно распределение
ролей, поэтому воспитатель помогает им.
Он следит, чтобы наиболее активные не
исполняли многократно одни и те же роли,
чтобы застенчивые, а также дети с плохой
речью могли почувствовать себя уверенно
в главных ролях. Однако делать это следует
деликатно, считаясь с желанием детей,
учитывая особенности их характеров. Не
следует диктовать и навязывать роль,
которая не нравится ребенку.
В ходе освоения детьми ролей в
разнообразных играх следует
насыщать их сложными элементами, поднимать
игру на более высокий уровень. Для
этого включаются предметы-заместители,
используются действия в воображаемом
плане.
Дети очень любят звонить
в воображаемый звонок, вытирать ноги
о воображаемый коврик, щелкать воображаемым
включателем. Однако воображаемыми
могут стать только те действия,
которые хорошо усвоены в быту,
понятны по смыслу и доступны всем
детям.
В старшем дошкольном
возрасте игры становятся более длительными,
продолжаются в течение нескольких
недель, видоизменяясь, обогащаясь новыми
элементами; расширяется круг действующих
лиц и отражаемых явлений. На этом
этапе происходит овладение способами
построения сюжета. Наиболее
часто дети играют в такие игры, как «Парикмахерская»,
«Город», «У врача», «На почте», «Школа»,
«Ателье» и т. д.
В этих играх объединяется ряд сюжетов
(например, болезнь ребенка, приход
врача, действия родителей, посещение
поликлиники, посещение магазина и
покупка подарка для бабушки,
приход в детский сад). В таких
коллективных играх участвуют все
дети, так как для этого требуется
тщательный отбор речевых средств,
их предварительное уточнение.
Воспитатель учит детей пополнять
игры новыми впечатлениями и знаниями,
отражать труд людей, их чувства и
отношения, развивать сюжет, перестраивать
его. Такая игра предполагает включение
элементов планирования, общение
детей, выполнение роли, ее оценку. Игра
должна быть подготовлена как в содержательном,
так и в речевом плане оформления.
Дети должны знать названия игр, действующих
лиц, уметь распределить роли.
Подготовка к игре длится несколько
дней, проводится как на занятиях по
игре, так и в свободное время,
на прогулках и тесно связана
с материалом других занятий. Условно
могут быть выделены следующие этапы
в подготовке к сюжетно-ролевой
игре:
подготовка к экскурсии (определение
воспитателем ее цели, выбор объектов
наблюдения, отбор речевого материала,
который будет сообщен во время
экскурсии);
проведение экскурсии, выполнение
действий во время экскурсии (покупка
подарка для кого-то из детей, отправление
писем и открыток и т. д.);
беседа о впечатлениях от экскурсии,
расширение представлений детей
в процессе рассматривания картинок,
книг, альбомов; уточнение и активизация
необходимого речевого материала;
закрепление знаний детей в процессе
рисования, дидактической или подвижной
игры;
обыгрывание сюжетных игрушек, подбор
предметов-заместителей; изготовление
необходимых атрибутов;
определение замысла предстоящей
игры, планирование ее этапов, распределение
ролей;
проведение коллективной игры с
участием воспитателя;
выражение непосредственных впечатлений
от игры, исполнения ролей детьми.
Сложная сюжетно-ролевая игра требует
от детей овладения речевым материалом,
связанным как с организацией
игры, так и с ее содержанием. Ими
должен быть усвоен терминологический
словарь, характерный для игровой
деятельности (игра называется «Кем ты
хочешь быть?»; слова: «роль», «костюм»,
«как будто» и др.). Эти слова и
выражения можно подобрать из
словаря к программе по игре. Постоянное
использование этих речевых единиц
способствует усвоению их детьми. В
овладении речевым материалом, связанным
с определенной тематикой, значительную
помощь воспитателю может оказать
сурдопедагог, планирующий близкие
по тематике занятия по развитию речи.
Планомерное расширение словаря
по данной теме, уточнение и конкретизация
значения слова, отработка его структуры,
активизация в различных контекстах
помогут во время игры сосредоточить
внимание на ее содержательной стороне.
Помимо сюжетно-ролевых в программе
содержатся игры-драматизации. Овладение
ими связано со знакомством со сказками:
«Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка»,
«Красная Шапочка». Подготовка к проведению
таких игр требует участия сурдопедагога,
так как с текстами сказок дети знакомятся
на занятиях по развитию речи. Первоначально
проводится эмоциональное рассказывание
сказки с демонстрацией персонажей и их
действий (показ картинок, диафильмов,
использование кукольного театра); по
ходу уточняются значения незнакомых
слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки
воспроизводится через чтение, повторное
рассказывание детьми. И только тогда,
когда сказка понятна всем детям, воспитатель
переносит ее в игру. Выясняются действия
персонажей и их последовательность; подбираются
костюмы и атрибуты игры, распределяются
роли. Как видим, роль сурдопедагога при
обучении глухих и слабослышащих дошкольников
игре достаточно велика. Таким образом,
повседневное руководство игровой деятельностью
помогает формированию творческого отношения
к действительности, развитию воображения.
При создании адекватных условий и правильной
организации в игре происходит коррекция,
как отдельных психических функций, так
и личности ребенка в целом.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ
ДЕТЕЙ. – Книга для учителя
и воспитателя/Под редакцией Л. П. НОСКОВОЙ.
– МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1993 - (стр.92-104).