Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Изучение личности Ивана Ивановича Янжула на уроках истории как отдельной темы в школьной программе не представлено. Поэтому мы посчитали целесообразным изучить экономические труды И.И. Янжула как исторический источник.
Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю 19 века более подробно изучают в 10 классе .

Содержание

1.Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России…3
2.1.Аргументация целесообразности использования материалов работы в школьном курсе истории…………………………………………………………4
3.2 Использование компьютерной презентации на уроках истории…………
4.3 Разработка урока по теме: «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века»……………………………………………………..6
Список источников и литературы………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

янжула.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 


Оглавление

 

1.Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России…3

2.1.Аргументация целесообразности использования материалов работы в школьном курсе истории…………………………………………………………4

3.2 Использование компьютерной презентации на уроках истории…………

4.3 Разработка урока по теме: «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века»……………………………………………………..6

Список источников и литературы………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России

1.1.Аргументация целесообразности использования материалов курсовой работы в школьном курсе истории

Изучение личности  Ивана Ивановича Янжула  на уроках истории  как отдельной темы в школьной  программе не представлено.        Поэтому мы посчитали целесообразным изучить экономические труды И.И. Янжула как исторический источник.

Для того, чтобы определить на каких  уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России.  Историю 19 века более подробно изучают в 10 классе .

Для применения материала курсовой работы  на уроке  истории в школе необходимо взять за основу взять за основу программу 10 класса авторов Буганова В.И., А.Н. Сахарова, которая рассчитана  на 102 академических часов.1

Программа предназначена для освоения в 10—11 классах, в которых изучается история России на основании второго концентра школьного исторического образования.

Принципиально новыми аспектами в этой программе являться:

  • многофакторный подход к изучению  российской истории, который позволяет раскрыть события более  углубленно и многомерно, продемонстрировать одно временное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
  • содержания программы должно  подразумевает развитие у детей в процессе обучения патриотических чувств и любви к своей родине;
  • внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое  раскрывается при изучении персоналий ;
  • в программе огромное место уделено анализу и синтезу процессов, происходивших в истории нашего Отечества и подобными явлениями в зарубежной истории;
  • программа сориентирована на проблемную направленность  деятельности ученика и учителя.

Если изучение истории России в первом концентре вынужденно направляет учителя к «истории фактов», то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает «историю проблемную». Этим объясняется включение в программу, как общих исторических вопросов так и дискуссионных для этого учителю истории потребуется обращение к биографической истории.

Программа рассчитана не только на освоение материала в школе но и на самостоятельное творческое изучение. Очень многое в ее реализации будет зависеть от того, насколько школьниками усвоен материал первого исторического концентра, какие теоретические вопросы и в какой степени уже получили свое освещение.

Подобный подход заставил дать в программе расчасовку по частям и разделам без дальнейшей детализации, предоставляя учителю распределять время на изучение материала по своему усмотрению.

В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программой, может быть сокращен или расширен. При этом очень важным является ориентация на развитие школьника, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю.

 На изучении истории  России во второй половине XIX века отводиться  17 часов. На изучение социально-экономического развития России во второй половине XIX века в школьной программе отведен 1 академический час. Мы посчитали целесообразным использовать Воспоминания И.И. Янжула2 как исторический источник, это поможет детям более наглядно сформировать представления об экономики, а частности о развитии производительных сил  и торговли в столице.

3.2 Использование компьютерной  презентации на уроках истории

    Изучив предложенную программу, мы пришли к выводу, что материал моей курсовой работы можно использовать проведя урок усвоения новых знаний. По теме: «Социально-экономическое развитие России в XIX веке» с использованием компьютерных технологий.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог с помощью дополнительной информации наглядно продемонстрировать учащимся на мониторе материалы к своему уроку это могут быть таблицы : видеозапись, портреты снимки, графические изображения.  Помимо этого материалы дополнены могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями по теме(к примеру если урок о культурных открытиях).

Варианты использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися.

  1. Демонстрация материала на вводных уроках истории:
    • качественно созданная презентация может заменить классную доску, во время изучение нового раздела она помогает учащимся сформировать представления о хронологическом периоде, который будет изучен на последующих уроках ( видеофильм по данному историческому периоду, известные картины художников этого периода, выдающиеся личности, императоры, памятники культуры)
  2. Наглядная демонстрация процесса:
  • наглядная демонстрация учебного процесса ( цели, задачи, схемы, таблицы), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
  1. Презентации учащихся, которые они выполняют самостоятельно или проектов под руководством учителя.
  • создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
  1. Совместное изучение источников и материалов:
  • совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)
  1. Коррективы и тестирование знаний:
  • Проведение дополнительных занятий с помощью компьютерных презентаций , когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Методическая разработка урока по теме: «Социально- экономическое развитие России в XIX веке»

Тема: «Социально – экономическое развитие России в XIX веке»

Тип урока: урок изучения нового материла с применения информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы учителя с классом: репродуктивно-словесный, частично-поисковый,    диалогический, проблемный.

 

Цель: выделить особенности социально-экономического развития России в пореформенный период, показать значение реформы 19 февраля 1861г. для развития капитализма в России.

Задачи урока.

1.Образовательная: показать изменения социальной структуры российского общества в пореформенный период, дать характеристику особенностям развития сельского хозяйства и промышленности России в после отмены крепостного права, доказать, что развитию капитализма мешали многочисленные феодальные пережитки; актуализировать знание понятий: отрезки, выкупные платежи, промышленный переворот, сословие, классы.

2.Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

3.Развивающая: на основе работы со статистическими данными, схемами, таблицами продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, на основе работы с историческими документами при обобщении фактов и подведении итогов развитие умений учащихся делать выводы; при ответе на вопросы и проведении беседы совершенствовать технику и культуру речи, при записи основных положений лекции развитие умений составлять тезисы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: школьная лекция с элементами беседы и работы в группах

Оборудование урока: учебник, мел, доска, компьютер, проектор, презентация карта России XIX века, раздаточный материал: адоптированный текст из работы И.И. Янжула «Воспоминания о пережитом и виденном в 1864-1909 гг.»

Ход урока:

План урока:

1. Изменение социальной структуры  российского общества в пореформенный  период.

2. Развитие сельского хозяйства  России после отмены крепостного  права.

3. Развитие русской промышленности  во второй половине XIX века.

1. Организационный момент:

I.Учитель приветствует класс

II. Учитель проверяет готовность учеников к урок

2. Актуализация знаний:

Ребята, мы с вами рассмотрели такой значимое событие в российской истории как отмена крепостного права, а теперь давайте посмотри, как это событие повлияло на экономическое развитие страны.

Вопросы к классу.

    • В чем суть отмены крепостного права???
    • В каком году отменили крепостное право??
    • На каких условиях крестьянин мог получить землю?

Ребят давайте вместе поразмыслим как отмена крепостного права должно было повлиять на экономику России XIX века. ( Учащиеся отмечают, что реформа способствовала развитию экономики России)

       Из ответов учащихся учитель обозначает тему урока и просит учащихся определить задачи изучения темы.

        Учитель отмечает, что в ходе работы ученики смогут развить свои умения анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять  тезисы.  

              Что бы изучить как развивалась экономика нужно вспомнить исторические термины:

  • Тифундии;
  • экстенсивное развитие;
  • интенсивное развитие;
  • кулак, батрак;
  • буржуазия;
  • пролетариат;
  • сословие;
  • класс;
  • промышленный переворот;
  • прусский путь развития капитализма;
  • американский путь развития капитализма;
  • выкупные платежи, отрезки;
  • временнообязанное состояние.

         Ученики записывают тему урока в тетрадь.(слайд 1)

         Учащиеся вместе с учителем выявляют  цели урока: рассмотреть изменения   социально-экономического состояния структуры российского государства  во второй половине XIX  века, охарактеризовать особенности развития сельского хозяйства и промышленности России в после отмены крепостного права.(слайд 2)

3.Мотивация: постановка учебной  задачи Учитель воспроизводит эпиграф (отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и предлагает поразмыслить, почему к таким противоречивым выводам пришел Некрасов. Учащиеся рассуждают на эту тему, анализируют и систематизируют полученные знания на прошлом уроке.

4. Изучение новой темы:

I. Освещая, вопрос об особенностях социальной-экономического развития России в пореформенный период,  учитель  предлагает учащимся обратиться к презентации и  проанализировать схемы «Сословия России во второй половине XIX века» и «Классы России во второй половине XIX века» (слайд 3,4)

     Учитель дает задание сравнить сословную и классовую структуру общества. Найти общее и различное в этих двух понятиях.

Учитель акцентирует внимание учеников на более трудных аспектах:

    • не все дворяне имели поместья и жили за счет их, многие получали свой титул и средства за свою работу на государственной службе.
    • крестьяне формально были сословно равны, но на деле были и зажиточные и бедные крестьяне. Внутри крестьянского сословия усиливается расслоение.
    • состав буржуазии и пролетариата пополняется за счет выходцев из разных сословий и маргиналов ( переселенцев из сел и деревень)

II. При изучении второго пункта плана учитель предлагает учащимся, в качестве познавательной задачи, объяснить слова Н.А. Некрасова, который, характеризуя последствия реформы 19 февраля, писал:

 « Порвалась цепь великая,

   Порвалась - расскочилася

   Одним концом по барину,

   Другим по мужику»

Для подтверждения гипотез учитель предлагает учащимся проанализировать диаграмму «Крестьянское и помещичье землевладение» ( слайд 5)

Учитель: Почему отмена крепостного права заставила перестраивать помещиков свои хозяйства?

 III. Групповая работа.

            Учитель организует работу в группах, класс делиться на две группы. Учащимся предлагается изучить и проанализировать текст документа, отталкиваясь от заданной схемы «Социально-экономическое развитие города» (Слайд 6)

Информация о работе Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России