Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 19:41, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.
Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников вовнеурочной деятельности.
Предмет исследования: нравственное воспитание младших школьников в школе во внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания младших школьников во внеучебное время…………………………………
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов.
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………….
1.3. Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время………………………………………………..
Глава 2. Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время….
2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………
59. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. – № 4 – с.24-29.
Приложение 1
Результаты сформированности нравственных представлений и ориентиров у младших школьников до эксперимента
№/Имя |
Отношение к нравственным нормам | |
Балл |
Уровень | |
1. Артем А. |
3 |
Высокий |
2. Андрей Б. |
3 |
Высокий |
3. Виктория Б. |
1 |
Ниже среднего |
4. Максим Б. |
3 |
Высокий |
5. Сергей Д. |
0 |
Низкий |
6. Вадим Ж. |
2 |
Средний |
7. Ангелина К. |
1 |
Высокий |
8. Эвелина К. |
1 |
Ниже среднего |
9. Никита К. |
2 |
Средний |
10. Виктор К. |
3 |
Высокий |
11. Екатерина К. |
3 |
Высокий |
12. Евгения Л. |
1 |
Ниже среднего |
13. Ольга Н. |
2 |
Средний |
14. Кристина Н. |
1 |
Ниже среднего |
15. Ульяна П. |
3 |
Высокий |
16. Артемий П. |
1 |
Ниже среднего |
17. Владислав П. |
2 |
Средний |
18. Марина С. |
2 |
Средний |
19. Иван С. |
1 |
Ниже среднего |
20. Станислав С. |
2 |
Средний |
21. Анна Х. |
2 |
Средний |
22. Артем Щ. |
2 |
Средний |
23. Виталий Щ. |
1 |
Ниже среднего |
Приложение 2
Ситуации для игры "Взаимное уважение"
1. Выразить почтение к старику.
2. Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли.
3. Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия.
4. Произнести прощальные и
5. Пригласить к столу и
6. Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие.
7. Сервировать стол на несколько персон.
8. Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю.
9. Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение.
10. Сказать комплимент
11. Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины).
12. Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину.
13. Преподнести и принять
Приложение 3
Проблемные ситуации для анализа
- Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
- Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
- Бабушка в растерянности не могла перейти через улицу, по которой двигались машины.
- Твои знакомые ребята обижают малыша. Твои действия?
- Ты заметил, что человек совершил кражу в магазине. Как бы ты поступил?
Приложение 4
Дилеммы
- Если бы ты строил что-то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: "А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?"
- Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 2 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто-то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…
- Ваш товарищ на уроке
- Два мальчика, братья, захотели пойти в кино. Один украл деньги у родителей. Другой сказал бабушке, что у них в школе собираю деньги на подарок учительнице и тоже получил деньги. Так оба брата пошли в кино. Кто из них поступил лучше? Почему?
- В гостях ты увидел на
буфете вазу с вкусными
Приложение 5
Результаты исследования сформированности нравственных представлений и ориентиров у младших школьников после эксперимента
№/Имя |
Орошение к нравственным нормам | |
Балл |
Уровень | |
1. Артем А. |
3 |
Высокий |
2. Андрей Б. |
3 |
Высокий |
3. Виктория Б. |
2 |
Средний |
4. Максим Б. |
3 |
Высокий |
5. Сергей Д. |
1 |
Ниже среднего |
6. Вадим Ж. |
3 |
Высокий |
7. Ангелина К. |
1 |
Высокий |
8. Эвелина К. |
2 |
Средний |
9. Никита К. |
3 |
Высокий |
10. Виктор К. |
3 |
Высокий |
11. Екатерина К. |
3 |
Высокий |
12. Евгения Л. |
1 |
Ниже среднего |
13. Ольга Н. |
2 |
Средний |
14. Кристина Н. |
2 |
Средний |
15. Ульяна П. |
3 |
Высокий |
16. Артемий П. |
1 |
Ниже среднего |
17. Владислав П. |
2 |
Средний |
18. Марина С. |
2 |
Средний |
19. Иван С. |
2 |
Средний |
20. Станислав С. |
2 |
Средний |
21. Анна Х. |
2 |
Средний |
22. Артем Щ. |
2 |
Средний |
23. Виталий Щ. |
2 |
Средний |
Приложение 6
Фрагмент анализа произведения И.Крылова "Стрекоза и Муравей".
Цель: развивать умение анализировать и давать свою оценку героям произведения.
Педагог читает произведение и поясняет его смысл, задавая детям вопросы: "Похожа ли эта басня на сказку "Три поросенка"?"
Ответы детей разнообразны, кто согласен был, что похоже, кто не находил сходства.
Педагог поясняет ответы детей: Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к Муравью.
"Злой тоской удручена к
Муравью ползет она. Не оставь
меня, друг милый, дай ты мне
собраться с милой и до вешних
только дней накорми и обогрей"
- Хотели бы вы изменить конец сказки или басни, и почему?
Дети все охотнее и быстрее, стали предлагать свой вариант.
Сережа: – кто говорил, что Муравей злой, потому что не впустил Стрекозу?
Галя: – Стрекоза сама виновата, потому что она вела себя как герои сказки – "Три поросенка" Ниф – Ниф, Нуф – Нуф так ей и надо.
Юра: – Надо всегда помогать, а то и тебе потом ни кто не поможет, не надо быть злым.
Ответы и предложенные варианты, педагог внимательно слушал, где – то одобрял варианты ответов, другим давал оценку, поощрял. Все дети принимали участие и были заинтересованы.
Приложение 7
Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"
Цель: учить учащихся эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; воспитывать у них активную нравственную позицию – доброжелательное отношение к друзьям, формировать, отзывчивость; учить их активно защищать свою нравственную позицию;
Начинаем с беседы о том, кем они мечтают стать, когда вырастут.
- Послушайте, о чем мечтал герой рассказа Виктора "Друг детства" и поему он потом отказался от этой мечты.
После чтения рассказа, проводится беседа:
- Как вы думаете, почему Дениска раздумал быть боксером?
- Каким человеком вам показался Дениска? Как вы это поняли? Какими словами можно сказать о нем?
Ответы учащихся: мечтательный, добрый, хороший друг.
- Понравился ли вам рассказ?
Почему эту историю мы
- Кого называют "друг детства"?
Давали разные ответы, отвечали активно и обосновывали свои ответы: "Так говорят только о человеке, с кем очень дружили с детства, с кем связаны добрые воспоминания".
- Как вы поняли выражения "сколько душе угодно"? Как сказать по – другому? Придумайте предложения с этим выражением.
- Что означает выражение "не разлей вода"? О ком так говорят? Как сказать по – другому.
Затем предлагаем детям повторить и запомнить две пословицы о дружбе и друзьях: "Человек без друзей, что дерево без корней", "Старый друг – лучше новых двух".
Делаем итоговое заключение, вывод: у человека, который дорожит дружбой, всегда будут верные друзья. Такому человеку любые беды по плечу.
Приложение 8
Фрагмент игры "Поможем Красной Шапочке"
Цель: развивать умение сопереживать, быть внимательным к другому.
Учащиеся становятся в круг и видят Красную Шапочку (любую девочку из класса).
Учитель спрашивает, почему она такая грустная?
– Я потеряла свою корзинку.
Педагог предлагает детям пожалеть Красную Шапочку! Указать ласковое слово или дать возможность ребенку самостоятельно сделать выбор.
Красная Шапочка благодарит друзей, говорит, что ей стало лучше. Предлагает им ещё помочь и найти ее корзинку. (Дети помогают искать, находят).
Красная Шапочка радуется и предлагает дружить и помогать всем кто попал в беду.
Затем педагог предлагает подумать и ответить на вопрос:
- Какое настроение было у девочки, когда ее увидели? (дети выбирают грустное).
- А с каким настроение Красная Шапочка ушла? (с веселым, радостным)
- Какое настроение у вас? (ответы)
- Почему? (совершило хороший поступок)
В занятии главным является постановка вопросов: Почему вы так думаете?
Предлагали детям по собственному желанию вспомнить сказку в которой есть нравственное содержание, можно его обыграть, инсценировать. Учащимся предлагалось самому выбрать роль, в случае разногласии, старались дать понять, что все герои хорошие.
Приложение 9
Отрывок из "Сказки с подробностями" Г. Остера
(глава последняя).
Это случилось, с мелким мальчиком Федей он пошел с мамой в зоопарк, там, захотел мороженого, а мама сказала: – Нет. Горло вчера хрипело, опять захрепит.
Тогда Федя лег на спину, стал стучать ногами по земле.
- Пусть хрипит! – кричал Федя. – Станешь старая, сама заболеешь, никогда тебе градусник не поставлю, таблеток не да, чаю не принесу с лимоном!
Одна пожилая бабушка кормила носорога капустой – у нее на это было специально разрешение от главного сторожа зоопарка, – услышала Федины крики, возмутилась:
- Хулиганство – так с мамой разговаривать. Сейчас зову милиционера!
– А я, – сказа Федя, от злости, сам не понимая, что говорит, – вашего милиционера толкну, он упадет, я ему на нос наступлю!
И тут как раз подошел молодой милиционер. Он сказал:
- Не надо милиционерам на носы наступать. Лучше попроси у мамы прощения.
– Не попрошу! – крикнул Федя. – Теперь начну в другом доме жить с чужими людьми.
Люди – посетители зоопарка, услышали, сказали друг другу:
– Какой слабохарактерный мальчик. Глупый до невозможности.
- Сами глупые! – крикнул Федя.
– Вот начнется пожар и
– Посмотри на этого мальчика, – сказала большая слониха своему маленькому слоненку. – Никогда не поступай, так как он.
Спрашиваем у детей:
- Может быть, кто – то узнал себя в этом мальчике? Тогда посмейтесь сами над собой. Не будет ли этот смех веселый? Можно ли сказать, что это смех сквозь слезы? Кого из героев вам жалко? (маму, Федю)
- почему их жалко? Что переживала мама, когда Федя проделывал свои "фокусы"? Придумайте конец этой истории.
В ответах и прослушивании сказки Г. Остера, дети были эмоциональны, внимательны, воспринимали каждое поведение мальчика по-своему, но очень мало детей оценили поступок как правильный. Это было видно в задаваемых ответах и в придумывании продолжения истории.
Все ответы внимательно выслушивали, давали свою оценку.
Рассказ Л. Толстого. Приложение 10
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?" Мальчик затрясся от страха и сказа: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".
Задаем детям вопросы:
- Почему мальчик затрясся от страха?
– Страшно ли обманывать других?
Вот как мы говорим о правде, честности: "Правда, светлее солнца", "Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают".
Что почувствовал мальчик, когда папа сказал "спасибо".
Ответы детей были разнообразны, каждый по–своему воспринял рассказ Л. Толстого, но главное многие правильно дали оценку поведения мальчика и отца, без помощи взрослого, это показало, то, что дети понимают и осознают поведение героев.
Приложение 11
Беседа по стихотворению Г. Сангина "Самые слова".
Цель: формировать нормы поведения в обществе, поддерживать доброжелательность в отношениях детей.
Важно стремится к тому, чтобы дети поняли, что соблюдение этикета не простая формальность.
Где же твое здравствуй?
Взял петух горластый.
Где твое спасибо?
Проглотила рыба.
А скажи. Пожалуйста,
Где твое, пожалуйста?
Прибежал сердитый пес,
И, пожалуйста, унес.
Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать, как мне жить.
Вопросы:
- Почему горюет герой? Давайте придумаем ему имя.
- что надо сделать, чтобы он не расстраивался?
- Кто виновен в беде героя стихотворения?
(петух, рыба, пес; герой сам виноват).
Особое внимание в беседе, мы обратили на творчество детей. Когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т.д., все это значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысленнее детьми нравственных явлений.
Информация о работе Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников