Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта (на примере группы). Объект исследования – процесс обучения. Предмет исследования – мотивы учения.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
– рассмотреть понятия мотивации и мотива учения;
– изучить классификацию и структуру мотивов учения;
– подобрать диагностическую программу изучения мотивации учения;
– проанализировать результаты экспериментального исследования.
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения 5
1.1. Понятия мотивации и мотива учения 5
Выводы по параграфу 1.1 9
1.2. Классификация и структура мотивов учения 10
Выводы по параграфу 1.2 16
Глава II. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта 18
2.1. Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности 18
Выводы по параграфу 2.1 20
2.2. Изучение мотивации учебной деятельности 21
Выводы по параграфу 2.2 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31
В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги (Е.П. Ильин) без изменения их смысла.
Ход проведения: Экспериментальным материалом служит опросник, состоящий из 50 пунктов. Испытуемому необходимо внимательно прочитать утверждения и отметить свое согласие знаком «+»или несогласие – знаком «−» с приведенными утверждениями.
Методика «Дифференциально-
Цель: Диагностика профессиональной направленности
Теоретическое обоснование методики: Е.А.Климов по признаку «предмет труда» выделил 5 типов профессий:
Ход проведения: Экспериментальным материалом служит список из 20 пар возможных деятельностей. Испытуемому необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности «а» по отношению к «б», либо виду деятельности «б» по отношению к «а».
С помощью представленных методик было проведено экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности студентов.
Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности, влияет на выбор преференциальных факторов, так как настоящие мотивы лучше проявляются в ситуации выбора. Селективная функция мотивации обеспечивает согласование условий и средств, которые необходимые для ее поддержки.
Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов мотивационной сферы субъекта является важнейшим компонентом обучения. Теория единства мотивации обучения и учебной деятельности имеет важное значение, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса. Мотивация должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизующий деятельность субъекта обучения.
Нами были выделены ряд методик, основной целью которых выступает всесторонний анализ мотивов учения конкретной группы.
Общее количество выборки составило 7 человек, студентов одной грыппы.
Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» представлено в табл. 1 и рис. 1.
Таблица 1
Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»
ФИО |
Номер мотива по списку | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | |
Александр |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | |||||||||||
Людмила |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Виктор |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Павел |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | |||||||||||
Андрей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Максим |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Сергей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Кол-во выбора мотива |
6 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
6 |
0 |
3 |
0 |
4 |
0 |
2 |
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 1)
Рис. 1. Иерархия мотивов учебной деятельности студентов
Анализ полученных данных. Обработав результаты, мотивы были проранжированы:
I место занимают мотивы: 1 – стать высококвалифицированным специалистом и 10 – обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
II место - мотив 2 – получить диплом;
III место - мотив 6 – приобрести глубокие и прочные знания;
IV место - мотив 4 – успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;
V место – мотивы: 3- успешно продолжить обучение на последующих курсах; 12 – достичь уважения преподавателей; 14 – добиться одобрения родителей и окружающих;
VI место - мотив 16 – получить интеллектуальное удовлетворение;
VII место - мотив 5 – постоянно получать стипендию;
VIII место занимают мотивы: 7 – быть постоянно готовым к очередным занятиям; 8 – не запускать изучение предметов учебного цикла.
Оказались невыбранными мотивы: 9 – не отставать от сокурсников; 11 – выполнять педагогические требования; 13 – быть примером для сокурсников; 15 – избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Таким образом, студентами чаще выбираются мотивы – стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.
На основании проведенного исследования можно утверждать о доминировании в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания. Доминирует в системе мотивов, наряду с вышеперечисленными, мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».
Мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» оказался невыбранным студентами.
Результаты исследования, полученные с помощью методики №2.
«Мотивация обучения в вузе» представим в табл. 2 и рис. 2.
Таблица 2
Результаты исследования, полученные с помощью методики №2 «Мотивация обучения в вузе»
ФИО |
«приобретение знаний» Максимум- 12,6 балла |
«овладение профессией» Максимум – 10 баллов |
«получение диплома» Максимум – 10 баллов |
Александр |
10,8 |
7 |
6,5 |
Людмила |
7,2 |
4 |
10 |
Виктор |
6 |
4 |
10 |
Павел |
5,4 |
3 |
7,5 |
Андрей |
7,2 |
6 |
10 |
Максим |
7,2 |
3 |
9 |
Сергей |
7,2 |
5 |
8,5 |
Анализ и систематизация результатов. По шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8,5 – 10,8 баллов) – у 23,8 % студентов, средние показатели (5,4 – 8,4баллов) – у 57,2 % студентов. В целом, группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.
По шкале «овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7 баллов) – у 28,6 % студентов, средние показатели (4– 6 баллов) – у 52,4 % студентов, низкие показатели (0-3 баллов)– 19 % студентов. Таким образом, группа показала средний уровень направленности на овладение профессией, т. е. стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.
По шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)– у 90,5 % студентов, средние показатели (4 – 6,9баллов) – у 9,5 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) – не обнаружены в группе.
Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 2).
Рис. 2. Мотивация обучения в вузе
Сравним и проанализируем результаты методик (таблицы 1 и 2).
На основании проведенного исследования в группе с помощью методик № 1 и № 2, можно утверждать о преобладании и ведущей роли прагматического мотива («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность).
Т.И. Ильина отмечает, что преобладание прагматического мотива может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Но для того, чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нужно определить профессиональную направленность студента, проанализировать, почему студент выбрал профессию психолога, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента.
Результаты исследования, полученные
с помощью методики №3 «Дифференциально-
Таблица 3
Результаты исследования, полученные
с помощью методики №3 «Дифференциально-
ФИО |
«человек- природа» Максимум- 8 баллов |
«человек-техника» Максимум- 8 баллов |
«человек-человек» Максимум- 8 баллов |
«человек- знак» Максимум- 8 баллов |
«человек- художественный образ» Максимум- 8 баллов |
Александр |
4 |
1 |
7 |
3 |
5 |
Людмила |
2 |
2 |
4 |
5 |
7 |
Виктор |
2 |
1 |
7 |
5 |
5 |
Павел |
2 |
2 |
6 |
3 |
7 |
Андрей |
1 |
3 |
5 |
5 |
6 |
Максим |
5 |
1 |
5 |
3 |
6 |
Сергей |
7 |
1 |
5 |
2 |
5 |
Анализ и систематизация результатов. Профессия «педагог, учитель начальных классов» относится к типу профессии «человек-человек». По шкале «человек-человек» были выделены: высокие показатели (6 – 8 баллов)– у 42,9 % студентов, средние показатели (3 -5,9 баллов) – у 57,1% студентов, низкие показатели (0-2,9 баллов) – не обнаружены в группе.
В целом, группа показала уровень профессиональной направленности выше средних значений, что может говорить о преобладании интересов, а возможно и склонностей к данной области профессиональной деятельности.
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (см. рис. 3).
Таким образом, на основании результатов, полученных при проведении эксперимента, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Рис. 3. Уровни профессиональной направленности студента
Уровень профессиональной мотивации группы оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.
Проведенной исследование мотивов учения конкретной группы позволило сделать следующие выводы. Студентами чаще выбираются такие мотивы как: стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов. Доминируют в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Анализ показал, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность) и профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества).
На основании результатов, полученных при проведении всех диагностических программ, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях высокой конкурентной борьбы на рынке труда расширение жизненных возможностей и перспектив зависит от возможности индивида постоянно повышать уровень образованности, сформированности внутренней личностной направленности на учение, осознания необходимости развития собственных природных задатков. Все эти качества определяются уровнем развитием мотивации учения.
Информация о работе Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта