Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

В любом обществе, независимо от уровня его общественно-исторического, экономического и культурного развития наиболее незащищёнными в социальном плане оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.
Несомненно, существующие серьёзные нарушения в соматической, психической, двигательной, поведенческой, интеллектуальной сфере затрудняют или резко ограничивают возможности самостоятельного установления личностью полноценных связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное образование, одной из центральных задач которого является помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально возможного (индивидуально для каждого) уровня социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Вложенные файлы: 1 файл

2_tokar_inljuziv-posl.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания детей в  процессе инклюзивного образования.

Задачи, содержание и принципы психолого-педагогической диагностики характера адаптации ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образовательным условиям.

Направления деятельности педагогов, специалистов и родителей по предупреждению и коррекции адаптационных нарушений у детей с учётом индивидуально-типологических особенностей развития.

Проектирование педагогом профессиональной деятельности с учётом индивидуально-типических особенностей состава воспитанников/учащихся, включенных в образовательный процесс.

 

Тема 2.2. Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья: цели, структура, логика и способы реализации. Практическое занятие № 1 по формированию у слушателей представлений о структуре, логике и способах реализации индивидуальной образовательной программы (6 часов)

 

Тема 2.3. Индивидуальная образовательная программа в системе реализации идеологии стандартов второго поколения. Самостоятельная работа № 2 по систематизации знаний о методологическом потенциале Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в обеспечении индивидуализации обучения и воспитания детей (6 часов)

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

 

Приложение № 1

 

Практические занятия и круглые столы

 

Тема 1.2. Модели реализации инклюзивного образования (их преимущества и недостатки). Круглый стол (6 часов)

Цель: анализ преимуществ и недостатков различных моделей инклюзивного образования, реализуемых в мировой и отечественной образовательной практике.

База  занятия: учебная аудитория.

Форма проведения: свободная дискуссия.

Организация работы

Вопросы для свободной дискуссии:

  1. Причины, которые объясняют возрастающий интерес общества к идее инклюзивного образования.
  2. Смысл и сущность полной интеграции: доводы «за» и «против» ее реализации в образовательном процессе. Обосновать доводы сторонников полной интеграции.
  3. Частичная интеграция: плюсы и минусы реализации этой модели инклюзивного образования. Обосновать доводы сторонников частичной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Временная интеграция: сущность и содержание. Обосновать доводы сторонников временной интеграции.
  5. Перспективы развития инклюзивного образования в нашей стране.

Коллективное подведение итогов круглого стола.

 

Тема 2.2. Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья: цели, структура, логика и способы реализации. Практическое занятие № 1 (6 часов).

Цель: формирование у слушателей представлений о структуре, логике и способах реализации индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, применяемой в условиях различных моделей организации инклюзивного образования.

База занятия: учебная аудитория.

Форма проведения: фронтальная и  индивидуальная работа.

Материалы к  занятию: индивидуальные образовательные программы для конкретных детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных слушателями; индивидуальные образовательные программы детей включенных в систему общего непрерывного образования, предлагаемые зарубежными педагогами.

Организация работы:

1. Фронтальная  работа:

  • Определение методологических подходов построения индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья; ее цели, структура, логика построения и способы реализации.
  • Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта построения индивидуальных образовательных программ детей.

2. Индивидуальная  работа:

Разработать комплексную индивидуальную образовательную программу для  конкретного ребенка, интегрированного в систему общего непрерывного образования.

3. Представление доработанных программ  и обмен мнениями по поводу  их содержания.

Подведение итогов занятия.

 

Самостоятельные работы

 

Тема 1.3. Опыт реализации инклюзивного образования в международной практике (на примере одной из стран). Самостоятельная работа (6 часов) по отработке навыков работы с научно-методической литературой

Задание для самостоятельной  работы

Описать систему инклюзивного образования  на примере одной из стран по плану:

  1. Развитие инклюзивного образования в стране (основные этапы).
  2. Структура инклюзивного образования.
  3. Масштабы инклюзивного образования.
  4. Управление инклюзивным образованием.
  5. Показания для направления ребенка на обучение и воспитание в системе инклюзивного образования.

Литература:

  1. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. Левитская // Социальная педагогика : деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2009. - N 1. - C.4-7.
  2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
  3. Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор-составитель Малофеев Н.Н.  – М., 2007.
  4. Шинкарева Е.Ю. Права детей в сфере образования: в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007. – 64 с.

 

Тема 2.3. Индивидуальная образовательная программа в системе реализации идеологии стандартов второго поколения. Самостоятельная работа №2 по систематизации знаний о методологическом потенциале Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в обеспечении индивидуализации обучения и воспитания детей (6 часов)

Задания для самостоятельной работы:

  1. Обозначить общие положения ФГОС, обеспечивающие возможность индивидуализации обучения и воспитания детей в системе начального общего образования.
  2. Раскрыть цели и содержание программы коррекционной работы с детьми в условиях общего начального образования.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

 

Приложение № 2

Примерная тематика проектных работ

 

  1. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме: «Социокультурные аспекты инклюзивного образования».
  2. Подготовить консультацию для родителей воспитанников по теме: «Инклюзивное образование как институт социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями развития».
  3. Подготовить статью по теме: «Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования».
  4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Инклюзивное образование в адаптивной начальной школе».
  5. Подготовить реферат по теме: «Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
  6. Разработать конспект родительского собрания по теме: «Создание коррекционно-развивающей среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания».
  7. Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».
  8. Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения».
  9. Подготовить видеоматериал по теме: «Формы и содержание работы детского образовательного учреждения с родителями по вопросам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
  10. Подготовить статью по теме: «Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
  11. Подготовить конспект выступления на методическом объединении педагогов по теме: «Перспективы развития инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении».
  12. Подготовить «Индивидуальную образовательную программу ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья» для ее реализации в процессе инклюзивного образования.
  13. Подготовить «Индивидуальную образовательную программу ребенка-школьника с ограниченными возможностями здоровья» для ее реализации в процессе инклюзивного образования.

 

Приложение № 3

 

Тестовые задания для текущего контроля

 

В тестовых заданиях отметьте верный, с Вашей точки зрения, вариант ответа.

  1. Инклюзивное образование:
    1. альтернатива специальному образованию;
    2. параллельно существующая образовательная модель;
    3. структурный компонент образовательной системы.
  2. Принцип адаптивности предполагает:
    1. адаптивность системы образования к уровням развития и индивидуальным особенностям обучающихся;
    2. адаптивность воспитанников к условиям образовательных учреждений.
  3. Комбинированная интеграция предполагает, что:
    1. дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
    2. дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
    3. воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в  различных мероприятиях воспитательного характера.
  4. Частичная интеграция предполагает, что:
    1. дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
    2. дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
    3. воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в  различных мероприятиях воспитательного характера.
  5. Временная интеграция предполагает, что:
    1. дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
    2. дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
    3. воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных мероприятиях воспитательного характера.
  6. Выбор модели образования (общего или специального) для ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья принадлежит:
    1. специалистам психолого-медико-педагогической консультации;
    2. администрации образовательного учреждения, в которое предполагается интеграция ребенка;
    3. родителям или лицам, представляют интересы ребенка.

 

Приложение № 4

Список литературы

Основная. Законы и программы Российской Федерации в области образования

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.).
  6. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6.
  7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.
  8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2009 года.
  10. Приоритетный образовательный проект «Образование».
  11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  12. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы, подпрограмма «Дети и семья», направление «Семья с детьми-инвалидами».
  13. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2011 – 2015 годы (проект).
  14. Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (проект).
  15. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы.
  16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (проект).
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  18. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

 

Дополнительная

  1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие для студенто<span class="Plain_0020Text__Char" sty

Информация о работе Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития