Индивидуализация и дифференциация
обучения и воспитания детей в
процессе инклюзивного образования.
Задачи, содержание и принципы психолого-педагогической
диагностики характера адаптации ребенка-инвалида и ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
к образовательным условиям.
Направления деятельности педагогов, специалистов
и родителей по предупреждению и коррекции
адаптационных нарушений у детей с учётом
индивидуально-типологических особенностей
развития.
Проектирование педагогом профессиональной деятельности
с учётом индивидуально-типических особенностей
состава воспитанников/учащихся, включенных
в образовательный процесс.
Тема 2.2. Индивидуальная образовательная программа
ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными
возможностями здоровья: цели, структура,
логика и способы реализации. Практическое занятие № 1 по
формированию у слушателей представлений
о структуре, логике и способах реализации
индивидуальной образовательной программы (6
часов)
Тема 2.3. Индивидуальная образовательная программа
в системе реализации идеологии стандартов
второго поколения. Самостоятельная работа
№ 2 по систематизации знаний о методологическом
потенциале Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС) в обеспечении индивидуализации
обучения и воспитания детей (6 часов)
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,
2010. – 31 с.
Приложение № 1
Практические занятия и круглые столы
Тема
1.2. Модели реализации инклюзивного образования
(их преимущества и недостатки).
Круглый стол (6 часов)
Цель: анализ преимуществ и недостатков различных
моделей инклюзивного образования, реализуемых
в мировой и отечественной образовательной
практике.
База
занятия: учебная аудитория.
Форма
проведения: свободная дискуссия.
Организация работы
Вопросы для свободной дискуссии:
- Причины, которые объясняют возрастающий интерес общества к идее инклюзивного образования.
- Смысл и сущность полной интеграции: доводы «за» и «против» ее реализации в образовательном процессе. Обосновать доводы сторонников полной интеграции.
- Частичная интеграция: плюсы и минусы реализации этой модели инклюзивного образования. Обосновать доводы сторонников частичной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Временная интеграция: сущность и содержание. Обосновать доводы сторонников временной интеграции.
- Перспективы развития инклюзивного образования в нашей стране.
Коллективное подведение итогов круглого
стола.
Тема 2.2. Индивидуальная образовательная программа
ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными
возможностями здоровья: цели, структура,
логика и способы реализации. Практическое
занятие № 1 (6 часов).
Цель: формирование у слушателей представлений
о структуре, логике и способах реализации
индивидуальной образовательной программы
ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, применяемой
в условиях различных моделей организации
инклюзивного образования.
База занятия: учебная аудитория.
Форма проведения: фронтальная и
индивидуальная работа.
Материалы к
занятию: индивидуальные образовательные программы
для конкретных детей-инвалидов или детей
с ограниченными возможностями здоровья,
разработанных слушателями; индивидуальные
образовательные программы детей включенных
в систему общего непрерывного образования,
предлагаемые зарубежными педагогами.
Организация работы:
1. Фронтальная
работа:
- Определение методологических подходов построения индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья; ее цели, структура, логика построения и способы реализации.
- Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта построения индивидуальных образовательных программ детей.
2. Индивидуальная
работа:
Разработать комплексную индивидуальную
образовательную программу для
конкретного ребенка, интегрированного в систему общего
непрерывного образования.
3. Представление доработанных программ
и обмен мнениями по поводу
их содержания.
Подведение итогов занятия.
Самостоятельные работы
Тема 1.3. Опыт реализации инклюзивного образования
в международной практике (на примере
одной из стран). Самостоятельная работа
(6 часов) по отработке навыков работы
с научно-методической литературой
Задание для самостоятельной
работы
Описать систему инклюзивного образования
на примере одной из стран по плану:
- Развитие инклюзивного образования в стране (основные этапы).
- Структура инклюзивного образования.
- Масштабы инклюзивного образования.
- Управление инклюзивным образованием.
- Показания для направления ребенка на обучение и воспитание в системе инклюзивного образования.
Литература:
- Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. Левитская // Социальная педагогика : деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2009. - N 1. - C.4-7.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
- Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор-составитель Малофеев Н.Н. – М., 2007.
- Шинкарева Е.Ю. Права детей в сфере образования: в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007. – 64 с.
Тема 2.3. Индивидуальная образовательная программа
в системе реализации идеологии стандартов
второго поколения. Самостоятельная работа
№2 по систематизации знаний о методологическом
потенциале Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС) в обеспечении индивидуализации
обучения и воспитания детей (6 часов)
Задания для самостоятельной работы:
- Обозначить общие положения ФГОС, обеспечивающие возможность индивидуализации обучения и воспитания детей в системе начального общего образования.
- Раскрыть цели и содержание программы коррекционной работы с детьми в условиях общего начального образования.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Приложение № 2
Примерная тематика проектных работ
- Подготовить выступление на педагогическом совете по теме: «Социокультурные аспекты инклюзивного образования».
- Подготовить консультацию для родителей воспитанников по теме: «Инклюзивное образование как институт социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями развития».
- Подготовить статью по теме: «Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования».
- Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Инклюзивное образование в адаптивной начальной школе».
- Подготовить реферат по теме: «Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Разработать конспект родительского собрания по теме: «Создание коррекционно-развивающей среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания».
- Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».
- Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения».
- Подготовить видеоматериал по теме: «Формы и содержание работы детского образовательного учреждения с родителями по вопросам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
- Подготовить статью по теме: «Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Подготовить конспект выступления на методическом объединении педагогов по теме: «Перспективы развития инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении».
- Подготовить «Индивидуальную образовательную программу ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья» для ее реализации в процессе инклюзивного образования.
- Подготовить «Индивидуальную образовательную программу ребенка-школьника с ограниченными возможностями здоровья» для ее реализации в процессе инклюзивного образования.
Приложение № 3
Тестовые задания для текущего контроля
В тестовых заданиях отметьте
верный, с Вашей точки зрения,
вариант ответа.
- Инклюзивное образование:
- альтернатива специальному образованию;
- параллельно существующая образовательная модель;
- структурный компонент образовательной системы.
- Принцип адаптивности предполагает:
- адаптивность системы образования к уровням развития и индивидуальным особенностям обучающихся;
- адаптивность воспитанников к условиям образовательных учреждений.
- Комбинированная интеграция предполагает, что:
- дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
- дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
- воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных мероприятиях воспитательного характера.
- Частичная интеграция предполагает, что:
- дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
- дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
- воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных мероприятиях воспитательного характера.
- Временная интеграция предполагает, что:
- дети-инвалиды вливаются в обычную группу (класс) лишь на часть дня (например, на его вторую половину);
- дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1 - 2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
- воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных мероприятиях воспитательного характера.
- Выбор модели образования (общего или специального) для ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья принадлежит:
- специалистам психолого-медико-педагогической консультации;
- администрации образовательного учреждения, в которое предполагается интеграция ребенка;
- родителям или лицам, представляют интересы ребенка.
Приложение № 4
Список литературы
Основная. Законы и программы Российской
Федерации в области образования
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.).
- О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6.
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2009 года.
- Приоритетный образовательный проект «Образование».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы, подпрограмма «Дети и семья», направление «Семья с детьми-инвалидами».
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2011 – 2015 годы (проект).
- Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (проект).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (проект).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Дополнительная
- Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие для студенто<span class="Plain_0020Text__Char" sty