Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 20:40, контрольная работа
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности.
Путь к решению этой проблемы лежит в использовании инновационных технологий обучения.
Приемущества ИКТ:
В общем и целом, по сравнению
с традиционными формами контроля компьютерное
тестирование (КТ) имеет ряд преимуществ
:
а)быстрое получение результатов испытания
и освобождение преподавателя от трудоемкой
работы по обработке результатов тестирования;
объективность в оценке;
конфиденциальность при анонимном тестировании;
тестирование на компьютере более интересно
по сравнению с традиционными формами
опроса, что создает положительную мотивацию
у учащихся.
б) при изучении нового материала – тестовые
задания могут стать оперативной «обратной
связью» по усвоению учащимися отдельных
учебных элементов содержания;
• при решении задач;
• при проведении лабораторных работ
– тестовая форма контроля позволяет
учителю быстро оценить теоретическую
и практическую готовность учащихся к
выполнению эксперимента и осуществить
актуализацию необходимых знаний и умений;
• при повторении и закреплении учебного
материала;
• при проведении зачетов.
С помощью ИКТ можно создавать совершенно
объективный контроль, с одной стороны,
и интерактивный, с другой. В условиях
использования средств ИКТ возможности
и качество тестовой формы контроля знаний
и умений учащихся существенно возрастают.
Реализация ИКТ в тестировании позволяет:
• повысить объективность контроля;
• осуществить автоматизированную
обработку результатов тестирования;
• разнообразить формы тестовых заданий;
• индивидуализировать процедуру тестирования;
• упростить и ускорить организацию проведения
тестирования;
• устранить ошибки при обработке результатов;
• сохранить результаты тестирования,
провести их анализ;
• узнать ученику свой результат сразу,
а не по прошествии некоторого времени.
в)С активным использованием ИКТ расширяются
возможности реализации предметных тестов.
Электронные тестирующие комплексы можно
внедрять на занятиях:
• при изучении нового материала – тестовые
задания могут стать оперативной «обратной
связью» по усвоению учащимися отдельных
учебных элементов содержания;
• при решении задач;
• при проведении лабораторных работ
– тестовая форма контроля позволяет
учителю быстро оценить теоретическую
и практическую готовность учащихся к
выполнению эксперимента и осуществить
актуализацию необходимых знаний и умений;
• при повторении и закреплении учебного
материала;
• при проведении зачетов.
г) экономия учительского времени на проверке
работ; возможность быстрого анализа -какие
знания "западают"; возможность создания
из одного проверочного теста несколько
вариантов (изменить последовательность
вопросов, поменять нумерацию ответов,
изменить числовые данные и прочее); сделать
тест самообучающимся (программа с подсказками);
возможность использования тестов в домашних
условиях для самоподготовки; возможность
использования тестов не только как ответы
на качественные вопросы, но и использовать
задачи в тестах.
д) С помощью ИКТ можно создавать совершенно
объективный контроль, с одной стороны,
и интерактивный, с другой. В условиях
использования средств ИКТ возможности
и качество тестовой формы контроля знаний
и умений учащихся существенно возрастают.
Реализация ИКТ в тестировании позволяет:
• повысить объективность контроля;
• осуществить автоматизированную обработку
результатов тестирования;
• разнообразить формы тестовых заданий;
• индивидуализировать процедуру тестирования;
• упростить и ускорить организацию проведения
тестирования;
• устранить ошибки при обработке результатов;
• сохранить результаты тестирования,
провести их анализ;
• узнать ученику свой результат сразу,
а не по прошествии некоторого времени.
Медиатека - это качественное обеспечение возможностей
для самоподготовки учащихся, их исследовательской
деятельности - написания докладов, обзоров,
рефератов.
В течение года успешно использую электронный
репетитор "Кирилл и Мефодий" по географии.
Для тренировки интуиции и проверки уровня
знаний использую тестовые программы.
Информационные технологии дают уникальную
возможность для самореализации личности
учащихся.
Применение компьютера позволяет уменьшить
количество используемой для подготовки
литературы и сократить время поиска нужной
информации. Чем чаще используешь компьютер
в учебном процессе, тем глубже осознаешь
практически безграничный диапазон его
применения. Использование компьютера
на уроках географии необходимо вводить
не вместо, а наряду с другими современными
технологиями. При создании компьютерных
презентаций к урокам географии очень
удобно использовать программу «РоwеrРоint».
Она как нельзя лучше способствует созданию
«Образа территории» в сознании учащихся,
что является одной из целей изучения
географии России, географии мира. Компьютерные
презентации (КП) - современное мультимедийное
средство обучения, помогающее делать
школьную географию интересным и увлекательным
предметом. Применение компьютерной техники,
возможность моделировать на экране компьютера
явления и процессы, изучаемые в географии,
телекоммуникационные системы расширяют
эту учебную дисциплину, поднимают ее
на более высокий уровень, где происходит
взаимодействие с другими областями знаний,
что позволяет учителю проводить межпредметные
уроки, например, урок географии и искусства.
Самой удобной формой учебных программ
является комбинированная. Желательно
включить в программу дифференцированные
упражнения, игровые моменты, что оживляет
восприятие учащимися материала, прививает
интерес к изучению предмета, совершенствует
творческие способности. На уроках географии
объяснение нового материала сопровождается
наглядными пособиями.
Главный язык географии - карта, но с этим бывают проблемы (нет вообще или устаревшие). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Это позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов. Стало возможным показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать нужную графику, аудио и видеофайлы, предварительно обрабатывать их специализированными редакторами.
Примеров использования такого материала можно привести много, например, по темам: «Озеро Байкал», «Вулканы». В некоторых компьютерных программах по географии заложены практические работы по темам. Они могут носить тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали программы в качестве справочника, для написания сообщений и рефератов. Многие диски по географии имеют ссылки на образовательные ресурсы в Интернет. Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и для выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географии возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами. Поэтому возникает необходимость в создании собственных «учебников», в форме презентаций. Для подготовки использую упомянутую выше программу PowerPoint, с помощью которой можно создать слайды для показа: диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Работа с мультимедийными учебниками, показ презентаций по географии по различной тематике, работа с разноуровневыми тестами все они опробованы на уроках. Как подтверждают мониторинг эффективности, реализуемый посредством анкетирования, ребята предпочитают традиционному способу объяснения нового материала именно такой, когда учитель использует ИКТ на уроке. Компьютерные презентации удобны тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока (выводить на экран определения, типовые планы, планы характеристик, описаний, планы практических работ, статистические материалы), так и в течение всего урока (при изучении новой темы, когда учебного материала нет в учебнике - «География Саратовской области»). Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности. Мультимедиа-технологии позволяют построить презентацию так, что необходимая информация появится в нужный момент, тогда, когда это нужно учителю. Таким образом, данная технология значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину (учащиеся не переспрашивают - все видно на экране), активизирует учащихся, формирует интерес к предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета), то есть повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным.
Внедряя новые информационные технологии,
ставим перед собой следующие задачи:
научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию,
обрабатывать ее и грамотно использовать,
также важно применять компьютерные технологии
на всех этапах урока: при изложении нового
материала, закреплении и контроле знаний,
проверке домашних заданий. При объяснении
нового материала можно использовать
цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты,
справочные таблицы, анимацию. При закреплении
знаний для быстрого повторения наиболее
значимых вопросов применять рисунки,
схемы, анимации через мультимедиа-проектор.
Особенно удобно и для учителя и для ученика
использование компьютера для контроля
знаний. Учащимся предлагаю задания: ответить
на вопросы теста, расшифровать схему,
проанализировать таблицу и т.д. и сразу
можно проверить правильность выполнения
заданий, учащиеся видят свои ошибки. Получается
очень интересно, удобно и быстро. Для
учащихся, которые интересуются географией,
предлагаю занимательную форму выполнения
домашнего задания в виде составления
презентации и публикации по изученной
теме. Использование информационных технологий
обеспечивает возможность проведения
компьютерных практикумов - занятий, в
ходе которых ученики с помощью персонального
компьютера решают учебные задачи по определенной
теме курса или при подготовке к ГИА.
Таким образом, использование информационных
технологий и персонального компьютера,
безусловно, повышает интерес учащихся
к предмету, стремление к самостоятельности,
создает благоприятные условия для раскрытия
их склонностей способностей.
Учитель станет действительно педагогически
творческим с использованием персонального
компьютера только в том случае, если он
сможет, с одной стороны, создавать фрагменты
уроков на основе готовых или собственных
программных продуктов, с другой стороны,
овладеет методикой преподавания предмета
в современных условиях, то есть с учетом
возможностей компьютера. Исследования
показали, что после включения мультимедийных
учебных презентаций, подготовленных
учителем, в содержание уроков по курсу
«География России» и «Экономическая
и социальная география мира» повысили
и интерес к географии у школьников значительно
возрос. Это положительно сказывается
на успеваемости по предмету, и как факт
- выбор учащимися экзамена по географии
на государственной итоговой аттестации
в независимой форме.
5.Таким образом, использование информационных
технологий помогает учителю повышать
мотивацию обучения детей к предмету и
приводит к целому ряду положительных
следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения
материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету
познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности
на уроке;
• повышение интереса к изучению географии
и повышение успеваемости по предмету;
• идет более полное усвоение теоретического
материала;
• идет овладение учащимися умения добывать
информацию из разнообразных источников,
обрабатывать ее с помощью компьютерных
технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать
свою точку зрения.
• повышается производительность труда
учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер
не решает всех проблем, он остается всего
лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Не менее важны и современные
педагогические технологии и инновации
в процессе обучения, которые позволяют
не просто "вложить” в каждого обучаемого
некий запас знаний, но, в первую очередь,
создать условия для проявления познавательной
активности учащихся. Информационные
технологии, в совокупности с правильно
подобранными (или спроектированными)
технологиями обучения, создают необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации
и индивидуализации обучения и воспитания.
Как показывает опыт, применение информационных
средств в обучении способствует повышению
эффективности учебного процесса, оптимизации
деятельности учащихся. Использование
Интернет увеличивает познавательную
активность ребят, делает учебную деятельность
необычной и интересной. С внедрением
в образовательный процесс ИКТ появляется
новая возможность создания и использования
картографического материала, когда карта
моделируется прямо на уроке. Карта развивает
географическое мышление. Её нельзя заменить
ни текстом, ни живым словом. Многие географические
исследования начинаются и заканчиваются
картой. Благодаря применению компьютерных
технологий, учитываются индивидуальные
темпы усвоения знаний и умений, уровень
сложности, интересы. Работа с компьютером
вызывает у учащихся повышенный интерес
и усиливает мотивацию обучения.
Заключение.
Анализируя свой небольшой опыт в использовании ИКТ на уроках, могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
· обеспечить положительную мотивацию обучения;
· обеспечить дифференцированный подход в обучении;
· повысить объем выполняемой работы на уроке;
· рационально организовать и повысить эффективность урока;
· усовершенствовать контроль знаний;
· формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
· обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Все это способствует повышению качества обучения. Методика проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Поисковая работа побуждает учащихся осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет-ресурсами, активизирует исследовательскую работу.
Использование компьютера позволяет значительно экономить время, эффективно осуществлять контроль знаний, результаты объективны, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности. Применение компьютера на уроке, позволило делать его более интересным, наглядным, динамичным. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает учеником лучше запомнить материал. Мой опыт по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам. В связи с тем, что у нас в школе нет возможности систематически проводить уроки географии в компьютерном классе, я использую мультимедийный проектор и компьютеры, интерактивную доску. В кабинете географии создана богатая библиотека мультимедийных ресурсов.
Информация о работе Инновационные и традиционные технологии в обучении географии