Инновационные подходы к организации технологий обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп-ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техниче-ских и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функ-ционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Содержание

Понятие педагогической технологии
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология саморазвития (М.Монтессори)

Вложенные файлы: 1 файл

шаблон обычный.docx

— 88.58 Кб (Скачать файл)

В этом смысле образование - это не только институциональная система, но и сфера, в которой осуществляется становление личности на протяжении всей человеческой жизни, в мировом и отечественном информационном пространстве.

Вместе с тем образование  является специфической отраслью профессиональной деятельности, научное обоснование которой заключается в комплексном гуманитарном знании о человеке во время ее становления и самореализации в природе, культуре и социуме. Именно это комплексное знание подлежит освоению в ходе профессиональной подготовки современного музыканта - исполнителя и педагога.

 
Из анализа современного состояния  отечественного образования можно  сделать вывод о взаимодействии двух разнонаправленных факторов. Так, внешний связан с драматической изменением ценностных ориентиров, снижением уровня финансирования, ухудшением материального обеспечения образовательных учреждений, внутренний свидетельствует о том, что движущей силой развития современного образования является инновационное движение, который приобретает все большую масштабность.

По этому поводу академик П. Щедровицкий отмечает: "Под  инновациями начинают понимать особую организацию деятельности и мышления, охватывающий всю сферу образования и подготовки кадров.

Элементарная инновация  обладает огромным системным эффектом в плане влияния на другие компоненты учебного процесса, общую структуру  учебного содержания и деятельность педагогических коллективов "(3).

Педагогические нововведения сегодня осуществляются при всех образовательных процессов - исследовательского, управленческого, психологического и т.п..

Инновационные педагогические идеи развиваются в соответствии с новой образовательной парадигмы, суть которой заключается прежде всего в изменении самого отношения человека к миру: не овладение миром, а осмысление человеком своего места в целостной мироздании.

Монологизм в изложении заменяется диалогом, субъект - субъектные отношения, а дальше перспектива целостного интегративного понимания содержания учебно-воспитательного процесса.

Гуманизация образования включает научную рефлексию в контекст культуры, а принцип диалогического отношения к миру открывает диалог культурных миров; в более широком масштабе речь идет о экологизацию сознания в культуре. Поэтому наиболее экологической становится концепция личностно ориентированного воспитания и образования, которая вытекает из духовного потенциала украинской ментальности. Такая концепция утверждает творческие, живые, взаимодействующие отношения воспитателя и воспитанника.

Чтобы осуществились лучшие возможности ученика, эти отношения  должны основываться на видении актуальности и потенциала личности воспитанника, на восприятии его целостности и  значимости как личности.

Так, личностно ориентированный  тип образования мы рассматриваем  как дальнейшее развитие идей и опыта  развивающего обучения, как становление  качественно новой образовательной  системы, через которую происходит трансляция культуры в новые поколения.

 
Огромное значение в связи с  изложенным выше приобретает проблема взаимоотношений личности с искусством, в частности, с музыкой. Музыкальное искусство становится одним из важнейших инструментов определения художественно-творческой и духовно-ценностной направленности личности.

 
Музыка универсальной динамической моделью жизни и общечеловеческого  духовного опыта. В музыкальной  деятельности - композиторской, исполнительской, слушательской - мы находим своеобразные каналы привлечения к духовному сверхличностным бытия через растворение индивидуального в всеобщем.

Такая интеграция опытов схожа  с эффектом духовной синестезии, когда  актуализируются не только совокупность ощущений, но и архетипы и опыты различных культур (1). Постижение сущности такой модели в музыкальной деятельности (восприятие, выполнение, преподавания) является проявлением музыкальных способностей и высокого духовного потенциала личности, формируется во всех звеньях музыкального образования.

Это предопределяет практическую потребность в подготовке в системе  высшего музыкального образования специалиста качественно нового типа, в том числе и на факультетах музыкального искусства в университетах культуры и искусств. Между тем состояние отечественной музыкальной образования является неоднозначным: с одной стороны есть достаточно высокие достижения отечественной музыкальной школы на мировом уровне, с другой, наблюдается "техногенность" и неодухотвореность музыкантов сегодняшнего поколения - выпускников музыкальных училищ, университетов культуры и искусств и музыкальных академий.

Однако, высокий технический  уровень исполнения современных  музыкантов, конкурсные регалии не могут заменить глубоко осмысленную, "пережитой" концепцию, личностный тон выражения.

 
Вместе с тем, как справедливо  замечает В. Ражников, в музыкальных вузах еще царит клановый концептуализм, образное клише, личностная безликость и безадресность о сущности музыкального творчества. Это порождает противоречия между личностной и продуктивной природе музыкальной художественного творчества и неличным, нетворческой, а иногда отчужденным преподаванием.

Личностно ориентированная  концепция, которая основывается на взаимосвязанных диалогических отношениях, означает, что персонализация педагогического взаимодействия в процессе индивидуального обучения предполагает использование личностного опыта при взаимодействии преподавателя и студента, то есть диалоги и трилогий: студент - музыкальное произведение - преподаватель.

Социальный контекст, задающий координаты этого взаимодействия, создает  условия для взаимного личностного  развития и творческой самореализации в нем (2). 
В результате указанных противоречий, существующих в практике профессиональной подготовки музыкантов (исполнителей и педагогов) актуальными становятся модели учебного процесса, основанные на проведенных принципах личностно ориентированного подхода.

Это: принцип культуросообразности; диалога межпредметных "связей, творческой организации учебного процесса, а также принцип учета специфики профессиональной деятельности музыканта и индивидуальных качеств его личности.

Такая ориентация педагогического процесса очень  важна для цикла специальных дисциплин. Одной из главных принципов в этом контексте интонационный подход к проблеме формирования фольклорного тезауруса. Согласно ему творчески исполнительский процесс должен характеризоваться глубоким проникновением в "специфику" образного строя народной музыки, тончайшими нюансами ее мелодики, гармонии, ритма, достигается на основе систематического интонационного вслушивание в мир живого фольклора, эмоционального восприятия народного музицирования. Как свидетельствуют данные эксперимента, проведенного в студенческих музыкальных коллективах высших учебных заведений культуры, подавляющее большинство студентов (58,8 процента) не обладает средствами интонационной выразительности в широком диапазоне национальных, фольклорных традиций. Студенты не умеют целостно, эмоционально постигать эстетическое своеобразие национально-стилевых закономерностей, выявлять источники национальной песенного творчества, воплощенной в произведениях украинской классической музыки. 

 

Между тем только глубокое проникновение в интонационно-образную сущность этномузыкальных традиций позволяет осмыслить сущность национального менталитета.

Отсюда и понимание  сущности главной тенденции украинских художественного сознания, которая сочетает высокую эмоциональность, чувствительность и лиризм и проявляется в эстетизме украинской обрядности, в знаменитой песне, в своеобразном мягком юморе.

 
Итак, возникает острая необходимость  в создании специальных курсов, в  которых семантическая информация является формой выявления мировоззренческого содержания народного музыкального творчества, духовных порывов нации и основных психологических тенденций развития украинского художественного сознания. 
2. Принцип диалога. В музыкальной педагогике он имеет характер духовного общения учителя с учеником и их обоих с музыкальным произведением. Принцип диалога определяется прежде единством общих стремлений преподавателя и студента к накоплению опыта и выполняет функцию основы взаимообучения.

Ситуация диалога и  сотворчества является тем импульсом, той первоосновой, на которой развивается  вся система обучения. Совместный поиск истины-идеала в постижении музыкального феномена современная  музыкальная педагогика рассматривает как устную традицию обучения.

Важными компонентами этой традиции ученые (в частности, Л. надиров) называют сопротивления на непосредственно пережитого в сосуществования опыт и значимость традиций для передачи невербального языка культуры.

Заметим, что традиция проявляет  культурно-историческую преемственность  и устойчивость средств, в которых  воплощается содержание традиции. Устная традиция в воспитании музыканта  не является идентичной вербальном комментария, это непосредственный, живой характер способа передачи.

 

 

 

Основными культурными типами музыкального творчества и обучения является фольклор, профессиональное искусство устной, а также письменной традиций.

 
Стойкое устная традиция проявляется в исполнительских школах, выступая средством хранения и передачи опыта культуры (не только школы исполнительского, но и школы в научном познании, основанные на устной традиции в ее широком понимании). Музыкально-педагогические школы всегда стремились к всеобъемлющего подхода в обучении и воспитании. 
Стоит отметить, что тенденция к угасанию устной традиции обучения совпала с ростом процессов, которые происходят в культурной динамике.

Однако в педагогической практике существовали и модернизированные  формы воспроизведения устной традиции: видеозаписи мастер-классов, концертов выдающихся музыкантов и т.д.. Своеобразным примером воспроизведения устной традиции музыкального обучения является внедрение концепции Д.

Кабалевского в практику преподавания музыки в общеобразовательных школах 70-х годов ХХ века. Если учесть, что музыканты-педагоги устной традиции были блестящими исполнителями, замечательными методистами, психологами, воспитателями, исследователями, то современный музыкант должен быть мастером и соучастником создания художественного образа (1). 
3. Принцип межпредметных "связей.

Он основывается на универсальном  связи явлений культуры, науки, ассоциаций в сознании. Оптимальным вариантом этого принципа межпредметные связи между моделями обучения.

Благодаря этому реализуются  принцип творческой организации  учебного процесса, а также принцип  учета специфики профессиональной деятельности музыканта и индивидуальных качеств его личности, единство аффективного, научного, рационального и художественно-творческого  компонентов.

Итак, сама природа музыкального феномена требует глубоко личностного  отношения к музыке, что ведет  к проницательного диалога с самой музыкой и ученики во время музыкальной деятельности.

В целом упомянутые ранее  ведущие принципы построения моделей  учебного процесса, используемые на факультетах  музыкального искусства в высших учебных заведениях культуры и искусств, реализуются в синтезе, обеспечивая  профессиональную подготовку музыканта - исполнительское и педагогическое.

Общекультурный контекст, социокультурная динамика и специфика  музыкальной деятельности проявляют актуальность инновационных моделей обучения, которые в соответствии с личностно ориентированного типа музыкального образования опираются на идеи интегративности, диалога, паритетных субъект - субъектных отношений.

 
Сравнительно-педагогические исследования практики обучения, выполненные в  Институте теоретической педагогики и международных исследований (Российская Академия образования), дают возможность создать целостное представление о мировом опыте инновационных поисков по построению учебного процесса высшей школы.

Российские ученые считают, что благодаря инновационным  исследованиям учебный процесс  обогащается различными видами поисковой  деятельности. Это: исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т.д.); игровая - в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте, рефлексивная - в гносеологическом и эмоционально-личностном плане.

Такие виды поисковой деятельности направлены на активизацию развивающего потенциала обучения, на партнерские взаимоотношения педагога и ученика, личностную включенность всех участников обучения в этот процесс, личностно-профессиональную способность педагога к гибкого взаимодействия с учениками, что в целом соответствует сущности и содержания личностно ориентированного воспитания и образования.

 
Как показывает опыт высшей школы США, модель учебной дискуссии оптимально реализуется в небольших группах (групповая терапия, мозговой штурм, аквариум). Голландские ученые Ван Урс и Карпа выделяют социосемиотичний подход в инновационной модели учебной дискуссии.

На факультете музыкального искусства модель на основе учебной  дискуссии можно применять в  ходе специальной, психолого-педагогической подготовки личности музыканта. 
Дискуссионная модель по своей природе диалогической. Ее реализация способствует развитию дивергентного мышления, толерантности и коммуникативной компетентности.

Экспериментальное исследование процесса формирования духовного потенциала студентов высших учебных заведений культуры и искусств показало, что оптимальным в рамках этой модели является использование метода синектики (мозговой атаки) на основе метафорического мышления, а также метода художественно-педагогической интерпретации. 
Учебная модель на основе исследования опирается на непосредственный опыт ученика.

Информация о работе Инновационные подходы к организации технологий обучения