Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:54, реферат
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп-ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техниче-ских и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функ-ционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие педагогической технологии
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
В этом смысле образование - это не только институциональная система, но и сфера, в которой осуществляется становление личности на протяжении всей человеческой жизни, в мировом и отечественном информационном пространстве.
Вместе с тем образование является специфической отраслью профессиональной деятельности, научное обоснование которой заключается в комплексном гуманитарном знании о человеке во время ее становления и самореализации в природе, культуре и социуме. Именно это комплексное знание подлежит освоению в ходе профессиональной подготовки современного музыканта - исполнителя и педагога.
Из анализа современного состояния
отечественного образования можно
сделать вывод о взаимодействии двух разнонаправленных
факторов. Так, внешний связан с драматической
изменением ценностных ориентиров, снижением
уровня финансирования, ухудшением материального
обеспечения образовательных учреждений,
внутренний свидетельствует о том, что
движущей силой развития современного
образования является инновационное движение,
который приобретает все большую масштабность.
По этому поводу академик П. Щедровицкий отмечает: "Под инновациями начинают понимать особую организацию деятельности и мышления, охватывающий всю сферу образования и подготовки кадров.
Элементарная инновация обладает огромным системным эффектом в плане влияния на другие компоненты учебного процесса, общую структуру учебного содержания и деятельность педагогических коллективов "(3).
Педагогические нововведения сегодня осуществляются при всех образовательных процессов - исследовательского, управленческого, психологического и т.п..
Инновационные педагогические
идеи развиваются в соответствии
с новой образовательной
Монологизм в изложении заменяется диалогом, субъект - субъектные отношения, а дальше перспектива целостного интегративного понимания содержания учебно-воспитательного процесса.
Гуманизация образования включает научную рефлексию в контекст культуры, а принцип диалогического отношения к миру открывает диалог культурных миров; в более широком масштабе речь идет о экологизацию сознания в культуре. Поэтому наиболее экологической становится концепция личностно ориентированного воспитания и образования, которая вытекает из духовного потенциала украинской ментальности. Такая концепция утверждает творческие, живые, взаимодействующие отношения воспитателя и воспитанника.
Чтобы осуществились лучшие возможности ученика, эти отношения должны основываться на видении актуальности и потенциала личности воспитанника, на восприятии его целостности и значимости как личности.
Так, личностно ориентированный
тип образования мы рассматриваем
как дальнейшее развитие идей и опыта
развивающего обучения, как становление
качественно новой
Огромное значение в связи с
изложенным выше приобретает проблема
взаимоотношений личности с искусством,
в частности, с музыкой. Музыкальное искусство
становится одним из важнейших инструментов
определения художественно-творческой
и духовно-ценностной направленности
личности.
Музыка универсальной
Такая интеграция опытов схожа с эффектом духовной синестезии, когда актуализируются не только совокупность ощущений, но и архетипы и опыты различных культур (1). Постижение сущности такой модели в музыкальной деятельности (восприятие, выполнение, преподавания) является проявлением музыкальных способностей и высокого духовного потенциала личности, формируется во всех звеньях музыкального образования.
Это предопределяет практическую потребность в подготовке в системе высшего музыкального образования специалиста качественно нового типа, в том числе и на факультетах музыкального искусства в университетах культуры и искусств. Между тем состояние отечественной музыкальной образования является неоднозначным: с одной стороны есть достаточно высокие достижения отечественной музыкальной школы на мировом уровне, с другой, наблюдается "техногенность" и неодухотвореность музыкантов сегодняшнего поколения - выпускников музыкальных училищ, университетов культуры и искусств и музыкальных академий.
Однако, высокий технический уровень исполнения современных музыкантов, конкурсные регалии не могут заменить глубоко осмысленную, "пережитой" концепцию, личностный тон выражения.
Вместе с тем, как справедливо
замечает В. Ражников, в музыкальных вузах
еще царит клановый концептуализм, образное
клише, личностная безликость и безадресность
о сущности музыкального творчества. Это
порождает противоречия между личностной
и продуктивной природе музыкальной художественного
творчества и неличным, нетворческой,
а иногда отчужденным преподаванием.
Личностно ориентированная концепция, которая основывается на взаимосвязанных диалогических отношениях, означает, что персонализация педагогического взаимодействия в процессе индивидуального обучения предполагает использование личностного опыта при взаимодействии преподавателя и студента, то есть диалоги и трилогий: студент - музыкальное произведение - преподаватель.
Социальный контекст, задающий
координаты этого взаимодействия, создает
условия для взаимного
В результате указанных противоречий,
существующих в практике профессиональной
подготовки музыкантов (исполнителей
и педагогов) актуальными становятся модели
учебного процесса, основанные на проведенных
принципах личностно ориентированного
подхода.
Это: принцип культуросообразности; диалога межпредметных "связей, творческой организации учебного процесса, а также принцип учета специфики профессиональной деятельности музыканта и индивидуальных качеств его личности.
Такая ориентация педагогического процесса очень важна для цикла специальных дисциплин. Одной из главных принципов в этом контексте интонационный подход к проблеме формирования фольклорного тезауруса. Согласно ему творчески исполнительский процесс должен характеризоваться глубоким проникновением в "специфику" образного строя народной музыки, тончайшими нюансами ее мелодики, гармонии, ритма, достигается на основе систематического интонационного вслушивание в мир живого фольклора, эмоционального восприятия народного музицирования. Как свидетельствуют данные эксперимента, проведенного в студенческих музыкальных коллективах высших учебных заведений культуры, подавляющее большинство студентов (58,8 процента) не обладает средствами интонационной выразительности в широком диапазоне национальных, фольклорных традиций. Студенты не умеют целостно, эмоционально постигать эстетическое своеобразие национально-стилевых закономерностей, выявлять источники национальной песенного творчества, воплощенной в произведениях украинской классической музыки.
Между тем только глубокое
проникновение в интонационно-
Отсюда и понимание сущности главной тенденции украинских художественного сознания, которая сочетает высокую эмоциональность, чувствительность и лиризм и проявляется в эстетизме украинской обрядности, в знаменитой песне, в своеобразном мягком юморе.
Итак, возникает острая необходимость
в создании специальных курсов, в
которых семантическая информация является
формой выявления мировоззренческого
содержания народного музыкального творчества,
духовных порывов нации и основных психологических
тенденций развития украинского художественного
сознания.
2. Принцип диалога. В музыкальной педагогике
он имеет характер духовного общения учителя
с учеником и их обоих с музыкальным произведением.
Принцип диалога определяется прежде
единством общих стремлений преподавателя
и студента к накоплению опыта и выполняет
функцию основы взаимообучения.
Ситуация диалога и сотворчества является тем импульсом, той первоосновой, на которой развивается вся система обучения. Совместный поиск истины-идеала в постижении музыкального феномена современная музыкальная педагогика рассматривает как устную традицию обучения.
Важными компонентами этой традиции ученые (в частности, Л. надиров) называют сопротивления на непосредственно пережитого в сосуществования опыт и значимость традиций для передачи невербального языка культуры.
Заметим, что традиция проявляет культурно-историческую преемственность и устойчивость средств, в которых воплощается содержание традиции. Устная традиция в воспитании музыканта не является идентичной вербальном комментария, это непосредственный, живой характер способа передачи.
Основными культурными типами музыкального творчества и обучения является фольклор, профессиональное искусство устной, а также письменной традиций.
Стойкое устная традиция проявляется
в исполнительских школах, выступая средством
хранения и передачи опыта культуры (не
только школы исполнительского, но и школы
в научном познании, основанные на устной
традиции в ее широком понимании). Музыкально-педагогические
школы всегда стремились к всеобъемлющего
подхода в обучении и воспитании.
Стоит отметить, что тенденция к угасанию
устной традиции обучения совпала с ростом
процессов, которые происходят в культурной
динамике.
Однако в педагогической практике существовали и модернизированные формы воспроизведения устной традиции: видеозаписи мастер-классов, концертов выдающихся музыкантов и т.д.. Своеобразным примером воспроизведения устной традиции музыкального обучения является внедрение концепции Д.
Кабалевского в практику преподавания
музыки в общеобразовательных школах
70-х годов ХХ века. Если учесть, что музыканты-педагоги
устной традиции были блестящими исполнителями,
замечательными методистами, психологами,
воспитателями, исследователями, то современный
музыкант должен быть мастером и соучастником
создания художественного образа (1).
3. Принцип межпредметных "связей.
Он основывается на универсальном связи явлений культуры, науки, ассоциаций в сознании. Оптимальным вариантом этого принципа межпредметные связи между моделями обучения.
Благодаря этому реализуются
принцип творческой организации
учебного процесса, а также принцип
учета специфики
Итак, сама природа музыкального феномена требует глубоко личностного отношения к музыке, что ведет к проницательного диалога с самой музыкой и ученики во время музыкальной деятельности.
В целом упомянутые ранее
ведущие принципы построения моделей
учебного процесса, используемые на факультетах
музыкального искусства в высших
учебных заведениях культуры и искусств,
реализуются в синтезе, обеспечивая
профессиональную подготовку музыканта
- исполнительское и
Общекультурный контекст, социокультурная динамика и специфика музыкальной деятельности проявляют актуальность инновационных моделей обучения, которые в соответствии с личностно ориентированного типа музыкального образования опираются на идеи интегративности, диалога, паритетных субъект - субъектных отношений.
Сравнительно-педагогические исследования
практики обучения, выполненные в
Институте теоретической
Российские ученые считают, что благодаря инновационным исследованиям учебный процесс обогащается различными видами поисковой деятельности. Это: исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т.д.); игровая - в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте, рефлексивная - в гносеологическом и эмоционально-личностном плане.
Такие виды поисковой деятельности направлены на активизацию развивающего потенциала обучения, на партнерские взаимоотношения педагога и ученика, личностную включенность всех участников обучения в этот процесс, личностно-профессиональную способность педагога к гибкого взаимодействия с учениками, что в целом соответствует сущности и содержания личностно ориентированного воспитания и образования.
Как показывает опыт высшей школы США,
модель учебной дискуссии оптимально
реализуется в небольших группах (групповая
терапия, мозговой штурм, аквариум). Голландские
ученые Ван Урс и Карпа выделяют социосемиотичний
подход в инновационной модели учебной
дискуссии.
На факультете музыкального
искусства модель на основе учебной
дискуссии можно применять в
ходе специальной, психолого-педагогической
подготовки личности музыканта.
Дискуссионная модель по своей природе
диалогической. Ее реализация способствует
развитию дивергентного мышления, толерантности
и коммуникативной компетентности.
Экспериментальное исследование
процесса формирования духовного потенциала
студентов высших учебных заведений культуры
и искусств показало, что оптимальным
в рамках этой модели является использование
метода синектики (мозговой атаки) на основе
метафорического мышления, а также метода
художественно-педагогической интерпретации.
Учебная модель на основе исследования
опирается на непосредственный опыт ученика.
Информация о работе Инновационные подходы к организации технологий обучения