Интеграция основного и дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы понятия основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая база…………………………….…6
1.1. Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа……………....……...…....6
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования…12
Глава II. Формирования целостного образовательного пространства
в исследуемом объекте СОШ №10 на основе интеграции
основного и дополнительного образования..…..……………..………17
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10……………..……….….17
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования ……………..………….20
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложение……………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

интеграция основного и доп.образов.docx

— 745.55 Кб (Скачать файл)

Также интерес в Законе «Об образовании в РФ» по данному вопросу представляет 83 и 84 статья. Например, в п. 3 ст. 83 рассмотрены особенности реализации дополнительного в области искусств:

«3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей….».8

А ст.84 данного Закона о введении дополнительного образования в область физической культуры и спорта. Для примера рассмотрим п. 3 ст. 84:

«3. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: 1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте; 2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта…»9.

В концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ на период до 2020 года рассмотрены тенденции, порожденные переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием скорости социальных и культурных изменений, расширением возможностей человека, меры его ответственности за собственные поступки и их последствия. Эти тенденции отражаются на деятельности как общеобразовательной школы, так на внешкольных формах реализации образовательного процесса. Возрастание скорости социокультурных изменений неизбежно приводит не только к изменению содержания образования, но и к увеличению скорости его обновления, что делает более интенсивным и напряженным образовательный процесс. Поэтому избежание возникновения перегрузок детей необходимо использовать ресурсы дополнительного образования.

В соответствии с этой концепцией в модели «Российского образования 2020» звучит идея о том, что «к 2012 году на каждого школьника в среднем  за счет бюджетных средств будет  приходиться не менее двух часов  дополнительного образования в  неделю, а к 2020 году – не менее 6 часов. Свободное от уроков время школьника  станет ценнейшим ресурсом самообразования. Очевидно, в этих условиях для предотвращения учебных перегрузок школьников, обучающихся  в системе дополнительного образования  требуется поиск путей оптимизации  их учебно-познавательной деятельности, и наиболее приемлемым является путь интеграции основного общего и дополнительного образования школьников. На основе концепций интеграции образования разрабатываются его теории. Другими словами это не столько формальное соединение разного знания в новый учебный текст, сколько соединение разных текстов в сознании ученика, приводящее к формированию ментальных понятийных и смыслообразующих структур.10

Таким образом, делаем вывод, что общеобразовательная школа  без тесного взаимодействия с  учреждениями дополнительного образования  детей не в состоянии успешно  реализовать важнейшие цели, задачи и функции образования. Дополнительного  образования детей может выступать  как связующее интегративное  звено между миром детства  и развивающейся личности подрастающего  человека в школе. Ведь проблема интеграции рассматривается, прежде всего, в отечественной науке: философии на общетеоретическом уровне – синтез научного знания; психология на уровне интеграции отдельных наук и научных направлений (педагогическая, гендерная психология); в педагогике на уровне межпредметных и междисциплинарных связей в образовании. Одним из факторов, определяющим научную и практическую значимость в разрешении проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей, является острая потребность общества в повышении качества образования.

1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.

Условия интеграции основного и дополнительного образования

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня  в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы  учебной работы, которые носят  для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные  познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных  занятий называются внеклассными, или  внеурочными. Понятие внеклассные  указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных  занятий. В этом смысле к формам внеклассной  учебной работы относятся: предметные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Принципиальное отличие  дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря  отсутствию жестких образовательных  стандартов, работающие в его системе  педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы, города, региона, страны. 11

Можно выделить следующие функции дополнительного образования:

образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным  программам, получение им новых знаний;

креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе  культурной среды, определение четких нравственных ориентиров;

компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, дополняющих основное образование  и создающих эмоционально значимый для ребенка фон, предоставление ребенку гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная — организация  содержательного досуга как сферы  восстановления психофизических сил  ребенка;

профориентационная —  формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных  планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом общеобразовательное  учреждение способствует не только дифференциации интересов ребенка, но и помогает выбрать форму дополнительного  образования, где его способности и получают развитие;

интеграционная — создание единого образовательного пространства;

функция социализации —  освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства  социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации —  самоопределение ребенка в социально  и культурно значимых формах жизнедеятельности, успех, саморазвитие.

Перечень функций показывает, что дополнительное образование  детей является неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Также при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

    • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
    • ориентация на личностные интересы, потребности, способности;
    • возможность свободного самоопределения и самореализации детей;
    • единство обучения, воспитания, развития;
    • практико-деятельностная основа образовательного процесса. 

Эти перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.12

Необходимость полного цикла  образования в общеобразовательном  учреждении обусловлена и новыми требованиями к образованности человека. Сегодня она определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры. Анализ развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах показывает, что сегодня существует несколько моделей его организации.

Первая модель характеризуется  случайным набором кружков, секций, клубов, по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в общеобразовательном  учреждении структур дополнительного  образования, хотя как единая система  еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются  оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и  взрослых (творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т.п.). Нередко в  таких школах сфера дополнительного  образования становится открытой зоной  поиска в процессе обновления содержания основного образования, его резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации  дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с одним или несколькими  учреждениями дополнительного образования  детей. Образовательное учреждение и специализированное ДОУ, регулярно разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования.

Четвертая модель интеграции общего и дополнительного образования  детей на базе образовательного учреждения, по сути, представляет новый тип  образовательного учреждения – центр  образования или образовательный  комплекс. Характеристикой такой  модели является единое образовательное  пространство не разделенное на общее  и дополнительное образование; функционирование учреждения в течение полного  дня; обеспечение возможности выбора обучающимися индивидуальных образовательных  маршрутов, при усвоении которых  сочетаются требования стандарта общего образование и индивидуальные предпочтения родителей и детей и т.д.

Приведенные модели не ориентированы  на реализацию стратегий развития образования, не учитывают специфику различных  ступеней образования (дошкольного, начального, полного общего и т.д.). Перспективной является четвертая модель, однако и она не в полной мере учитывает современные тенденции в развитии образования. Для более подробного рассмотрения и описания моделей интеграции основного и дополнительного образования в целях оценки результативности интеграции мы будем использовать модели, отобранные по следующим основаниям:

1. в соответствии с реализацией в дополнительном образовании определенного профиля или определенных учебных предметов;

2. по ступеням образования: дошкольное, начальное, основное и полное общее, начальное и среднее профессиональное образование; в соответствии с определенным объемом основного и дополнительного образования.13 Описание модели представлены в табл.№1 Приложения.

Таким образом, целью дополнительного  образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся  в традициях мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к социальной адаптации, к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельному жизненному выбору. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности ребенка, развитие его творческих способностей. В условиях интеграции основного и дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. 14

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

 ПРОСТРАНСТВА  В ИССЛЕДУЕМОМ ОБЪЕКТЕ СОШ  №10 НА ОСНОВЕ

ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО  И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Краткая характеристика  исследуемого объекта 

МБОУ Наримановского района СОШ №10

Название: МБОУ Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа №10» (рис.1. Приложения).

Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Тип ОУ: Общеобразовательное  учреждение.

Вид ОУ: Средняя общеобразовательная  школа.

Организационная структура: Самостоятельное учреждение.

Фактический и юридический  адрес: 414109, Астраханская  область, Наримановский  район,  ул. Школьная, 2.

Населенный пункт: Поселок  Трусово (Наримановский район, Астраханская область).

Управляющая организация: Отдел  образования администрации МО «Наримановский район»

Сотрудников: 31 человек. Учеников: 313 человек.

Свою деятельность МБОУ осуществляет на основании Устава, принятого на общем собрании трудового коллектива. Управление МБОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство МБОУ осуществляется в лице директора школы, учителя географии и биологии, педагога высшей квалификационной категории Морозовой Нины Евгеньевны.

Информация о работе Интеграция основного и дополнительного образования