Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

 

С целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях организуется работа психолого-медико-педагогического консилиума. Деятельность ПМПк ведется в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Законодательством Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», рекомендациями ПМПК.

Для  осуществления динамического  контроля за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ОПМПК, уточнения дальнейшего образовательного маршрута, образовательные учреждения направляют следующие категории детей и подростков от 0 до 18 лет для обследования на ОПМПК:

- детей, нуждающихся в определении, изменении или уточнении образовательного маршрута;

-  обучающихся 1 классов, которые  не освоили общеобразовательную программу;

- детей, обучающихся на дому, которым рекомендовано обучение и воспитание по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения V, VII, VIII вида, компенсирующего обучения (ежегодно);

- обучающихся, успешно освоивших (на «4» и «5») специальную (коррекционную)  программу V, VII, VIII вида, программу компенсирующего обучения;

- обучающихся, которые  не осваивают (имеют две и более неудовлетворительные оценки) специальную (коррекционную)  программу V, VII, VIII вида, программу компенсирующего обучения;

-  выпускников школ, которые обучались по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения V, VII, VIII вида.

 

 

 

 

 

 

  1. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

 

    1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования.

Исследование проводилось  на  базе МОУ Огнёвская СОШ.  В исследуемой группе 1 учащийся из 1 класса с дефектом речи, 2 учащихся из 2 класса с ЗПР.

Для проведения анализа работы школы по интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями  использовали следующие методы:

- изучение документации;

- беседа с родителями, педагогами и детьми.

В МОУ Огнёвская СОШ обучаются 7 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в младшем звене – 4 ребенка, в среднем –3 Дети с ОВЗ обучаются в одном классе с детьми, не имеющими отклонений в развитии.

В образовательном учреждении имеются приложения к учебному плану школы, реализующей специальное (коррекционное) образование (VIII вид и Vвид) в условиях общеобразовательных классов (приложение 1,2). Коррекционное обучение ведётся согласно учебному плану.

Для детей с ЗПР проводятся дополнительные занятия по предметам, занятия с психологом, дополнительные часы по физической культуре. Для учащегося с дефектом речи – коррекционный курс «логоритмика» и индивидуальные логопедические занятия.

В школе имеется социальный педагог, психолог. При поступлении  детей в школу проводятся диагностика  развития детей. Однако работа по отслеживанию результатов коррекционного обучения детей с ОВЗ не ведётся.

Социальным педагогом  ведется определенная работа с родителями детей с ОВЗ. Имеется карта  социального сопровождения семьи  (приложение 3), матрица неблагополучия семьи ( приложение 4 ), карта личности школьника ( приложение 5 ), карта прогнозирования ученика. (приложение 6) Составлены акты обследования жилищных условий семей, имеющих детей с ОВЗ, постоянно ведётся патронаж.

При проведении бесед было выявлено:

-с  родителями практически  не ведётся работа по повышению  компетентности в вопросах воспитания  детей с ОВЗ, в некоторых  семьях дети предоставлены сами  себе;

- работу по коррекционному обучению педагоги ведут не систематически, нет программы развития на каждого ученика;

- дети с ОВЗ испытывают  дискомфорт в классном коллективе.

Методики  исследований

При проведении диагностики  использовались уже известные методики, созданные отечественными и зарубежными  авторами, но они требовали адаптации  в плане формы подачи методики, её содержания, предъявления стимульного материала, качественной и количественной оценки результатов диагностики.

Требования к наборам  диагностических методик для  исследования детей с ОВЗ:

1. Используемые методики  должны выявлять ведущий фактор  в структуре дефекта, т.е. позволять  оценить соотношение нарушений  регуляции произвольных форм  деятельности и познавательных  процессов.

2. Надежность определения  характера и состояния тех  или иных психических функций  и их соотношения. Этому должны  служить определенные качественные  и количественные показатели и критерии [10]. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состояний (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.

3. Необходимо, чтобы обследование  не продолжалось более одного  часа, так как для детей рассматриваемой  категории характерна неустойчивость  показателей деятельности, а также  их ухудшение при продолжительном  выполнении интеллектуальных заданий.  С этим связано дополнительное  требование к обследованию ребенка  с дефектами развития – оно  должно быть поэтапным. Первичное  обследование должно включать  определенный, небольшой набор методик,  позволяющий качественно и количественно  оценить наличие и характер  нарушений психического развития. Результаты первичного обследования  определяют необходимость проведения  дополнительных клинических или  параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).

Мы проводили с детьми с задержкой психического развития и дефектом речи несколько различных исследований, применили несколько методов, среди них выделяем:

  • наблюдение (за игрой детей с ЗПР, из включенности во взаимодействие с другими детьми, выполнение правил игры, творческий аспект игры, степень развития сюжетно-ролевой игры);
  • исследование особенностей личности ребёнка методом беседы, чтобы выяснить преобладания определенного типа ответов. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу и делают выводы о том, как дети выделяют и фиксируют свои действия в сознании;
  • методика изучения осознания детьми нравственных норм, что позволит определить, насколько школьники осознают нормы морали, что является важным признаком успешной адаптации и социализации в обществе.
  • Методика изучения уровня речевого развития. Даёт возможность оценить уровень речевой готовности к обучению в общеобразовательной школе.
  • Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
  • Социометрия даёт возможность выявить межличностные отношения в классе.

Исследование особенностей личности ребёнка методом беседы.

Методика изучения уровня самосознания

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.

Вариант I

1. Что ты любишь больше  всего на свете?

2. Чем бы ты стал  заниматься, если бы тебе разрешили  делать все?

3. Расскажи о своем  любимом занятии: как ты играешь,  гуляешь и пр.

4. Расскажи, что ты больше  всего не любишь (просто терпеть  не можешь).

5. Тебе все нравится в школе? Что бы хотелось изменить?

6. Я волшебница и могу  выполнить любое твое желание.  Что ты хочешь попросить?

Вариант II

1. Что ты делал перед  тем, как я позвала тебя?

2. Расскажи, что вы делали  сегодня на занятии.

3. Случалось ли с тобой  вчера, позавчера или еще раньше  что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

4. Что собираешься делать, когда вернешься в класс?

5. Что будешь делать  сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования.

Эксперимент проводится индивидуально  с детьми. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы  ребенку было легче ответить.

Обработка данных.

Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют  в таблицу (табл. 1).

 

Таблица 2.1 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ

Типы ответов

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

1. Отсутствие ответа (молчание или  ответ «не знаю», «ничего»)

2. Ситуативный ответ (ребенок  называет вещи, находящиеся в  зрительном поле)

3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)

4. Виды деятельности или любимые  игры

5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели  бы делать с близкими людьми  вместе)

   

 

Выявляют соотношение  вариантов ответов и выделяют наиболее значимый. Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу (табл. 2). Делают выводы о том, как дети выделяют и фиксируют свои действия в сознании.

Таблица 2.2 Осознание прошлых и будущих действий.

Типы ответов

Фамилия, имя ребенка

Возраст

1. Отсутствие ответа

2. Стереотипное повторение одного  ответа

3. Перечисление режимных моментов

4. Сообщение о своих действиях

5. Развернутый рассказ о прошлых  и будущих событиях

   

 

              Методика изучения осознания детьми нравственных норм

Подготовка исследования. Придумать 3–5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10–12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2–3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

1. Дети строили город.  Оля не хотела играть. Она стояла  и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница  и сказала: «Мы сейчас будем  ужинать. Пора складывать кубики  в коробки. Попросите Олю помочь  вам». Тогда Оля ответила, Что  ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения  мама подарила красивую куклу.  Катя стала с ней играть. Тут  к ней подошла ее младшая  сестра Вера и сказала; «Я  тоже хочу поиграть с этой  куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша – зеленым. Вдруг  Любин карандаш сломался. «Саша,  сказала Люба, – можно мне дорисовать  картинку твоим карандашом?» Саша  ей ответил… Что ответил Саша? Почему?

В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку почему».

Третья серия включает 2 подсерии.

Подсерия 1 – ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе