Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

Типы ответов

Фамилия, имя ребенка

Возраст

1. Отсутствие ответа

2. Стереотипное повторение одного  ответа

 

3. Перечисление режимных моментов

4. Сообщение о своих действиях

5. Развернутый рассказ о прошлых  и будущих событиях

 

ПоляковаТаня Бархатов Витя

Бармин Илья

Бармин Илья (иногда)

 

8

9

7


 

 

 

Таблица 2.11. Уровень нравственного  развития детей 

Уровень нравственного развития

Фамилия, имя

Возраст

1. Ребенок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку.

   

2. Ребенок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  детей, но не мотивирует свою  оценку.

Бармин Илья

7

3. Ребенок оценивает поведение  детей как положительное или  отрицательное (правильно или  неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и  нравственную норму не формулирует.

Полякова Таня

Бархатов Витя

8

9

4. Ребенок не может оценить  поступки детей.

   

 

Из таблицы 2.11 видно, что  школьники с ЗПР правильно  оценивают поведение детей, но не называет нравственной нормы и тем  более не мотивируют свой ответ.

По результатам наблюдения за игрой детей мы можем отметить некоторые  особенности, в принципе, характерные для игры детей с  ЗПР без специального обучения.

В деятельности школьников с задержкой психического развития  наблюдаются скудность видов  игровых действий. Отсутствуют моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые  программы каждого из участников. Развитие сюжета мало динамичное, сюжеты детьми не обсуждаются и не изменяются в ходе игры. Проявление инициативы самими детьми минимально. Игра возникает  с побуждением со стороны взрослых, без стимуляции игры взрослым игра быстро прекращалась, дети теряли к  ней интерес.

Ребёнок с дефектом речи проявляет большее разнообразие в видах игровых действий, сам  проявляет инициативу, но развитие сюжета мало динамично.

Анализ изучения уровня речевого развития.

Таблица 2.12. Уровень речевого развития.

Фамилия, имя ребенка

Воз

раст

Уровни  развития

Уровень

Речевого развития

Речевая комму

никация

Связ

ная речь

Сло

варь

Грам

матика

Произно

шение

Практич. осознание языка

Полякова 

Таня

8

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

Бархатов  Витя

9

низкий

низкий

низкий

средний

высокий

низкий

ниже среднего

Бармин Илья

7

средний

низкий

низкий

средний

низкий

средний

ниже среднего


 

Результаты речевой диагностики  говорят о том, что не смотря на то, что дети с ЗПР уже учатся во 2 классе, они имеют уровень речевого развития низкий и ниже среднего. Таня Полякова наряду с ЗПР имеет дефект речи. Все дети обладают бедным словарным запасом, не могут составить связный рассказ, Таня Полякова не могла найти главную мысль в рассказе. Немного выше речевое развитие у Бармина Ильи, хотя он испытывает затруднения в произношении.

Формирующий этап эксперимента .

На этом этапе наши усилия были направлены на создание  необходимых  условий для интегрированного обучения детей с ОВЗ.

С детьми регулярно учителями  и психологом проводились дополнительные занятия согласно учебному плану. Особое внимание уделялось занятиям по физической культуре, что способствовало улучшению психического состояния детей.

По результатам психологических  исследований с учётом диагноза и  индивидуальных особенностей детей  были составлены индивидуальные программы  интегрированного обучения , которые способствовали наиболее

комфортному вливанию этих детей в коллектив здоровых учащихся а

также успешному освоению необходимого объёма знаний.

          Нами были подобраны и проводились  разнообразные занятия, игры, направленные на преодоление барьера между здоровыми детьми и детьми с ЗПР.  Некоторые из них представлены в Приложении 10,11

Психолог, социальный педагог  и классные руководители занимались отслеживанием результатов коррекционного обучения школьников и фиксировали их в специальных таблицах.

Психолог активизировал  работу по повышению грамотности  родителей в воспитании  детей  с ОВЗ. Разработан план проведения занятий  с родителями.

 

Контрольный эксперимент.

 

 

 

 

Таблица 2.13 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ

Типы ответов

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

1. Отсутствие ответа (молчание или  ответ «не знаю», «ничего»)

2. Ситуативный ответ (ребенок  называет вещи, находящиеся в  зрительном поле)

3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)

4. Виды деятельности или любимые  игры

 

5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели  бы делать с близкими людьми  вместе)

 

 

 

 

Полякова  Таня

 

Бархатов  Витя

Бармин Илья

 

 

 

 

9

 

9

8


 

 

 

 

 

Таблица 2.14 Осознание прошлых и будущих действий.

Типы ответов

Фамилия, имя ребенка

Возраст

1. Отсутствие ответа

2. Стереотипное повторение одного  ответа

3. Перечисление режимных моментов

4. Сообщение о своих действиях

 

5. Развернутый рассказ о прошлых  и будущих событиях

 

 

Полякова  Таня

Бархатов  Витя

Бармин Илья

 

 

9

            9

8


 

Таблица 2.15. Уровень нравственного развития детей

Уровень нравственного развития

Фамилия, имя

Возраст

1. Ребенок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку.

   

2. Ребенок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  детей, но не мотивирует свою  оценку.

Бармин Илья

Бархатов Витя

Полякова  Таня

8

9

9

3. Ребенок оценивает поведение  детей как положительное или  отрицательное (правильно или  неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и  нравственную норму не формулирует.

 

 

4. Ребенок не может оценить  поступки детей.

   

 

 

Таблица 2.16 Уровень речевого развития

Фамилия, имя ребенка

Воз

раст

Уровни  развития

Уровень

речевого развития

Речевая комму

никация

Связ

ная речь

Сло

варь

Грам

матика

Произно

шение

Практич. осознание языка

Полякова 

Таня

8

средний

низкий

низкий

средний

средний

низкий

Ниже среднего

Бархатов  Витя

9

средний

средн

низкий

средний

высокий

средний

средний

Бармин Илья

7

средний

средн

средн

высокий

средний

средний

средний


Из приведённых выше таблиц видно, что проведенные коррекционные мероприятия привели к тому, что дети стали называть виды деятельности и любимые игры (2 из 3) (табл. 2.13)

 Школьники стали чётче  фиксировать свои действия в  сознании, описать свои действия смогли 2 детей (в констатирующем этапе только 1), никто не испытывает серьезных затруднений в ответах на вопросы (табл. 2.14).

Как мы видим из таблицы 2.15 проведенная с детьми работа привела к существенному росту уровня их нравственного развития. все дети правильно называют нравственную норму поведения, не оказалось детей, неспособных оценить поступки других детей.

Повысился и уровень речевого развития детей (табл. 2.16). Два ребенка  теперь имеют средний уровень  речевого развития и один – ниже среднего (против одного - ниже среднего и двух -  низкий).

Развитие игры: Результаты последнего эксперимента показали, что в результате проведенной работы по формированию игровой деятельности школьников с задержкой психического и речевого развития, у детей существенно изменились виды игровых действий. Появились игровые действия, моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые программы каждого из участников. Появились сюжетные ролевые игры, в которых развитие сюжета могло идти по нескольким направлениям. Сюжеты обсуждались детьми, изменялись в ходе игры. Игра возникала без побуждения со стороны взрослых. Дети стали общаться в процессе игры, обсуждая ее ход. Однако активность игровых действий к концу каждой игровой ситуации так же снижалась.

Значительно увеличилось  число контактов детей со взрослыми и сверстниками. Эмоциональный фон игры стал гораздо насыщенней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенное исследование выявило  положительную роль интегрированного обучения в работе с детьми с ОВЗ  при соблюдении необходимых условий.

Интегрированное обучение вызвано  в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования. В результате дети с ОВЗ привыкают  жить среди людей, не имеющих психических  или физических недостатков, уменьшается  изолированность первых от семьи.

У детей формируется мотивационная  сфера. Дети достигают необходимого для обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти. У них усиливаются  процессы переработки сенсорной  информации, пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также умственной работоспособности.

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе