По мнению А.В. Запорожца, по
мере овладения изобразительной деятельностью
у ребенка создается внутренний, идеальный
план деятельности, который отсутствует
в раннем детстве. Рисунок выступает в
роли материальной опоры данной деятельности
.
В.С. Мухина отмечает, что изобразительная
деятельность, оказывая специфическое
влияние на развитие восприятия и мышления,
организует умение не только смотреть,
но и видеть, позволяет ребенку передавать
предметный мир вначале по-своему и лишь
позже - по принятым изобразительным законам.
Использование цвета постепенно начинает
влиять на развитие непосредственно восприятия
и, что еще более важно, эстетических чувств
ребенка.
Изобразительная деятельность
ребенка и продукты этой деятельности
были всегда предметом внимания психологов
и педагогов. Существуют разные направления
исследования детского рисунка. Современные
исследователи акцентируют свое внимание
на изучении возрастной эволюции рисунка
ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом
ребенка; на психологическом анализе самого
процесса рисования; на измерения одаренности
посредством результатов изобразительной
деятельности детей. Рисунок ребенка -
всегда загадка. В нем отражаются его знания
об окружающем мире: что он видит, слышит,
все его чувства и переживания. Педагоги
и психологи отмечают, что дошкольный
возраст - уникальный в своем роде период
жизни человека. Его своеобразие заключается
в особой чувствительности, сензитивности
к усвоению различных сфер окружающей
действительности, в познании их, и сложно
не согласится с тем, что умения нужно
развивать именно в период дошкольного
детства. Особенно важным для развития
психики ребенка является овладение движениями
рук. Они развиваются в процессе деятельности,
путем систематического обучения и постоянных
упражнений [19, с.144].
Определяя способность к рисованию,
отечественные исследователи В.И. Киреенко,
А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают
необходимость развития умений, координированности
действий глаз и руки ребёнка.
В самом общем
виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского,
Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую
творчество детей, можно проводить по
трём этапам.
I этап – обучающий. Цель: непосредственное
обучение основам изображения
с помощью нетрадиционного использования
традиционных материалов; освоение
техники как языка художественно-графических
образов при использовании различных
материалов.
II этап – закрепляющий. Цель: использование
приёмов работы, материалов и
оборудования в соответствии
с решением творческой задачи
(акварель и акварельный мелок,
гуашь и восковой мелок, восковой
мелок и акварель и т.д.).
Тематика конкретных заданий выбирается
с учётом особенностей времён года, при
этом механически не подчинено им. Учитывается
тяга дошкольников к фольклорным формам
художественного творчества. Выбор знаний
соотносится с интересом детей в их повседневной
жизни. Работы преимущественно носят характер
импровизаций на основе непосредственных
наблюдений с натуры или по памяти, по
представлению, по воображению.
На втором этапе задания связаны с постижением
цвета, характером графической линии,
освоением технических приёмов работы
кисточкой, палочкой, карандашом и т.д.,
непосредственно связаны с композиционным
решением [20, с.118]:
Равномерное заполнение листа.
Выделение первого плана.
Передача первого и второго планов (то,
что ближе – больше и расположено ниже
на листе бумаги, что дальше – меньше и
расположено выше на листе бумаги).
Передача движений.
Композиция из нескольких фигур.
Выделение главного размером и цветом.
Элементы загораживания.
Равновесие композиции, в том числе композиционное
равновесие больших декоративных пятен.
Выражение характера линией и цветом.
Графическая работа мелком, карандашом,
палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают
мелкую пластику. Живописное освоение
листа большого формата гуашевыми красками
и широкой кистью помогают раскрепоститься
и учат легко работать во всех направлениях,
свободно координируя движения всей руки.
III этап – самостоятельная деятельность
детей в работе с художественными
материалами и реализация творческих
замыслов.
Цель третьего этапа – стимуляция творческой
деятельности детей за счёт свободного
выбора художественных материалов и оборудования.
Многочисленные исследования психологов
и педагогов показывают, что творцом так
же, как и интеллектуалом становятся, а
творческие способности не создаются,
а высвобождаются как спонтанно, так и
в специально организованном окружении
(людей и материалов).
По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками
развития детской одарённости являются
возрастные особенности, которые можно
считать компонентами детских способностей:
«Детям свойственны необычайная чуткость
к образным впечатлениям, богатство воображения,
проявляющееся, в частности, в творческих
играх, неустанная любознательность».
Таким образом, ведущими условиями стимуляции
творческого воображения являются:
Предоставление свободы действовать
(экспериментировать) с различными материалами
при одновременном обогащении представлений
об их свойствах и способах действий.
Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе
восприятия действительности.
Организация наблюдений за творческим
процессом взрослых.
Таким образом, единство зрительной
и моторной координации для осуществления
процесса изображения и выработки технических
умений и навыков необходимо. Занятия
изобразительной деятельностью способствуют
оптимальному и интенсивному развитию
всех психических процессов и функций,
приучают ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
При создании образов дети используют
прием антропоморфизации – одушевления
предметов; поскольку часто встречается
с ним при слушании сказок. Более сложным
приемом, который используют дошкольники,
выступает агглютинация. Ребенок, создавая
новый образ, соединяет в нем, казалось
бы, несоединимые стороны разных объектов.
Смещение величины, приводящее к преуменьшению
или преувеличению величины персонажей,
приводит также к созданию оригинальных
образов.
В изобразительном творчестве
дети создают фантастические образы сначала
с помощью элементарных приемов – изменяя
цвет или изображая необычное взаиморасположение
объектов. Такие образы бедны по содержанию
и, как правило, невыразительны. Постепенно
рисунки приобретают конкретную содержательность.
У старших дошкольников образы в рисунках
становятся все более оригинальными. Освоение
приемов и средств создания образов приводит
к тому, что и сами образы становятся разнообразнее,
богаче. Сохраняя конкретный, наглядный
характер, они приобретают обобщенность,
отражая типическое в объекте [21, с.85].
Образы воображения у ребенка
становятся все более эмоциональными,
пронизанными эстетическими, познавательными,
личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека,
тем больше материал, которым располагает
его воображение». При этом в работу включаются
зрительные, двигательные, мускульно-
осязаемые анализаторы. В изобразительной
деятельности проявляется своеобразие
многих сторон детской психики. Рисование
помогает нам лучше узнать ребенка, дает
возможность получить материал, раскрывающий
особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой
сферы. Не говоря уже о том, какую пользу
приносят занятия рисованием, развивая
память и внимание, речь и мелкую моторику,
приручая ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок
уже в раннем детстве начинает манипулировать
карандашами и бумагой, создавая каракули.
Постепенно ребенок уходит от бездумных
чирканий по бумаге. Он начинает понимать
функцию карандашей, его движения становятся
более точными и разнообразными. Это период
до изобразительной деятельности. Рисунок
появляется, когда ребенок связывает некоторые
из своих каракуль с предметами и специально
создает воображаемые объекты. Словесное
формулирование намерения является началом
изобразительной деятельности. Вначале
стремление изобразить с воспоминанием
знакомого ему графического образа. Чаще
всего это кругоподобные кривые, в которых
ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.
Постепенно такое изображение
его уже не удовлетворяет, и он начинает
искать новые графические образы. Появляются
«головоноги». Значительный скачек в развитии,
как самого ребенка, так и рисования, происходит
в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых
появляются изображения домов, деревьев,
цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны
и начинает рисовать то, что ему интересно.
Все, что только он способен вообразить,
представить в своей фантазии, ребенок
пытается нарисовать. У многих наблюдается
интерес к фантастическому миру, они рисуют
волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит
в реальной жизни взрослых. Рисование,
как и игра, помогает ребенку освоить его
социальное окружение, мир, в котором он
живет [22, с.179].
Все необходимые качества воображения
возникают не спонтанно, а при условии
систематического влияния со стороны
взрослых. Влияние должно обогащать и
уточнять восприятие и представления
ребенка об окружающем мире, а не сводиться
к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку
нужно помогать знакомиться с действительностью,
чтобы ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать
на их основе новые. Важно формировать
у детей познавательные интересы. Если
же эту работу с ним не проводить, то и
воображение будет значительно отставать
в развитии. В результате к началу школьного
обучения ребенок может оказаться не готовым
к усвоению учебного материала, требующего
достаточно сформированного уровня воображения.
К этому возрасту уже должны
появиться такие психические образования,
как произвольность, внутренний план действий,
рефлексия. Благодаря этим новообразованиям
появляется и качественно новый вид воображения
– произвольное воображение. Возрастает
целенаправленность, устойчивость замыслов,
образы воображения наглядны, динамичны
и эмоционально окрашены. Присутствует
творческая переработка представлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ветлугина ,Н.А. Художественное
творчество в детском саду. Кн.для воспитателей
дет. сада./ Н.А.Ветлугина - М.: Просвещение,
2003.- 98c.
2. Выготский, Л.С. Воображение
в детском возрасте: Психологический очерк.
Книга для учителя. 3-е изд./Л.С.Выготский
- М.: Просвещение, 1991 .- 93c.
3. Галанов , А.С., Корнилова С.Н.,
Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству./А.С.Галанов
и др. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 280 с.
4. Григорьева Г.Г.Изобразительная
деятельность дошкольников : Уч. для студ.
уч. зав.-3-е изд.,исправ. / Г.Г.Григорьева
- М.:Академия, 2006.- 272с
5. Гомозова, С.А. Изобразительная
деятельность и игра: Сборник комплексных
игр-занятий/С.А.Гомозова, Ю.Б. Гомозова.
– Мозырь:ООО ИД «Белый Ветер», 2003. -304с.
6. Дьяченко, О. М., Кириллова
А. И. О некоторых особенностях развития
воображения детей дошкольного возраста.
/ О.М. Дьяченко,А.И.Кирилова // Вопросы психологии.
2007. – 451 с.
7. Капустина, Р. Познавательная
активность детей на занятиях по рисованию./Р.Капустина
//Дошкольное воспитание.- 2006. -259 с.
8. Казакова. Т. Г. Занятия с дошкольниками
по изобразительной деятельности: Кн.для
воспитателей дет.сада и родителей./ Т.Г.Казакова
-2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение, 2006.-359с.
9. Козлова, С. А., Куликова Т.
А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е
изд., исправ. и доп./ С. А. Куликова [и др.
].-М.: Издательский центр Академия, 2001.-416
с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная
деятельность в детском саду: обучение
и творчество./Т.С.Комарова - М.: Педагогика,
2000. – 367 с.
11. Косминская, В.Б. и др. Теория
и методика изобразительной деятельности
в детском саду: Учеб. Пособие для студентов
пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева,
Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 253с.
12. Комоед, Н.И. Развитие творчества
дошкольников в изобразительной деятельности:
пособие для педагогов учреждений , обеспечивающих
получение дошкольного образования/Н.И.
Комоед. – 2-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый
Ветер», 2006. - 399с.
13. Кудрявцев В., Синельников
В. Ребёнок − дошкольник: новый подход
к диагностике творческих способностей
/ В.Кудрявцев, В.Сидельников //Дошкольное
воспитание. М- 2005
14. Лобынько, Л.В. Современные
подходы к образовательному процессу/Л.В.
Лобынько.-Минск:ИВЦ Минфина, 2009.-280с.
Пралеска : программа дошкольного
образования/Е. А. Панько [ и др.].-Минск:
НИО; Аверсэв, 2007.-320с.
15. Прохорова ,Л. Развиваем творческую
активность дошкольников/Л.Прохорова
// Дошкольное воспитание.- 2006. -334 с
16. Рисование, аппликация, детский
дизайн для фантазёров/авт.-сост.И.В. Омелящик;
под редакцией Е.А. Кислой.- Мозырь: Содействие,
2008.-140с.
17. Беладина И.Г., Найденская
Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика
проведения занятий по основам экологии
для дошкольников и младших школьников
И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда»,
2005.- 496с.
18. Виноградова Ф. Умственное
воспитание у детей в процессе ознакомления
с природой. - М., 2008.- 154с.
19. Иванова А.И. Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов
в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.:
ТЦ Сфера, 2003, - 56с.