Интеллектуальное развитие близнецов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БЛИЗНЕЦЫ ИНТЕЛЛЕКТ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

У однояйцовых  близнецов половая зрелость наступает практически одновременно. Однако бывают и исключения, например, можно встретить монозиготную близнецов, которые на протяжении 13 лет были неотличимы друг от друга, а потом неожиданно для всех стали похожи не больше, чем обычные братья.

Девочки вступают в подростковый возраст раньше мальчиков. У них также раньше развивается чувство ответственности и трудолюбие. Опередив своего брата-близнеца в уровне физической и социальной зрелости, девочки начинают вести себя по отношению к нему «свысока», занимая позицию «старшей сестры». В этот период многим близнецовым парам может пойти на пользу разделение как в школе, так и в прочих видах деятельности. Мальчикам особенно полезно проводить больше времени с отцом, который, предоставляя сыну образцы маскулинного поведения, играет важную роль в развитии его личности9.

Таким образом, в большинстве исследований делается вывод о том, что в младенчестве наследственная обусловленность IQ низка, в то время как влияние внутрисемейной среды сравнительно велико. Начиная с шести лет и далее, а также у подростков и взрослых оценки наследуемости IQ возрастают (до 50-70%), влияние внутрисемейных факторов становится пренебрежительно низким.

Результаты  метаанализа внутрипарного сходства интеллекта монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов в зависимости от возраста подтверждают, что наследуемость IQ увеличивается с возрастом, в то время как важность общей внутрисемейной среды, наоборот, уменьшается. Анализ общего IQ и специальных способностей показывает, что, за исключением вербального IQ, внутрипарное сходство ДЗ-близнецов, в отличие от МЗ-близнецов, со временем увеличивается.

 

 

2. Речевое и интеллектуальное развитие детей-близнецов

2.1 Речевое  развитие детей-близнецов

В современных  работах существуют три направления  исследования развития речи у детей-близнецов. Первая группа исследований делает акцент на выявлении количественных различий (уровень овладения фонетикой, морфологией, синтаксисом) в речи между близнецами и одиночнорожденными детьми, подразумевая, что эффект «близнецовости» может оказывать негативное влияние на развитие речи. Второе направление исходит из коммуникативного подхода к анализу речи и рассматривает те своеобразные, иные, чем у одиночнорожденных детей, качественные особенности речи близнецов, которые позволяют им адаптироваться к условиям коммуникации в рамках близнецовой ситуации. Третье направление использует близнецовый метод для решения психогенетических задач, т.е. для определения относительного вклада генетических и средовых факторов в процесс речевого развития ребенка10.

В исследованиях  речевого развития детей-близнецов, которые  проводились в 30-х гг. XX в., первоначально  ставилась задача нахождения статистически  значимых количественных различий между  близнецами и одиночнорожденными детьми. Было обнаружено, что близнецы отстают от одиночнорожденных сверстников.

Оказалось, что близнецы отстают по срокам возникновения речи. Обычно дети начинают говорить в возрасте около 1 года; у близнецов же первые слова появляются в среднем в 25 мес., или, по другим данным, даже в 30 мес. К выводу о более позднем появлении речи у близнецов пришел и В. Фридрих по результатам опроса родителей 95 пар близнецов: 70 % одиночнорожденных детей произносят первые слова к своему первому дню рождения, среди же близнецов в этом возрасте только 38 %, 46 % сказали первое слово до 1,5 лет, 10 % - до 2 лет и 4 % начали говорить позднее 2 лет. В работе П. Миттлера было обнаружено, что из 200 детей-близнецов более 30 % произнесли свои первые слова после 18 мес. Известно также о связи различий в сроках возникновения речи у близнецов с зиготностью и полом. Так, Х. Кох, базируясь на отчетах матерей близнецов, отмечает, что около 29 % детей заметно отставали в сроках овладения речью; среди них чаще - МЗ (46 %), чем однополые ДЗ (16 %) и ДЗ близнецы из разнополых пар (19 %). Близнецы-мальчики начинают говорить позже, чем близнецы-девочки11.

Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению  с одиночнорожденными детьми среди  близнецов случаи задержки в сроках развития речи встречаются чаще, причем этот процент выше у МЗ, чем у ДЗ близнецов, и у мальчиков, чем у девочек.

Начало экспериментальным  исследованиям речевого развития детей-близнецов  положили работы Э. Дэй и Э. Дэвис. Оба автора использовали для сравнения  результаты Д. МакКарти, полученные для  одиночнорожденных детей. Изучив 80 пар близнецов в возрасте 2–5 лет, Э. Дэй обнаружила, что близнецы значительно отстают в речевом развитии во всех взятых для исследования возрастах. Отставание наблюдается в 2 года, растет с возрастом, и в 5 лет близнецы достигают уровня развития только трехлетних детей из выборки Д. МакКарти. Однако исследовав 436 пар близнецов более старшего возраста (5 лет 6 мес. - 9 лет 6 мес.), Э. Дэвис обнаружила, что близнецы отстают в речевом развитии только в возрасте 5 лет 6 мес и постепенно, к школьному возрасту, догоняют одиночнорожденных детей. П. Миттлер, исследуя четырехлетних близнецов, обнаружил задержку в языковом развитии в среднем на 6 мес. По всем девяти субтестам Иллинойского теста психолингвистических способностей  близнецы не обнаружили какого-либо специфического паттерна психолингвистической организации; поэтому автор считает, что уровень овладения языком у близнецов лучше всего описывать в терминах общей лингвистической незрелости.

Из рассмотренных  выше работ следует, что заметное отставание в речи свойственно близнецам только в раннем и дошкольном возрасте и является преходящей фазой в их развитии.

Следуя Р. Брауну, в зарубежных исследованиях критерием  достижения ребенком новой стадии в  развитии речи считается увеличение среднего количества морфем, используемых в построении высказывания, т.е. средняя длина высказывания (СДВ). Ч. Бруггеманн, проанализировав языковое развитие двух пар двухлетних МЗ девочек с использованием СДВ, приходит к выводу, что близнецы проходят в развитии грамматических структур те же стадии, что и одиночнорожденные дети; однако Э. Дэй обнаружила, что СДВ у близнецов меньше, чем у одиночнорожденных детей, т.е. они отстают в грамматическом развитии. Исследованные Э. Дэй близнецы затрачивали на 50 последовательных высказываний суммарно меньше времени, чем одиночнорожденные дети из выборки Д. МакКарти12.

По мнению С. Савич, при интерпретации приведенных  выше результатов авторы обычно не учитывали потребности и привычки близнецов. Вопреки утверждениям А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, а также Р. Заззо, согласно которым близнецы предпочитают общаться больше друг с другом, нежели со взрослым, С. Савич в своем исследовании установила, что близнецы нуждаются в общении со взрослым даже в большей степени, чем одиночнорожденный ребенок. Поэтому им приходится находить адекватные стратегии построения своих высказываний, чтобы включиться в процесс коммуникации со взрослым, что приводит к конкуренции между ними в ответах на высказывания взрослых.

В результате близнецы начинают использовать краткие и эффективные лингвистические конструкции, которые дают преимущество во взаимодействии со взрослым одному из близнецов перед другим.

С другой стороны, Э. Дэвис, в упомянутой выше работе не отмечает заметных различий в СДВ  у близнецов 5,5–9,5 лет и их сиблингов и только слабые различия у близнецов и единственных в семье детей. Это говорит о том, что меньшая по сравнению с одиночнорожденными детьми СДВ характеризует речь близнецов только раннего и дошкольного возраста.

Артикуляционные навыки у детей-близнецов впервые были исследованы также Э. Дэй и Э. Дэвис. Они нашли, что в возрасте от 2 лет до 9 лет 6 мес близнецы отстают от одиночнорожденных детей в развитии артикуляционных навыков. Сходные результаты были получены Х. Кох для близнецов 5–6 лет. Однако эти выводы сделаны на основании экспертных оценок родителей, учителей и исследователей, а не на основании тестовых процедур, что снижает надежность результатов. Экспериментально исследуя артикуляционные навыки 263 близнецов и их 94 сиблингов в возрасте 3–8 лет с использованием теста артикуляционных способностей, А. Матени и Ч. Бруггеманн обнаружили, что во всех исследованных ими возрастах оценки близнецов были ниже, чем у одиночнорожденных детей в выборке стандартизации теста. Сиблинги близнецов также имели более низкие результаты по сравнению с нормой, однако различия были статистически значимыми только в группах трех- и семилетних детей. Авторы заключают, что в возрасте 7 лет, когда артикуляция у детей достигает зрелого уровня, близнецы и их сиблинги демонстрируют существенно более низкий уровень развития артикуляционных навыков. Сходные результаты для близнецов 3 лет 5 мес - 5 лет 3 мес. получили Дж. Локке и П. Мавер Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова зафиксировали у детей-близнецов факты косноязычия (искажение или замена звуков речи) не только у дошкольников, но и у школьников и с примерно одинаковой частотой у МЗ (20,5 %) и ДЗ (21,3 %) близнецов. Это превышает средние данные, полученные Л.А. Белогруд с соавт. при обследовании одиночнорожденных детей от 1 года до 15 лет: дефекты в произношении звуков в школьном возрасте были обнаружены лишь у 11% обследованных 13.

Таким образом, артикуляционные нарушения у  близнецов более часты, чем у  одиночнорожденных детей, и могут  иметь место не только в раннем и дошкольном, но и в школьном возрасте.

Многие авторы отмечают, что для речевого развития близнецов, вследствие существования между ними тесных внутрипарных взаимоотношений, характерен феномен автономного языка или криптофазии. Обсуждая феномен автономной речи, Л.С. Выготский отмечает, что она отличается от взрослой в артикуляционном, фонетическом плане, по смысловой стороне, аграмматична и понятна только близким людям. Автономная речь, будучи центральным новообразованием кризиса одного года, в норме является преходящей и переходной формой овладения ребенком речью14.

Изучая психическое  развитие пятилетних МЗ близнецов Юры  и Леши, А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович отметили, что их речь в основном состояла из небольшого числа «автономных» слов и звуков. Основной единицей их речи являлось слово, имеющее значение только в ситуации какого-либо действия. Грамматическая структура речи соответствовала ее ситуативному характеру. Главными причинами задержки в развитии речи этих мальчиков авторы считают косноязычие и ограничение в общении. Под термином криптофазия Р. Заззо понимал собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически непонятный окружающим, считая его одной из особенностей развития речи близнецов на раннем этапе онтогенеза. Являясь следствием близнецовой ситуации, этот язык постепенно приобретает произвольный, осознанный характер и еще более изолирует близнецов от окружающих. Криптофазия чаще наблюдается у МЗ, чем у ДЗ близнецов, и у мальчиков, чем у девочек. П. Миттлер отметил наличие криптофазии у 47 % исследованных им четырехлетних близнецов, однако, основываясь на отчетах родителей, к сожалению, не указал, по каким признакам криптофазия определялась родителями или им самим. К. Могфорд отмечает, что под термином «секретный язык», во-первых, можно понимать особую форму коммуникации между близнецами, не предназначенную для взаимодействия со взрослым, в общении с которым дети постепенно начинают употреблять социализированные формы языка. Иначе говоря, мы имеем дело со случаем билингвизма. Наблюдения А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович подтверждают эту точку зрения. Секретный язык может являться особой формой взаимодействия, в которой слова и жесты приобретают значения на основании общего восприятия и переживания событий в прошлом, что позволяет близнецам понимать друг друга в настоящем. Он может являться социально передаваемой формой языка, сохраняемой для интимного общения. Поскольку взрослые активно приспосабливаются к общению с близнецами в раннем возрасте, они также оказывают влияние на установление автономной речи. Автономная речь представляет собой преходящую и переходную стадию в развитии речи у всех детей, однако, поскольку у родителей близнецов часто не хватает времени для полноценного общения со своими детьми, их автономная речь долго не трансформируется в социализированную15.

Таким образом, автономная речь у близнецов имеет  свои отличия. Вследствие тесных внутрипарных взаимоотношений и минимизации  общения со взрослым речь у них, по-видимому, может развиваться в сторону  не замены автономной формы речи ее взрослыми формами, а наоборот, в сторону ее углубления и усложнения, что в свою очередь может приводить к непониманию ее даже близкими взрослыми. Даже постепенно овладевая взрослой речью, близнецы, по-видимому, могут осознанно и произвольно использовать «секретный» язык для общения между собой, при этом не пытаясь взаимодействовать посредством него со взрослыми. Многие исследователи отмечают наличие криптофазии у близнецов в 4–6 лет, что может говорить о задержке речевого развития.

Практически все  исследователи развития речи у близнецов  указывают, что эгоцентрическая  речь у них встречается существенно  реже, чем у одиночнорожденных  детей. Э. Дэй нашла, что процент  эгоцентрической речи у двухлетних близнецов составляет 10 %, уменьшается с возрастом и к 5 г. не превышает 5 %. Столь малый процент эгоцентрической речи в этом возрасте по сравнению с данными по одиночнорожденным детям, приводимым Д. МакКарти (38 % в возрасте 3–5 лет), автор объясняет тем, что близнецы постоянно общаются друг с другом и поэтому более склонны к развитию социализированной речи. С. Савич, исследуя лонгитюдным методом ненаправленную (эгоцентрическую) речь (которая не адресована кому-либо, при которой отсутствует визуальный контакт с окружающими, которая часто проявляется как речевое сопровождение в играх с предметами) у трех пар близнецов (в возрасте 1–3 лет) обнаружила, что, составляя в 14 мес. примерно 20 % от всех высказываний, к трем годам процент эгоцентрической речи приблизился к нулю. Она отмечает, что ненаправленная речь у близнецов очень рано перерастает в направленную, вследствие существования двух потенциальных партнеров по общению, которые могут отвечать на ненаправленные высказывания друг друга.

Таким образом, эгоцентрическая речь у близнецов  проявляется существенно реже и имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте.

Согласно Л.С. Выготскому, эгоцентрическая речь выполняет  функцию планирования решения задачи, возникающей в поведении16. По мнению Р. Заззо, низкий уровень развития «речи для себя» у близнецов является следствием их речевого недоразвития. Последнее, в свою очередь, является результатом ограничения потребности во взаимоотношениях со взрослыми, что ведет к значительному отставанию близнецов в интеллектуальном развитии. Иными словами, при минимизации эгоцентрической речи становление функции планирования, относящейся к интеллектуальной сфере, также может страдать. В близнецовой ситуации частая трансформация ненаправленной речи в направленную имеет место потому, что партнер по близнецовой паре чаще реагирует на ненаправленное высказывание со-близнеца соответственно своему интересу к выполняемой со-близнецом деятельности. Фактически, один близнец может выполнять благодаря этому функцию планирования по отношению к действиям другого, и наоборот. В данном случае функция планирования возможна в зачаточной форме как коллективно распределенная. Однако это не означает, что каждый близнец оказывается способен планировать свои действия в индивидуальной деятельности. Исследование А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович показало, что разлучение и помещение близнецов в разные группы детского сада создает благоприятные условия для развития их речи и поднимает ее до уровня речи детей данного возраста. Это касается и планирующей функции речи.

Информация о работе Интеллектуальное развитие близнецов