Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:41, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало.
Большинство исследователей отмечают, что дети-близнецы отстают от одиночнорожденных детей во всех типах социализированной речи. Тем не менее Э. Дэй указывает, что хотя это справедливо для всех типов предложений, в употреблении эмоционально окрашенных высказываний близнецы 2–5 лет не обнаруживают отставания. В построении высказываний близнецы мало используют имена существительные, прилагательные, числительные, другие же части речи - наречия, местоимения и восклицания - употребляются близнецами качественно и количественно примерно так же, как и одиночнорожденными детьми.
Э. Дэвис обнаружила значимые различия в использовании частей речи между близнецами и одиночнорожденными детьми только в младшей из ее групп (5 лет 6 мес). А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович обратили внимание на то, что исследованные ими близнецы редко использовали в своей речи глаголы. Эту особенность в речи пары близнецов-мальчиков в возрасте 4 лет 2,5 мес. также отмечает и Х. Люббе. Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова в упомянутом выше исследовании обнаружили, что близнецы вплоть до среднего школьного возраста при волнении, смущении часто пользуются уменьшительными и ласкательными выражениями, т.е. инфантильной «сюсюкающей речью», в то время как среди обследованных ими одиночнорожденных детей того же возраста подобные явления не были зарегистрированы. Отмечается, что такие явления у детей школьного возраста встречаются лишь при задержке психического развития17. Р. Заззо подчеркивал, что речь близнецов характеризует: бедность словаря, позднее появление и краткость предложений, медленное развитие грамматических структур, ограниченность употребления средств абстракций и отношений, преобладание в речи категорий эмоциональной тональности.
По результатам данных исследований можно сделать вывод, что отставание в развитии социализированной речи у детей-близнецов наблюдается только в раннем и дошкольном возрастных периодах, в то время как в более старшем возрасте отставания не столь явны. При этом речь у них дольше, чем у одиночнорожденных детей, носит ситуативный, непосредственный характер, что и объясняет частое использование ими в речи эмоционально окрашенных высказываний.
Таким образом, речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. Постепенно овладевая взрослыми формами речи, они могут осознанно и произвольно использовать автономный язык для внутрипарного взаимодействия вплоть до 4-6 лет. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детей-близнецов - частое явление и в школьном возрасте.
Задержку близнецов в речевом развитии исследователи объясняют главным образом 1) биологическими особенностями; 2) отставанием в сфере интеллекта; 3) феноменом «близнецовой ситуации»; 4) минимизацией общения со взрослым.
Биологические особенности. Близнецы (МЗ чаще, чем ДЗ; вторые по порядку рождения чаще, чем первые) подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периоде, они чаще рождаются недоношенными. Больший риск при рождении близнецов отражен в высоком проценте их смертности – 3-4 %, что превышает среднюю мертворожденность в два–три раза18. Биологические факторы риска могут прямо или косвенно влиять на их психическое развитие. Исследований, в которых предпринимались попытки оценить вклад этих факторов в речевое развитие близнецов, мало.
Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова отмечают, что, если в среднем у близнецов фразовая речь формировалась к 23,5 мес., то у вторых по порядку рождения членов МЗ пар она формировалась позже, чем у первых (25,6 мес. и 24,8 мес. соответственно), а ДЗ, вторые по рождению, наоборот, опережают своих со-близнецов: у них фразовая речь возникает к 21,15 мес, а у первых по рождению - к 22,15 мес19. В. Де Костер не обнаружили связи оценок по языковым заданиям теста психического развития с порядком рождения партнеров по близнецовой паре. П. Миттлер, сопоставляя биологические показатели детей-близнецов с оценками их речевого развития, выявил надежную связь только с длительностью гестационного периода20.
Таким образом, результаты приведенных выше работ не дают четкой картины влияния пре- и перинатальных факторов, связанных с многоплодной беременностью, на развитие языка.
Негативные
факторы внутри-утробного
Исследуя взаимосвязь интеллектуального и речевого развития у близнецов 2–5 лет, Э. Дэй пришла к выводу, что хотя они показали меньший IQ (в среднем 96,3 баллов) по сравнению с одиночнорожденными (103,3 балла), отставание в развитии речи у близнецов более явно, чем в сфере интеллекта. Используя тест Гудинаф «Рисунок человека» и Миннесотский тест для дошкольников, автор фактически оценивала невербальный интеллект. Анализируя эту работу, С. Савич отмечает, что, поскольку большинство детей в 2–3 года еще не умеют рисовать, а MPST в то время находился в процессе стандартизации, это снижает надежность полученных результатов. Р. Заззо полагал, что причиной недоразвития у близнецов интеллекта и речи является отсутствие ясного представления о своем теле, но он использовал весьма произвольные процедуры для определения уровня интеллектуального развития у близнецов, прося детей показать части своего тела и назвать свое имя, что не дает возможности сопоставить эти данные с результатами других исследований.
А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович отмечают, что раннее развитие исследованных ими МЗ близнецов в общем протекало нормально и, за исключением речи, никаких признаков умственной отсталости у них не отмечалось. Однако у близнецов было обнаружено существенное недоразвитие процессов абстракции и обобщения, т.е. процессов, связанных с вербальными навыками. Исходя из предположений о влиянии феномена «близнецовой ситуации» на отставание в речевом развитии, авторы поместили близнецов в разные группы детского сада. Наряду с улучшением речи это привело и к повышению интеллектуальных функций.
Х. Кох на значительной
выборке (90 пар) и с использованием
надежного теста первичных
Следовательно,
можно сказать, что хотя близнецы
и отстают от одиночнорожденных
детей в общем речевом
Некоторые авторы утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» ответственен за речевое отставание близнецов21. Близнецовая ситуация определяется ими как ситуация взаимодействия близнецов, которые, развиваясь в специфической среде пары, удовлетворяют друг друга в качестве партнеров по общению и, вследствие этого, не нуждаются в общении со взрослыми и другими детьми.
Основываясь на результатах своего исследования, этой точки зрения придерживались, в частности, А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович. Однако Р. Заззо и С. Савич отмечают, что, поскольку по линии матери исследованных близнецов была отмечена существенная задержка в развитии речи, и, кроме этого, в семье имелись еще пятеро старших сиблингов, на отставание в речевом развитии у этой пары могли повлиять другие факторы. Феноменом «близнецовой ситуации» объясняет появление секретной речи у исследованной им пары близнецов-мальчиков в возрасте 4 лет и 2,5 мес и Х. Люббе. Однако в отставании речевого развития у данной пары также могли играть существенную роль другие факторы: многоязычность семьи, осложнения при родах, частые хирургические операции у одного близнеца (дефект толстой кишки) и нежелание соседских детей общаться с ним из-за его дефекта; частая изолированность от окружающих и от матери до 1,5 лет. С. Савич, исследуя три пары близнецов (с 15 мес до 3 лет), единственных или первых по порядку рождения детей в семьях с высокими социоэкономическим статусом и уровнем образования у родителей, уделяющих воспитанию детей большое внимание, тем самым фактически исключила все дополнительные «неблагоприятные» факторы, которые могли бы повлиять на развитие речи. Единственным фактором, который мог оказывать негативное влияние, был феномен «близнецовой ситуации». Она не обнаружила у своих испытуемых каких-либо явных негативных отклонений в речевой сфере, и это позволило ей считать, что задержка речи возможна, очевидно, в том случае, когда развитие близнецов осложнено дополнительными (биологическими и социальными) факторами, а не фактом «близнецовости» как таковым.
Таким образом,
объяснение задержки речевого развития
у близнецов феноменом «
Минимизация общения со взрослым. Именно данный фактор, сопутствующий феномену «близнецовой ситуации», по-видимому, и оказывает существенное влияние на отставание близнецов в речевом развитии.
М. Борнстейн и М. Рудди, исследуя различные способности, которые могли бы предсказать их когнитивное, в том числе и речевое развитие в 1 год, у 11 пар близнецов и 20 одиночнорожденных детей в 4 мес обнаружили, что близнецы в 1 год имели более бедный лексикон и более низкие оценки по шкале развития младенца Н. Бейли, чем их одиночнорожденные сверстники. При отсутствии различий в когнитивных способностях детей в 4 мес матери близнецов в этом возрасте уделяли общению со своими детьми существенно меньше времени, чем матери одиночнорожденных детей. Поведение матерей по отношению к своим детям в большей мере, чем начальные когнитивные способности их детей, влияет на оценки по языку в ранний период развития. С. Савич обнаружила, что при благоприятных родительско-детских отношениях близнецы чаще, чем их родители, склонны инициировать общение. При не меньшей, чем у одиночнорожденных детей, потребности во взаимодействии со взрослым, каждый близнец склонен скорее к диадическому характеру беседы с ним, нежели к триадической схеме ведения разговора. Последняя форма общения трудна как для близнецов, так и для взрослых: у первых она составляла только 6,49 % всей речевой деятельности, хотя у взрослых она наблюдалась чаще и составляла 11,48 %. Таким образом, в условиях близнецовой ситуации преобладание в общении близнецов с родителями диадической формы взаимодействия ведет к существенному снижению качества и количества общения родителя с каждым близнецом в отдельности.
Помимо вышеперечисленных причин отставания в речевом развитии, существуют как специфические для близнецов (зиготность), так и общие для всех детей (пол, социоэкономический статус и уровень образования родителей, порядковый номер рождения) факторы, влияющие на различия внутри близнецовой популяции.
Зиготность. В целом ДЗ близнецы имеют лучшие, чем МЗ близнецы, оценки речевого развития. Однако Р. Заззо отмечает, что разнополые ДЗ близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между МЗ и однополыми ДЗ близнецами. По его мнению, трудно найти какое-либо адекватное объяснение этому феномену.
Половые различия. Х. Кох отмечает, что ДЗ близнецы-девочки (5-6 лет) из однополых пар показывают более высокий уровень речевого развития по сравнению не только со всеми другими различными по зиготности и полу группами близнецов, но и с их одиночнорожденными сверстницами. Они получили самые высокие оценки и по всем измерениям социального поведения. Этот факт можно объяснить феноменом «примадонны»: используя свое внешнее сходство, близнецы-девочки стараются привлечь к себе внимание окружающих и поэтому более коммуникабельны, чем близнецы-мальчики.
Социо-экономический
статус и образовательный уровень
родителей. Э. Дэй и Э. Дэвис нашли,
что в семьях с низким социоэкономическим
статусом (CЭС) близнецы более существенно
задерживались в речевом
Исследователи сходятся в том, что в семьях с высоким социоэкономическим статусом и высоким уровнем образования у родителей дети-близнецы более развиты в сфере речи, чем те близнецы, чьи родители имеют более низкий социоэкономический и образовательный статус. Иначе говоря, эти факторы влияют на близнецов так же, как и на одиночнорожденных детей.
Порядковый номер рождения пары. Э. Дэвис отмечает, что первый по номеру рождения одиночнорожденный ребенок в семье имеет лучшие условия для речевого развития, поскольку его речевая активность получает свое развитие в полноценном взаимодействии со взрослым. Если в многодетных семьях вторые по порядку рождения близнецы все-таки немного отстают в речевом развитии от первого по номеру рождения одиночнорожденного ребенка (примерно на 1 мес.), то близнецы, даже если они - первые дети в семье, все равно отстают от второго по счету одиночнорожденного ребенка. Можно предположить, что, поскольку вторые по номеру рождения дети-близнецы приобретают в лице первого одиночнорожденного ребенка, близкого по возрасту, компаньона по общению, который не дает близнецам замыкаться друг на друге, уровень их речевого развития будет выше, чем у первых по номеру рождения близнецов, которые, вследствие недостатка у родителей времени для общения с ними, предоставлены самим себе. П. Миттлер нашел статистически значимую обратную связь порядкового номера рождения ребенка с уровнем его речевого развития только в контрольной группе одиночнорожденных детей, но не у близнецов. В. Де Костер также не отмечают связи между номером рождения и уровнем речевого развития близнецов. Однако в исследовании артикуляционных навыков А. Матени и Ч. Бруггеманн обнаружили, что рожденные первыми дети, независимо от того, были они близнецами или их сиблингами, показывали лучшие результаты, чем младшие сиблинги. Авторы отмечают, что эти результаты подтверждают гипотезу, согласно которой первые по порядку рождения дети в многодетных семьях показывают лучшую речевую артикуляцию, независимо от того, являются они близнецами или нет.