Интеллектуальное развитие детей в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- дать общую характеристику процессу интеллектуального развития личности;
- проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка в детском саду: функции, цели и задачи;
- выявить педагогические условия эффективного интеллектуального развития ребенка в детском саду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
5
1 Общая характеристика интеллектуального развития личности.................
8
1.1 Понятие, черты и факторы интеллектуального развития…...........
8
1.2 Теории интеллекта………………………………………………….
12
2 Интеллектуальное развитие детей в детском саду……………...…………
15
2.1 Виды, цели и задачи интеллектуального развития детей в детском саду………………..…………………………………..………………
15
2.2 Интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп…...
19
2.3 Педагогические условия эффективного интеллектуального развития детей в детском саду………………………………………………..
22
Заключение……………………………………………………………………..
28
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика. курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Социальное положение. Было показано, что если у детей в первый год жизни отмечаются умственные или двигательные дефекты, то детям из малоимущих слоев в дальнейшем труднее наверстать свое отставание, чем детям из средних слоев. С другой стороны, оказалось, что школьная успеваемость юных негров и метисов, родившихся в материально неблагополучных семьях, но с первых месяцев жизни воспитанных в обеспеченных семьях представителей белой расы, существенно выше, чем успеваемость у цветных детей, выросших в их родной среде. Исследования, проведенные во Франции (1980), тоже показали, что IQ у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Кажется несомненным, что между социальной средой, в которой растет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь [11].

    1. Теории интеллекта

Люди различаются своими способностями к обучению, логическому  мышлению, решению задач, пониманию  и формированию понятий, обобщению, достижению целей и т.д. Этот впечатляющий перечень способностей подводит к понятию  интеллекта. Все эти способности и есть интеллект.

Теория двух коэффициентов. Исследуя феномен интеллекта, психологи широко используют тестирование. Первая и самая популярная концепция интеллекта называется теорией двух коэффициентов.

– Генеральный фактор. Схема такова. Большое количество людей выполняют тесты на определение уровня различных умственных способностей (памяти, внимания, пространственной ориентации, абстрактного мышления, словарного запаса и т.д.). Из полученных данных выводится среднее арифметическое, с которым потом сравниваются индивидуальные результаты. Это и есть общий коэффициент интеллекта. Такой метод называется психометрией (измерением психики).

– Специфический фактор. Это количество баллов, набранные при тестировании одной частной способности (только памяти или же только внимания). Среднее арифметическое из суммы специальных коэффициентов дает общий коэффициент интеллекта.

Психометрический эквивалент интеллекта – количество баллов, набранное в ходе психологического тестирования. Сам тест состоит из нескольких заданий, каждое из которых предназначено для определения уровня какой-либо одной способности. Как правило, результаты тестирования частных способностей не сильно разнятся, то есть для людей с высоким общим коэффициентом интеллекта характерны высокие специальные коэффициенты во всех сферах, и наоборот. Этот факт свидетельствует о том, что частные способности взаимосвязаны и определяют общий уровень интеллекта [12].

В свое время была выдвинута  теория первичных умственных способностей. Эта теория очень близка концепции двух факторов интеллекта. Ее автор, Льюис Терстоун, считал, что уровень интеллекта определяется способностями в следующих сферах: понимание речи, беглость речи, счет, память, пространственная ориентация, скорость восприятия и умозаключение. Теория первичных способностей не стала общепринятой по ряду причин. Во-первых, не был собран достаточный эмпирический материал, подтверждающий эту теорию. Во-вторых, список первичных умственных способностей расширялся до ста пунктов.

Теория  Штернберга. Роберт Штернберг предложил тройственную теорию интеллекта. Он выделил такие его составляющие:

– Компонентная. Включает умственные способности, которые традиционно служат предметом психологического тестирования (память, беглость речи и т.д.). Штернберг подчеркивает, что эти способности не связаны с повседневной жизнью, бытом.

– Эмпирическая. Способности к различению знакомых и незнакомых проблем, поиску или выработке способов их решения и практическому применению этих способов.

– Контекстуальная. Ум, позволяющий решать повседневные проблемы [12].

Теория  множественного интеллекта. Некоторые люди отличаются особым складом интеллекта, который называют талантом. Основываясь на результатах исследований таких людей, Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, который редко ассоциируется с общепринятым понятием интеллекта. Гарднер различает семь основных типов интеллектуальных способностей:

– Кинестетические (двигательные) – координация движений, чувство равновесия и глазомер. Люди с преобладанием такого типа интеллекта особенно успешны в физической деятельности.

– Музыкальные – чувство ритма и музыкальный слух. Музыкально одаренные люди становятся прекрасными исполнителями или композиторами.

– Пространственные – ориентация в пространстве, трехмерное воображение.

– Языковые – чтение, речь и письмо. Люди с развитыми языковыми способностями становятся писателями, поэтами и ораторами.

– Логико-математические – решение математических задач.

– Межличностные (экстравертные) – взаимодействие и общение с другими людьми.

– Внутриличностные (интровертные) – понимание собственного внутреннего мира, эмоций, мотивов своих действий [13].

Таким образом, заканчивая первый раздел курсовой работы, можно сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью развития ума.

 

 

  1. Интеллектуальное развитие детей в детском саду

 

2.1 Виды, цели и задачи интеллектуального развития детей в детском саду

Одной из важных задач  ДОУ является интеллектуальное развитие воспитанников. Мир ребенка – это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка в данный момент это и привлекает его внимание, а это реальные предметы и явления.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём [14].

В детском саду идет процесс  обновления предметно-развивающей  среды. Продуманное размещение игрового и дидактического материала позволяет детям свободно двигаться и заниматься любыми видами деятельности.

Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей. Именно в игре закладываются основы будущей личности. Для этого в  групповых комнатах оформлены соответствующие  игры: «Салон красоты», «Салон моды», «Супермаркет» и пр. [15].

Виды интеллекта ребенка: 
- вербальный (словесный); 
- логический (числовой); 
- конструктивный (пространственный); 
- чувственный; 
- кинестетический (телесный); 
- творческий; 
- личностный; 
- социальный; 
- духовный [16].

Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование  мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения внешних ориентировочных действий [17].

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата,- перемещение предмета, его использование или изменение.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

В процессе игры, рисования, конструирования  и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами [18].

Умственное развитие дошкольника  представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности [19].

Другой характерной  для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений.

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка  является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме [20].

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят  за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка  полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в  нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении  с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, ас другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение [21].

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она «формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку  действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная  ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание [22].

Выделим особенности  развития внимания в раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

- малыш сосредоточен  на выполнении несложных инструкций  взрослого, на слушании литературных  произведений, внимателен к слову,  речи;

- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей в детском саду