Интеллектуальное развитие детей в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- дать общую характеристику процессу интеллектуального развития личности;
- проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка в детском саду: функции, цели и задачи;
- выявить педагогические условия эффективного интеллектуального развития ребенка в детском саду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
5
1 Общая характеристика интеллектуального развития личности.................
8
1.1 Понятие, черты и факторы интеллектуального развития…...........
8
1.2 Теории интеллекта………………………………………………….
12
2 Интеллектуальное развитие детей в детском саду……………...…………
15
2.1 Виды, цели и задачи интеллектуального развития детей в детском саду………………..…………………………………..………………
15
2.2 Интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп…...
19
2.3 Педагогические условия эффективного интеллектуального развития детей в детском саду………………………………………………..
22
Заключение……………………………………………………………………..
28
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика. курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

- внимание малыша слабо  концентрировано, неустойчиво, наблюдаются  трудности переключения и распределения,  невелик его объем.

Задачи интеллектуального  развития дошкольников:

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

- развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

- последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию [23].

    1. Интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении), а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр., то есть решение мыслительных задач на новом уровне. Существенные изменения происходят в развитии системы «взор-рука». Уровень развития компонентов системы тесно связан с видом ориентировочно-исследовательских действий, которыми пользуется ребенок при выполнении практических задач. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже активно пользуется методом поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за рукой) и практического примеривания (движения руки и движения глаз осуществляются одновременно). Начинается переход на зрительные способы ориентировки - зрительное примеривание, когда зрение постепенно становится ведущим по отношение к руке. При выполнении знакомых задач они могут пользоваться и зрительным соотнесением (рука подчиняется взору) [24].

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста. Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка. Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9). Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняет двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар). Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению со средним дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80%. Внимание старших дошкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально- образного переходит к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Особенностью детей данного возраста является потребность в осмыслении происходящего вокруг, в поиске детерминанты окружающей действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Поэтому так важно уже с трехлетнего возраста развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей занятиями, что даёт пищу для ума четырехлетнего ребёнка и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает. Отечественные исследователи (Т.Т. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер) при изучении возрастной динамики выявили, что пяти - шестилетний возраст является сензитивным в становлении мозговых механизмов, что имеет важное значение для обучения. Доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский считает, что по своим функциональным характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка готов к усвоению значительной по объему и сложной по качеству информации. Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».

Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей [25].

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у  ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности [26].

    1. Педагогические условия эффективного интеллектуального развития детей в детском саду  

С целью подтверждения  положения гипотезы было проведено  исследование на подгруппе детей  старшего дошкольного возраста и  анкетирование родителей. В исследовании приняло участие 10 детей и 10 родителей. Свое исследование я проводила, основываясь на программе «Детство». В ее основу легли теоретические взгляды научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства.

Тест «Прогрессивные цветные матрицы» принят для оценки развития невербальных форм интеллекта и невербальных способностей, который заключается в умении свободно оперировать невербальным материалом, решать конструктивные задачи, позволяет сравнить баланс уровней развития разных форм интеллекта. Матрицы Равена оценивают невербальные свойства интеллекта, определяемые характеристиками внимания, зрительной памяти, процедурами сравнения, обобщения, анализа.

Тест состоит из матриц - А, АВ, В, в каждой из которых 12 карт-задач. Ребёнку предлагалась карта, на которой изображены цветной или чёрно-белый коврик и 6 заплаток. Ребёнок внимательно рассматривал рисунок коврика, а затем – рисунки всех заплаток и выбирал заплатку, подходящую по рисунку к коврику.

Обработка результатов. За правильный ответ одного задания присваивается 1 балл. Соответственно максимальное количество баллов, которое можно получить за правильное решение всех задач – 36. Потом подсчитываются суммы баллов: общие и отдельно по каждой серии, затем вычисляется процент правильных ответов от общего количества детей [27].

В ходе эксперимента было обследовано 10 детей детского сада «Русалочка». В зависимости от набранной суммы баллов определялся уровень интеллекта дошкольников. С высоким уровнем интеллекта считались дети, получившие в сумме 26 баллов; средним считались дети, получившие 16-18 баллов; низким - 7-8 баллов.

Таблица 1 – Оценка развития невербального интеллекта по методике «Прогрессивные цветные матрицы» (на март – апрель 2013 г.)

Показатель уровня развития общего и невербального интеллекта

Март

Апрель

человек

%

человек

%

Высокий

3

30

4

40

Средний

6

60

6

60

Низкий

1

10

-

-


 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что среднее значение выполнения теста соответствуют 50% у детей за март месяц и 60% за апрель месяц. Используя нормы интеллектуального развития, полученный показатель можно интерпретировать как средний уровень развития общего и невербального интеллекта. По показателям общего и невербального интеллекта обследуемые группы детей неоднородны по своему составу, подавляющее большинство детей, а именно 60% имеет значение интеллектуального развития, укладывающееся в рамках возрастной нормы.

Также на протяжении 4 занятий  с детьми проводились игры с заданиями  на создание новых образов. Дидактическая  задача игры «Чудесные превращения» – учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своем листе бумаги картину. Кто хочет, может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, воспитатель отмечала соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение [28].

В игре «Угадай, что спрятано» дети учились рассуждать логически. Игра проводилась на протяжении 3 занятий. Воспитатель показывал ребенку набор картинок. Незаметно убирал 2 картинки так, чтобы сам он мог их видеть, а ребёнок нет. Ребёнок должен был отгадать, какие картинки отложены. «Положи на нижний ряд таблички картинки, которые, как ты думаешь, я спрятала. Если отгадаешь обе картинки, то я выставлю в этом ряду 2 розовые фишки, если угадаешь одну картинку, то получишь одну розовую фишку, другую белую, а если не угадаешь ни одной картинки – две белые фишки». Ребёнок выкладывает в нижнем ряду таблички 2 картинки и получает соответствующие фишки. Затем ему предлагают (не снимая картинок с нижнего ряда) снова положить, теперь уже во второй ряд, те картинки, которые спрятал воспитатель. Он раздаёт детям фишки. И так продолжается до тех пор, пока ребёнок не отгадает все картинки. Воспитатель поощряет рассуждения детей вслух. Во время игры у детей развивается умение логически рассуждать, внимание [29].

На занятиях по развитию речи неоднократно проводилась игра «Расскажи». Игра состояла из 5 комплектов картинок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять: 1. Ёлка. 2. Красный шар. 3. Отчего заболел Миша. 4. Письмо бабушке. 5. Бобик и домик. Первая картинка каждого рассказа отмечена красным кружочком с цифрой 1. Задача играющего – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ. Перед началом игры воспитатель читает какой-нибудь рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки на столе в определённом порядке. Воспитатель задаёт вопросы, предлагает ответить на них и повторить рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомились с содержанием всех рассказов и картинок к ним, можно приступить к игре. Воспитатель раздаёт играющим по одной картинке – первой в рассказе; остальные карточки перемешиваются и складываются стопкой на столе. Затем, снимая со стопки по одной карточке, ведущий показывает играющим, что изображено на ней, и спрашивает: «Кому дать эту карточку?». Каждый играющий должен посмотреть на свою первую карточку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная воспитателем. Если картинка подходит, играющий говорит: «Мне нужна эта картинка» и, получив её, кладёт перед собой рядом с первой. Получив все 5 картинок, играющие должны разложить их в последовательности и передать по картинкам связный рассказ. Выигрывает тот, кто первым подберёт картинки и составит по ним рассказ. [30].

Также стоит обратить внимание, что родители детей активно  принимают участие в развитии интеллектуальных способностей детей. Так, на вопрос «Интересуетесь ли вы у  воспитателя о способностях своего ребенка?», все родители ответили положительно. Это подтверждает, что родителям интересно об уровне развития своего ребенка. На вопрос, «Какие дидактические игры для развития интеллекта ребенка вы знаете?», большинство родителей, 7 из 10, с легкостью перечислили игры направленные на развитие логики, развития речи, мышления, математических способностей и т.д. Также родители детей изготавливают свои дидактические игры, в основном они основаны на жизненных ситуациях, что более наглядно дает представление ребенку о том или ином процессе.

Для каждого интегративного качества были разработаны поведенческие маркеры, выполнение которых говорило об уровне сформированности его у ребенка.

Методы сбора информации были следующими: диагностику проводила  в первой половине дня, установив  с ребенком доверительный контакт  и создав благоприятные условия. Процедуру диагностирования проводила индивидуально с каждым ребенком.

Результаты обследования по каждому заданию фиксировала  в сводной таблице, использую  цветовые обозначения:

Красный - усвоил: ребенок справился с заданием самостоятельно.

Зеленый - частично: ребенок справился с заданием с помощью взрослого.

Синий - не усвоил: ребенок с заданием не справился.

Данные заносились в  таблицы, затем при помощи качественно- количественного анализа обрабатывались (Приложение А, Б, В, Г, Д).

Анализ полученных результатов позволил наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу.

Подводя итог, можно сказать, что дети с интересом выполняли  предложенные им задания. За время проведения игр был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с детьми. Также следует отметить, что у большинства детей сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного образования. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

 

Заключение 

 

В результате осуществления  исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей в детском саду