Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Все вышеперечисленные особенности учеников старших классов свидетельствуют о том, что обучение обучающихся — более сложный процесс, чем обучение детей среднего возраста, и, согласно постулатам андрагогики, этот процесс должен быть организован особым образом.

Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование богатого опыта взрослых обучающихся как источника обучения; в-третьих, широкое применение активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность взрослых при обучении [17].

В обучении преобладает партнерский, диалоговый стиль общения старшеклассников учащихся (обучающихся) и взрослых учителей. Как отмечают специалисты (И.В.Ильина, Г.Н.Подчалимова, Т.И.Шамова), характерными чертами обучения старшеклассников в системе дополнительного профессионального образования являются «сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучающих» [30, с. 300]. Обучающиеся могут выступать как носители нового содержания образования для своих одноклассников и учителей. Все эти характеристики процесса обучения взрослых способствуют широкому применению интерактивных технологий, форм и методов обучения. Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у старшеклассников напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность.

Исследования показывают (С. Г. Вершловский, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.), что старшеклассника «держится» за свои ценности, жизненные и лидерские стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.

Творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, способствуют выработке новых взглядов и установок специалистов, формированию умений и навыков, моделированию специалистом своего нового опыта, коррекции негативных установок [34].

К числу наиболее распространенных в дополнительном профессиональном образовании интерактивных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах.

  Развивающий и образовательный эффект работы взрослых в малых группах основан на преимуществах этого метода.

1. Высокая активность  всех участников образовательного  процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотиваци ей; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.


  1. Комфортность. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно, снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт.
  2. Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивную коммуникацию.
  3. Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса (вырабатывается умение выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли).
  4. Более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

Попадая в условия коллективного обучения, старшеклассник участвует в процессе организованного саморазвития своих сверстников, помогая им в анализе их личных затруднений и потребностей (учащиеся становятся импульсом развития друг друга). Тем самым создается возможность для реального  взаимодействия, в ходе которого способность к профессиональному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.

Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения старшеклассников, как лекция. Например, Урок лекция-беседа или диалог со слушателями предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания.

Урок лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью.

Урок-лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брейнстор-минга) и лекция с разбором микроситуаций по форме аналогичны лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики.

Урок-лекция-«пресс-конференция» проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

В то же время опыт реализации андрагогической модели и применения интерактивных форм и методов обучения в системе повышения квалификации (СПК) педагогов показал, что:

  • часть слушателей не готова занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования;
  • многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в традиционные рамки, нормативная база не соответствует современным целям и задачам дополнительного профессионального образования, важнейшей из которых является «развитие профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста-профессионала» [35];
  • у многих учителей отсутствуют необходимые компетенции и опыт работы в андрагогической модели с применением интерактивных методов обучения. Учителю легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самому объяснить, «разложить по полочкам» материал, наслаждаясь своей «красивой» речью, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике, как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

 

1.5 Методические  основы интерактивного обучения

 

Основные методические характеристики «интерактива». Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все ученики оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учеников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способом деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперативности и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать, альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Формы интерактивного обучения. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву.

Наиболее известные из них — «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учеников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. При работе с учениками начального и среднего звена уместнее начинать с наиболее простых форм работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Ценное в этих формах в том, что они позволяют не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнёра по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

На практике осуществлять интерактивное общение необходимо следующим образом . Важнейшее условие для этого — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Правила организации интерактивного обучения на уроках географии.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников урока в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идёт о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группой предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвёртое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Ученики должны быть подготовлены с таким расчётом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придётся сидеть, свернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «ёлочкой», чтобы каждый ученик сидел  вполоборота к учителю и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо говорить в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников урока на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учениками, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, даёт возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1 Создание благоприятного  психологического климата

 

Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:

  • межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «учитель — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся»;
  • работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
  • активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме учитель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:

  • создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
  • руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
  • организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;
  • осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся