Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные коммуникативные права личности являются основой, непременным условием конструктивного межличностного диалога. С. Л. Братченко выделяет также большой блок частных КПЛ, которые носят более «технологичный» характер:

  • на позицию, свою точку зрения;
  • на свободное изъявление своей позиции (право голоса);
  • на отстаивание и защиту своей позиции;
  • на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности);
  • на понимание собеседника, прояснение для себя его позиции, точки зрения;
  • на вопрос к собеседнику;
  • на сомнение в отношении любых суждений;
  • на изменение, развитие своей позиции, точки зрения;
  • на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем;
  • на сокровенное, непубличную сферу в собственном внутреннем мире (коммуникативное прайвеси);
  • на право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника;
  • на завершение общения [11].

Соблюдение этих коммуникативных прав позволит учителю устанавливать между обучающимися отношения взаимного доверия и взаимопомощи, предотвращать возникновение обстановки конкуренции и критики, конфликтных ситуаций.

Основой любого интерактивного метода обучения является бесконфликтность, но иногда все же в классе возникают конфликтные ситуации, когда сталкиваются различные точки зрения, противоречия, которые заводят в тупик, делают невозможным прежний уровень отношений между людьми. Для снятия конфликтных ситуаций иногда подходит принцип взаимного подчинения, при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, а в какой-то, наоборот, подчиненным. Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних удовлетворяя и корректируя лидерские притязания, у других — развивая навыки организатора. При разрешении конфликта важно, чтобы конфликтующие стороны поняли претензии и позицию противника. Важнейшее условие осуществления этого — так называемое активное выслушивание. Его суть состоит в том, чтобы убедиться в правильном понимании того, что говорится одноклассником. Наряду со словами очень важная роль принадлежит жестам, позам, мимике.

 Активному выслушиванию помогают:

  • контакт глаз;
  • наклон головы в знак внимания;
  • ваше расположение лицом к собеседнику.

Не слишком эффективны в смысле активного выслушивания:

  • немедленное возражение («Да, но...»);
  • пренебрежительное высказывание («Ах, да ну...»);
  • неприятие чувств говорящего («Вы это не всерьез!»);
  • упреки («Как вы могли...»);
  • попытки убеждения («Вам лучше поступить так: ...»);
  • интерпретации («Вы так говорите, потому что...») вместо уточнения ваших предположений («Когда вы так сказали, мне показалось, что...»);
  • взгляд в сторону, а не на собеседника;
  • отрицательное покачивание головой;
  • поза, когда сидящий откидывается на спинку стула;
  • скрещенные на груди руки.

Активное выслушивание помогает подавить, возможно, имеющееся негативное эмоциональное восприятие собеседника и, следовательно, более полно воспринимать содержание разговора, позволяет лучше узнать своего партнера по разговору или участника конфликта. Используя этот принцип, легче оценить и понять ситуацию.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что успех и результативность диалога как основы интерактивного обучения обусловлены:

  • организацией пространства для диалога и дискуссии;
  • подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
  • готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять его);
  • нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы;
  • соблюдением коммуникативных прав личности;
  • использованием «поддерживающих» приемов общения: доброжелательных интонаций, умения задавать конструктивные вопросы и т.д.;
  • стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение;
  • навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходил диалог, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.

 

2.3 Групповой вид учебной деятельности

 

Интерактивное обучение — это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность учителя уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.

Взаимодействие — это отношение между людьми, «когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие» [19]. В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставлении с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений (опыт ведения диалога, сотрудничества).

Как отмечает И. А. Зимняя, «доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель—ученик" внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10 %» [30]. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт человек смог перенести во внешний мир и успешно его использовать (что соответствует современной компетентностной парадигме в образовании).

К.Левин отмечал, что обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. Основой интерактивного обучения как раз и является организация учебной деятельности обучающихся в малой группе и в микрогруппе, поэтому педагогам важно знать психологические основы групповых процессов. Знание особенностей и закономерностей позволяет сделать работу группы наиболее эффективной, поэтому остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Группа — одно из центральных понятий в социальной психологии и педагогике, которое трактуется как человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации) [17].

В социальной психологии и педагогике довольно распространена следующая классификация групп [36]:

конгломерат — люди, собравшиеся в одном месте и в одно время по случаю или по приказу свыше, как правило, не осознающие общую цель;

ассоциация — люди, которые имеют общую цель, все остальные признаки отсутствуют;

кооперация — характерно единство цели и деятельности людей, наличие у большинства учеников опыта групповой работы;

корпорация отличается от других групп организационным и психологическим единством, которое появляется позже, после того, как этап формирования группы можно считать завершенным;

коллектив — устойчивая во времени организационная группа людей с совместной общественно полезной целью, органами управления и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Выделяют также референтную группу, т. е. таких учеников внутри группы, на нормы и ценности которых группа ориентируется в первую очередь. Эта группа является опорой для учителя.


Группа в своем развитии проходит разные фазы. Ученые-психологи говорят о групповой динамике, явление которой можно наблюдать независимо от того, сколько времени длится курс обучения — целый год, два месяца или всего несколько дней [37].

Решение учиться принимается лично учеником. Поэтому начало обучения (первая фаза— «Поступление», «отстаивание», «ориентирование»), как правило, сопровождается положительным настроем. Ученики полны энтузиазма, ожиданий. На этом этапе им важно оценить обстановку. Кто в чем компетентен. Одновременно учащемуся нужно сориентироваться относительно самого процесса обучения («это то, что мне надо», «я справлюсь»), почувствовать доверие к учителю и к своей микрогруппе.

На следующем этапе (вторая фаза — «Брожение и отстой» [57]) группа учеников формируется как своеобразный «организм», в котором каждый участник добровольно или более-менее случайно берет на себя какую-либо роль (среди них присутствуют роли ворчуна, который всегда недоволен, оппозиционера, который всегда не согласен, болтуна, скептика и т.д.). Иногда складываются определенные иерархии («Кто знает больше всех?», «Кто опытнее и увереннее всех?» и т.д.), и, соответственно, начинается борьба за власть и позиции. Одновременно могут расти критические настроения по отношению к учителю. На этой ступени важно совместно договориться о правилах работы в микрогруппе. Причем нежелательно использовать методы игрового соперничества: победа (или поражение) может стать определяющей на весь срок дальнейшей работы микрогруппы.

После того как позиции и интересы учеников определены, наступает период относительной стабильности (третья фаза — «Желание работать и продуктивность»); в группе учеников складывается благоприятный для продуктивной работы микроклимат. На этом этапе формируется осознанное желание самостоятельно осваивать новое, появляется высокая ответственность за совместную работу. Возникают новые идеи, инициативы. Между учениками складываются дружеские отношения. На этом этапе работы учитель может отойти на задний план. Теперь достаточно давать группе учеников советы по организации ее работы (выбору методов и приемов и т.п.) и оказывать воздействие при принятии решения.

На завершающем этапе (четвертая фаза — «Выход и переход к повседневности»), когда приближается окончание урока, настроение в группе опять может измениться. Если группа приятно и продуктивно провела время на занятиях, то завершение урока или урока-семинара, возможно, окажется для ее членов болезненным переживанием. Некоторые ученики могут чувствовать себя неудовлетворенными (не все поставленные цели достигнуты, что-то осталось не освоенным). Другим просто не хочется расставаться, третьи, наоборот, мысленно уже вернулись к прежней жизни. Одним словом, чувство «общности», один из результатов совместной работы, может оказаться под угрозой. Здесь роль учителя становится особенно значимой: ему необходимо постараться сконцентрировать внимание учеников на выполнении намеченной программы урока и подведении итогов. Оценка результатов позволит мысленно вернуться к началу процесса обучения и таким образом оценить приобретенный «багаж», личные достижения, удачи и неудачи группы, посмотреть на пройденный группой путь.

Оценка проделанной работы поможет каждому определиться с собственными планами и перспективами дальнейшего участия в уроке.

В реальном образовательном групповом процессе названные фазы могут плавно перетекать одна в другую в зависимости от конкретных обстоятельств и участников, а иногда (при выполнении нового задания) — повторяться снова.

Групповую работу ученики осваивают постепенно. Стоит начинать с микрогрупп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5 —7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников. Но при этом повышается вероятность неконструктивного поведения, дезорганизации, конфликта. Чем крупнее группа, тем больше умения требуется от участников, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть ее размер. Но чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы.

Организация учебных взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два-три человека) и в малых группах (от четырех до семи учеников).

В группах из двух учеников высок уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения напряженности. В случае несогласия учеников обсуждение может зайти в тупик, так как больше не найдется ни союзника, ни арбитра. В группе из трех человек есть опасность подавления более слабого члена группы. Тем не менее, такие группы являются наиболее стабильными: участники в них могут вставать на сторону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, легче улаживать разногласия.

В группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным. Нечетный состав может выйти из тупика путем уступки мнению большинства.

В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве, в одиночестве. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время при таком количестве участников у всех будет возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому.

Остановимся более подробно на практических рекомендациях по организации учебной работы в микро- и малых группах.

 

2.3.1 Групповая работа в парах

 

Учебная пара (диада) чаще всего используется учителями при тренинге для закрепления усваиваемого материала (урока –закрепления). Многие учителя- практики знают, что ничто так не способствует обучению, как изложение усваиваемого материала другому ученику. Возможны следующие формы парной работы: последовательный пересказ друг другу определенной части учебного материала; взаимопроверка проделанной работы (в том числе с применением элементов программированного контроля); работа в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы по темам географии).

Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся