Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.
В.С.Дьяченко выделил два типа учебных пар: постоянного (замкнутого) и динамического состава. По его мнению, именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку ученикам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему, и это стимулирует развитие общения между обучающимися.
Трудностями организации работы в учебных парах в группах с большим числом учеников являются размещение учебных пар в классе, контроль за процессом и результатом обучения и т.д.
2.3.2 Деятельность групповой работы в тройках
В учебной работе практически не используются возможности триады. Между тем в научно-методической литературе отмечается особая эффективность образовательного процесса, организованного в тройках. Так, И.А.Зимняя среди преимуществ учебной деятельности в триаде называет:
- большую коллегиальность, аргументированность (за счет большего числа возникающих идей);
Действительно, появление третьего лица в учебной группе способно снизить накал страстей, и противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, ищут поддержку у третьего лица. Отстаивая свою точку зрения, участники подбирают рациональные факты и аргументы в ее защиту. Работа учебных триад может быть организована как в статичном ключе (поиск общего решения проблемы только внутри триады), так и в динамике, т.е. во взаимопереходах. Приведем примеры.
Техника «Мозаика»
Работа осуществляется в четыре этапа (продолжительность каждого этапа от 10 до 20 мин). Ученики делятся на тройки по карточкам с буквенными индексами (А, В, С), которые заранее подготовлены и разложены на каждом столе.
Данная методика позволяет учителю показать вариативность, полифоничность решаемых задач. При этом необходимо обратить внимание участников на то, что здесь не может быть «неправильных» и «правильных» решений. В каждом из предложенных вариантов обязательно содержится рациональное зерно — нужно только уметь его «вырастить».
Техника «Классические пары» («Классические тройки»)
Ученикам раздаются маленькие карточки с написанными (напечатанными) на них понятиями, явлениями, фамилиями людей, именами известных географов и т.п., имеющими классическую или общеизвестную связь между собой.
Например, классические пары:
Классические тройки:
Участники должны найти и составить «классическую» пару или тройку.
Интерактивное обучение в диадах и триадах помогает выработать навыки сотрудничества в микрогруппах, т.е. в ситуации камерного общения; оно может предшествовать обучению в малых группах на уроке.
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих задач. Объединение учеников в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборатория или проблемная группа, действующие в течение всего периода обучения), так и временный (одно занятие) характер. Одной из техник организации групповой работы в четверках является «Междусобойчик» (вариант «Мозаики») (табл. 1).
При правильной организации групповой работы в классе по выполнению задания продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: формулируются правила кооперации, сотрудничества, которые способствуют поиску общего решения. Увеличение численного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярных, но не так часто и охотно используемых учителями-практиками форм познания, поскольку этот метод требует большой подготовительной работы и особого мастерства, заключающегося в умении руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс обсуждения неактивных учеников, поддерживать интерес обучающихся
Таблица1.
Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»
Этап |
Содержание деятельности |
1. Индивидуальная работа |
Учитель предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект какой-либо темы урока, продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15 — 20 мин. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый ученик группы имел свой вариант выполненного задания |
2. Работа в парах (горизонтальные связи) |
Каждый ученик выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении совместного, парного решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение обоих учеников. Время для обсуждения — 10 мин |
3. Работа в парах (вертикальные связи) |
Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый ученик группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение |
4. Принятие группового решения |
Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время — 10 мин |
Учителю следует подробно расписать и обосновать свою собственную деятельность во время группового обсуждения: анализом прошедшего этапа работы, подготовкой следующего, расстановкой в нужном порядке технических средств в классе, просмотром необходимых учебных материалов и др.
Главный принцип — анализировать не саму содержательную ошибку, а ход взаимодействия, приведший к ней. Типичные ошибки стоит обыграть. При оценке работы группы следует подчеркивать толерантность, доброжелательность, вежливость, открытость и др. Оценивать можно только общую работу группы.
Учителю очень важно анализировать свое профессиональное поведение и свою деятельность на занятии, не жалеть времени на «педагогические заметки». Такие записи помогают проследить, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зависало», с чем это было связано и т.д.
2.4 Рефлексивное подведение итогов интерактивных уроков
Когда учащиеся уже активно включаются в процесс совместной образовательной деятельности, важно регулярно возвращаться назад, сверяться с теми правилами, о которых договорились вначале. Сквозная и итоговая рефлексия занятия является важнейшей составляющей интерактивного обучения.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) — это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе других, своих задач, назначения» [10].
Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом, отдельного этапа или эпизода, по поводу деятельности микрогруппы или же индивидуальной (анализ своего поведения, своих «приращений» и т.д.).
Рефлексия процесса образовательной деятельности и продукта (полученного результата) помогает: каждому ученику— определить его личный уровень продвижения; сделать совместную деятельность более комфортной и продуктивной; команде учеников — лучше организовать собственную работу.
Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.
Возможные вопросы для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостаточно уверенный в его правильности? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?
С первых же дней занятий для активизации участников стоит ввести правило трех «нельзя» при проведении групповой рефлексии: 1) нельзя говорить, что все уже сказано; 2) нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым предлогом); 3) нельзя прятать за высказыванием свое плохое настроение или неприязнь к кому-либо. При эмоциональной рефлексии необходимо настроить учеников на то, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не идентичными, поэтому словесно выражаться они могут тоже по-разному.
Если учитель заинтересован в конструктивной и искренней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения учеников занятий. Случается, что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недостаточной, по мнению обучающихся, помощи учителя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение. Попытка пресечь подобные высказывания чревата в будущем отказом обучающихся принимать участие и в анализе, и в самой групповой работе.
Нужно ли бояться негативных отзывов взрослых обучающихся о работе? Нет, они все равно будут иметь место, поскольку далеко не все взрослые готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но нужно определить истоки негативной оценки, а для этого преподаватель должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние недовольного участника. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к нему (его высказыванию) со стороны коллег, самого педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания профессиональным интересам и возможностям участников?
При рефлексивном оценивании занятия важна совместная работа слушателей (обучающихся) и учителя. Только при этом условии можно рассматривать рефлексию не как контроль со стороны, а как самооценку в целях профессионального роста и совершенствования.
На этапе рефлексии нужно помнить, что обучающиеся к концу занятия или дня уже устают, внимание рассеивается, поэтому часто бывает так, что группа выслушивает реплики первых трех-четырех человек, а затем кто-то из участников отключается, кто-то начинает переговариваться и т.д. Учитель должен привлечь внимание обучающихся, потому что такой шум может служить для говорящего сигналом, что его мнение не очень интересно и значимо для окружающих. В этой ситуации стоит напомнить о принятых правилах работы группы.
Завершает этап рефлексии всегда учитель, и он, кроме конструктивной критики, не должен скупиться на позитивные оценки, добрые слова и выражения: «Вы меня очень обрадовали», «Я многому у вас научилась!», «Благодарю за занятие» и т.п.
Приведем примеры некоторых техник проведения экспресс-рефлексии (более подробно о техниках получения обратной связи).
«Синквейн» (пятистрочие)
На маленьком листочке бумаги ученикам предлагается заполнить 5 строчек:
1-я строка — одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается учителем);
2-я строка — два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным);