Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:00, реферат
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Введение. 3
Методы обучения
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия. 5
1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа. 5
1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов. 7
Глава 2. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе 11
2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения. 11
2.2. Стратегия интерактивного обучения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
Содержание
Введение. 3
Методы обучения
Глава 1. Теоретические основы
педагогического обеспечения
1.1. Классификация интерактивных
методов интерактивного
1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов. 7
Глава 2. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе 11
2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения. 11
2.2. Стратегия интерактивного обучения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
Введение
Внедрение интерактивных
форм обучения – одно из важнейших
направлений совершенствования
подготовки студентов в современном
профессиональном учебном заведении.
Основные методические инновации связаны
сегодня с применением именно
интерактивных методов
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [5, с. 38]
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Методы обучения
В педагогике различают несколько моделей обучения:
® пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
® активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
® интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия
1.1. Классификация интерактивных
методов интерактивного
Учебный процесс, опирающийся
на использование интерактивных
методов обучения, организуется с
учетом включенности в процесс познания
всех студентов группы без исключения.
Совместная деятельность означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный
вклад, в ходе работы идет обмен знаниями,
идеями, способами деятельности. Организуются
индивидуальная, парная и групповая
работа, используется проектная работа,
ролевые игры, осуществляется работа
с документами и различными источниками
информации. Интерактивные методы основаны
на принципах взаимодействия, активности
обучаемых, опоре на групповой опыт,
обязательной обратной связи. Создается
среда образовательного общения, которая
характеризуется открытостью, взаимодействием
участников, равенством их аргументов,
накоплением совместного
Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:
® организация тематических занятий,
®
организация временных
® формирование портфолио студента,
®
организация дискуссий и
® для создания образовательных ресурсов.
Для решения воспитательных и учебных задач куратором могут быть использованы следующие интерактивные формы:
1. Интерактивная экскурсия.
2. Использование кейс-технологий.
3. Проведение видеоконференций.
4. Круглый стол.
5. Мозговой штурм.
6. Дебаты.
7. Фокус-группа.
8. Деловые и ролевые игры.
9. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
10. Учебные групповые дискуссии.
11. Тренинги.
Было бы ошибкой придерживаться
какой-либо одной модели. Разумно
сочетать эти две модели обучения
для достижения эффективности и
качества учебного процесса. Современная
система профессионального
Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивное обучение –
это специальная форма
Таким образом, реорганизация
системы профессионального
1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов
Традиционное обучение ставит
перед собой цель: передача учащимся
и усвоение ими как можно большего
объема знаний. Педагог транслирует
уже осмысленную и
Многие педагоги сталкиваются с проблемой
невозможности связать содержание своего
предмета со знаниями учащихся в других
учебных дисциплинах. И тогда возникает
сомнение в том, насколько глубоко произошло
осознание обучаемыми учебного материала,
присвоение его и использование в ситуациях,
выходящих за рамки среднего профессионального
учебного заведения. Достаточно сложно
развеять данное сомнение прежде всего
потому, что в качестве обратной связи
от учащегося к педагогу также выступает
процесс воспроизведения учебного материала.
Подтверждение вышесказанному - слова
Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком
прошлом, когда я был императивным учителем,
я не жил со своими учениками одним творческим
горением, да и сложности, с которыми они
сталкивались, оставались мне неведомыми.
Для них я был только контролер, а они для
меня - правильно или неправильно решенными
задачами».
В контексте интерактивного обучения
знания приобретают иные формы. С одной
стороны, они представляют собой определенную
информацию об окружающем мире. Особенностью
этой информации является то, что учащийся
получает ее не в виде уже готовой системы
от педагога, а в процессе собственной
активности. Педагог, по мнению О. Бассис,
должен создавать ситуации, в которых
обучающийся активен, в которых он спрашивает,
действует. В подобных ситуациях «он совместно
с другими приобретает способности, позволяющие
преобразовывать в знание то, что изначально
составляло проблему или препятствие».
С другой стороны, учащийся в процессе
взаимодействия на занятии с другими учащимися,
педагогом овладевает системой испытанных
(апробированных) способов деятельности
по отношению к себе, социуму, миру вообще,
усваивает различные механизмы поиска
знаний. Поэтому знания, полученные учащимся,
являются одновременно и инструментом
для самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель активного обучения
- это создание педагогом условий, в которых
учащийся сам будет открывать, приобретать
и конструировать знания. Это является
принципиальным отличием целей активного
обучения от целей традиционной системы
образования.
Чтобы конкретизировать разговор о целях,
достигаемых в стратегии активного обучения,
воспользуемся таксономией когнитивных
(познавательных) целей Б. Блума, которая
сейчас активно обсуждается в педагогическом
сообществе. Если следовать разработанной
Б. Блумом таксономии, то знания - это лишь
первый, самый простой уровень этой иерархии.
Далее идут еще пять уровней целей, причем
первые три (знание, понимание, применение)
являются целями низшего порядка, а следующие
три (анализ, синтез, сравнение) - высшего
порядка.
Систематизатор когнитивных установок,
по Б. Блуму, может быть представлен следующим
образом:
1. Знание: способность узнавать, воспроизводить
специальную информацию, включая факты,
принятую терминологию, критерии, методологические
принципы и теории.
2. Понимание: способность буквально понимать
значение любого сообщения.
3. Применение: умение брать и применять
в новой ситуации принципы или процессы,
ранее изучавшиеся, без указания на то
со стороны. Например, применение социально-научных
обобщений к отдельным социальным проблемам
или применение естественнонаучных или
математических принципов к практическим
ситуациям.
4. Анализ: разделение материала на отдельные
составляющие, устанавливая их отношения
и понимая модель их организации. Например,
узнавание несформулированных допущений,
выявление причинно-следственных связей
и распознавание форм и приемов в художественных
работах.
5. Синтез: творческий процесс соединения
частей или элементов в новое целое. Это
- профессиональное написание эссе, предложение
способов проверки гипотез и формулирование
теорий, применимых к социальным ситуациям.
6. Оценивание: процесс выработки ценностных
суждений об идеях, решениях, методах и
т. д. Эти оценки могут быть количественные
или качественные, но они должны быть основаны
на использовании критериев или стандартов,
например, включать оценивание подходящего
способа лечения или оценивания результатов
работы на основе стандартов в данной
дисциплине).
И тогда методы, способы и приемы, используемые
в традиционном обучении, позволяют достигать
в образовательном процессе первых трех
уровней целей. Рассмотрим в качестве
примера задания, расположенные в конце
любого параграфа учебника. В большинстве
случаев для их выполнения достаточно
простого воспроизведения его содержания.
Задания, которые требуют от учащегося
понимания и применения знаний (второй
и третий уровень целей), как правило, отмечены
каким-либо знаком и не всегда используются
педагогом. [2, с. 134]
Методы интерактивного обучения также
обеспечивают достижение целей первых
трех уровней, причем более эффективно,
чем это делают методы традиционной системы
обучения. Как следствие, педагоги, работающие
в традиционной парадигме, часто используют
методы интерактивного обучения для лучшего
усвоения учащимися информации. В этом
случае речь будет идти только об оптимизации
традиционного образовательного процесса.
Данная фиксация, является очень важной,
потому что может позволить учителю определиться,
в плоскости какой стратегии он работает.
Глава 2. Роль интерактивных методов в
развитии образования на современном
этапе
2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного
обучения
Парадигмальный сдвиг в системе среднего
профессионального образования, подразумевающий
внедрение современных педагогических
технологий, уже имеет место. Современное
образование должно соответствовать реальным
потребностям и международным стандартам.
Одним из эффективных методов активации
процесса обучения считается метод проблемного
изложения. При таком подходе лекция становится
похожей на диалог, преподавание имитирует
исследовательский процесс (выдвигаются
первоначально несколько ключевых постулатов
по теме лекции, изложение выстраивается
по принципу самостоятельного анализа
и обобщения студентами учебного материала).
Эта методика позволяет заинтересовать
студента, вовлечь его в процесс обучения.
Противоречия научного познания раскрываются
посредством постановки проблемы. Учебная
проблема и проблемная ситуация являются
основными структурными компонентами
проблемного обучения. Перед началом изучения
определенной темы курса ставится перед
студентами проблемный вопрос или дается
проблемное задание. Стимулируя разрешение
проблемы, преподаватель снимает противоречия
между имеющимся ее пониманием и требуемыми
от студента знаниями. Эффективность такого
метода в том, что отдельные проблемы могут
подниматься самими студентами. Главный
успех данного метода в том, что преподаватель
добивается от аудитории «самостоятельного
решения» поставленной проблемы. Организация
проблемного обучения представляется
достаточно сложной, требует значительной
подготовки лектора. Однако на начальном
этапе использования этого метода его
можно внедрять в структуру готовых ранее
разработанных лекций, семинаров как дополнение.
[8, с. 107]
Другим эффективным методом можно назвать
метод кейс-стади или метод учебных конкретных
ситуаций (УКС). Центральным понятием метода
УКС является понятие ситуация, т.е. набор
переменных, когда выбор какого-либо из
них решающим образом влияет на конечный
результат. Принципиально отрицается
наличие единственно правильного решения.
При данном методе обучения студент
самостоятельно вынужден принимать решения
и обосновать его. Метод УКС стал применяться
еще в начале ХХ века в области права и
медицины. Ведущая роль в распространении
этого приема обучения принадлежит Гарварду.
Именно там были разработаны первые кейсовые
ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам.
Метод кейс-стади, если следовать определению
разработчиков метода, это метод обучения,
при котором студенты и преподаватели
участвуют в непосредственном обсуждении
деловых ситуаций или задач. Эти кейсы,
подготовленные обычно в письменной форме
и составленные исходя из реальных фактов,
читаются, изучаются и обсуждаются студентами.
Кейсы составляют основу беседы аудитории
под руководством преподавателя. Поэтому
метод кейс-стади включает одновременно
и особый вид учебного материала, и особые
способы использования этого материала
в учебном процессе.
В целом метод УКС, как уверяют западные
наши коллеги – преподаватели, позволяет:
® принимать верные решения в условиях
неопределенности
® разрабатывать алгоритм принятия решения
® овладеть навыками исследования ситуации
® разрабатывать план действий
® применять полученные теоретические
знания на практике
® учитывать точки зрения других специалистов.
Главное, этот метод способствует развитию
умения анализировать ситуации, оценивать
альтернативы, прививает навыки решения
практических задач.
Разработана общая технология работы
при использовании метода УКС.
1. До начала занятий преподаватель:
® подбирает кейс
® определяет основные и вспомогательные
материалы
® разрабатывает сценарии
Обязанности студента – получить кейс
и список рекомендуемой литературы, готовиться
к занятию.
2. Во время занятий преподаватель:
® организует предварительное обсуждение
кейса
® делит группу на подгруппы
® руководит обсуждением кейса
Студент:
® задает вопросы
® предлагает варианты решений
® принимает решение
® составляет письменный отчет о работе
Позволим себе не согласиться с подобной
трактовкой и отношением к интерактивным
методам в образовательном процессе. На
наш взгляд, при определении правильности
или неправильности методик преподавания
важно опираться не на степень технической
обеспеченности приемов обучения, что
безусловно важно, а на конечную результативность
методов преподавания. И исходя из этих
позиций говорить как о степени востребованности
каждых из методов, так и о содержании
современных методик профессионального
образования.
Придерживаясь этих положений попробуем
дать определение интерактивным методам
обучения. Интерактивные методы обучения
- такие приемы, пути и средства преподавания,
которые нацелены на деятельностное участие
и активное вовлечение в учебно-образовательный
процесс студента. Исходя из данного определения
попытаемся охватить спектр тех методов
обучения, которые можно включить в состав
этого определения. Итак, на занятиях по
гуманитарным дисциплинам возможно применение:
1. Приемы конкретизации и фактологии -
ориентированы на необходимость студента
выделения главной идеи или мысли в потоке
фактов и событий. Их возможно использовать
в процессе устного изложения материала
- лекций. К ним можно отнести: а) картинный
сюжетный рассказ, куда входят яркие эпизоды
из истории; б) персонификация исторических
процессов в судьбе отдельной исторической
личности; в) драматизация событий - факты
и исторические даты излагаются как введение
в изложение занимательных подробностей.
2. Исследовательский прием - направлен
на коллективную работу в группе - когда
необходимо в процессе коллективного
рассуждения дать анализ содержанию отрывка
из первоисточника. Он ориентирован для
работы в небольших (15-20 человек) группах
- на семинарских (практических) занятиях.
Для систематической реализации интерактивных
методов обучения каждое профессиональное
образовательное учреждение должно разработать
свою стратегию.