Интерактивные методы обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

В настоящей парадигме образования сложились три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Поскольку в учебных заведениях все еще преобладают пассивные методы обучения, направленные на трансляцию культурно-исторического опыта, то такое обучение и будем называть традиционным.

Вложенные файлы: 1 файл

статья2.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИНИЯ МАТЕМАТИКЕ

    В настоящей парадигме образования  сложились три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Поскольку в учебных заведениях все еще преобладают пассивные  методы обучения, направленные на трансляцию культурно-исторического опыта, то такое обучение и будем называть традиционным.

    В традиционном обучении преподаватель  является основным действующим лицом, а ученики выступают в роли пассивных слушателей. Их роль сводится в основном к адекватному воспроизведению учебного материала. Для проверки знаний учащихся преподаватель проводит опросы, тесты, контрольные работы (рис.1.1)

            

     Рисунок 1.1 Пассивный метод 

      Учебный процесс ориентирован на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; преобладание вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися "готовых", "завершенных" знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.[2, с.88].  

      На уроке позиции ученика и учителя нельзя назвать равноправными - один транслирует и оценивает знания, другой не имея выбора, вынужден принимать правила заданной "сверху" игры. [1, с.4]

    Более того в некоторых школах преобладают  авторитарные, жесткие учителя, вызывающие у учеников страх и напряжение; они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом.

    Практически такая же ситуация сохраняется и  в вузах. Студенты слушают, записывают, но не размышляют. Они не умеют грамотно выстраивать свои мысли, формулировать вопросы, вести дискуссию, испытывают затруднения при написании рефлексии. Наряду с этим большинство подростков указывают, что они хотели бы получать навыки общения, учиться разрешать конфликты, работать в команде. В условиях постоянно меняющегося мира студентам не достаточно получать уже «готовые» знания. Чтобы они могли успешно решать задачи дня сегодняшнего, необходимо не только передавать им умения и навыки, но и развивать личностные способности самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях. "Сегодня востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи, то есть личность, способная к "участию в демократически организованной общественной жизни" (И. Фрумин).

    При активном обучении слушатель в большей  степени становится субъектом учебной  деятельности, вступает в диалог с  преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре группе.[4, с.15] 

     

Рисунок 1.2 Активный метод

     В отличие от пассивного в активном методе преобладает не авторитарный, а демократический стиль взаимодействия студентов и преподавателя (рис. 1.2) Зачастую между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако между ними существуют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

     Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) впервые возникло в социологии и социальной психологии. Автор пособия [4, с.16] приводит несколько определений интеракции:

     Интеракция (в психологии) – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

     Интеракция (в социологии) – процесс, при  котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

     Интеракция (в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники  образовательного процесса взаимодействуют  друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

     В отличие от активных методов, интерактивные  ориентированы на более широкое  взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом (рис. 1.3)

     

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

     Принципы  интерактивного обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
  • активно-ролевая (игровая) деятельность;
  • тренинговая организация обучения[4, с.18]

     При использовании интерактивных форм преподаватель выступает в роли консультанта, он лишь регулирует процесс  и занимается его общей организацией. Участники обращаются к социальному  опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, идти на компромиссы.

     Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования  подготовки студентов в современном  вузе. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогических кадров. В настоящее время для педагога недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. Однако многие преподаватели не хотят принимать новые взгляды на обучение, поскольку они требуют постоянной переподготовки, более длительного и тщательного планирования занятия. Гораздо проще провести традиционную лекцию, не призывая учащихся к излишней активности. Однако нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов обучения является наиболее эффективным  путем при обучении студентов.

     Опираясь  на данные пособия [1, с. 8] предоставим информацию о том, посредством чего мы получаем и обрабатываем информацию:

1 % - органов вкуса,  
1,5% - органов осязания, 
3,5% - органов обоняния,  
11 % - органов слуха, 

83 % - органов зрения

     Такие результаты говорят о значимости аудиовизуальных средств для  эффективности, как короткого, так и длительного обучения.

     Результаты  исследования, проведенного в 1980-х годах  Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США) показали, что мы запоминаем

10% того, что читаем 
20% того, что слышим 
30% того, что видим 
50% того, что видим и слышим 
80% того, что говорим 
90% того, что говорим и делаем

     Эти результаты были представлены в виде схемы, получившей название «пирамида  обучения»

     Приведённые здесь данные наглядно показывают преимущества интерактивных методов обучения, позволяющих использовать множество разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории. 
 
 

     

Некоторые преподаватели считают, что при интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда студенты видят затылки впередисидящих и только одно лицо – лицо  преподавателя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. Но разве только в партах дело? 

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы, в  зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки студентов используются различные методы обучения. При изучении нового материала можно использовать интерактивный метод "мозаики", т.е. форму кооперировано - групповой работы. Материал разбить на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оценивается конспект, составленный учащимися. [3]

 

Существует  два основных принципа формирования групп – свободное (по желанию) и организованное преподователем. Предпочтение отдается организованным группам т.к. симпатии учащихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся. [3] 

Способы формирования:

    ·        называется количественный состав группы, дается две - три минуты на сбор групп, иногда можно распределять только «лидеров», остальных они набирают сами;

    ·        учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;

    ·        на столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.

Организованное  распределение происходит следующим образом:

    ·        на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;

    ·        при входе в аудиторию раздаются учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;

    ·        учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания за которые получают более высокие очки, на столе с литерой "В" - более легкие- соответственно меньшее количество очков за задачу, поэтому каждый выбирает себе задание по силам.       

    Отводится определенное время  Группа которая набирает наиболее большее количество очков побеждает и награждается положительными оценками. 

При организации  групповой работы придерживаться следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко:

      1.    Подготовка к выполнению группового задания:

      · постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

      · выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

      · раздача дидактического материала по группам.

      2.    Групповая работа:

      · знакомство  с материалом, планирование работы в группе;

      · распределение заданий внутри группы;

      · индивидуальное выполнение задания;

      · обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

      ·     обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

      ·        подведение итогов группового задания, выводы.

      3.    Заключительная часть:

      · презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;

      · анализ познавательной задачи; рефлексия;

      · общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

      · дополнительная информация учителя на группу. 

В процессе поиска решения  задачи при интерактивном  обучении происходит столкновение различных  точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении.[3] 

В учебном  процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии:

1)использование Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)*,  предлагая студентам закончить предложения в таблице (выполнять это можно анонимно):

  Знал(а) Узнал(а) Понравилось Не понравилось Хотелось  бы узнать Удивился(ась) И др
1              
2              

 

  2) использование рефлексии достижения цели: цель занятия записывается на доске и в конце занятия проводится обсуждение ее достижения.

  3) Интересен прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

  - первая  строка – название темы (одно  существительное);

Информация о работе Интерактивные методы обучения математике