Интерактивные формы работы с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, реферат

Краткое описание

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ.docx

— 27.73 Кб (Скачать файл)

«Интерактивные формы  работы с родителями в ДОУ»

 

Обновление системы дошкольного  образования, процессы гуманизации  и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный  социум, дающий ребенку ощущение психологической  защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок  находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

 

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в  сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического  процесса являются их научные обобщения  и выводы о том, что семья –  начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И  если мы хотим вырастить нравственно  здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский  сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

 

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство  педагогических коллективов четко  осознают приоритетность семейного  воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

 

Современные исследователи  отмечают важность взаимодействия педагогов  и родителей для воспитания и  развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную  среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия  взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного  образования ребенка.

 

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного  сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость  саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

 

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

 

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию  детей; 

 

- взаимное доверие во  взаимоотношениях между педагогами  и родителями; 

 

- использование разнообразных  форм работы детского сада  с семьей в их взаимосвязи;

 

- индивидуальные и   групповые формы работы с родителями.

 

 Авторы закладывают  в основу организации взаимодействия  ДОУ с семьей принципы –  преемственности согласованных  действий, обратной связи, индивидуального  подхода к каждой семье. 

 

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную  среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия  взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного  образования ребенка.

 

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов  и родителей в воспитательно-образовательном  процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей  результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

 

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий  момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники  стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с  изменением социально-политических и  экономических условий развития нашей страны [63, 82].

 

 Поэтому не случайно  в последние годы начала развиваться  и внедряться новая философия  взаимодействия семьи и дошкольного  учреждения. В основе ее лежит  идея о том, что за воспитание  детей несут ответственность  родители, а все остальные социальные  институты призваны поддерживать  и дополнять их воспитательную  деятельность.

 

Идея взаимосвязи общественного  и семейного воспитания нашла  своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими  лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

 

Сотрудничество педагогов  и родителей предполагает равенство  позиций партнеров, уважительное отношение  друг к другу взаимодействующих  сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим  способом реализации сотрудничества педагогов  и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные  наблюдатели, а активные участники  воспитательного процесса.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы  работы для активного включения  родителей в жизнь ДОУ. Все  это позволяет нам рассматривать  работу с родителями как важное условие  успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи  с этим, вопрос поиска и осуществления  современных форм взаимодействия дошкольного  учреждения с семьей на сегодняшний  день является одним из самых актуальных.

Особенности организации  интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

 

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь  их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

 

Слово «интерактив» пришло к  нам из английского языка от слова  «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

 

Интерактивный означает способность  взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

 

Отсюда, интерактивные формы  взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

 

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

 

- это специальная форма  организации, с комфортными условиями  взаимодействия, при которых воспитуемый  чувствует свою успешность, интеллектуальную  состоятельность;

 

- процесс взаимодействия  организуется таким образом, что  все участники оказываются вовлеченными  в процесс познания, обсуждения;

 

- диалоговое общение ведет  к взаимодействию, взаимопониманию,  к совместному принятию наиболее  общих, но значимых для каждого  участника задач;

 

- каждый участник вносит  свой особый индивидуальный вклад,  имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами  деятельности, услышать другое мнение  коллег;

 

- исключается доминирование  как одного выступающего, так  и одного мнения;

 

- формируется умение критически  мыслить, рассуждать, решать противоречивые  проблемы на основе анализа  услышанной информации и обстоятельств;

 

- формируется уважение  к чужому мнению, умение выслушивать,  делать обоснованные заключения  и выводы;

 

- участник может не  только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав  доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки  зрения или существенно изменить  ее;

 

- участники учатся взвешивать  альтернативные мнения, принимать  продуманные решения, правильно  выражать свои мысли, участвовать  в дискуссиях, профессионально общаться;

 

-показателем эффективности  групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность  труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность  членов группы совместной деятельностью.

 

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

 

- обмен опытом;

 

- выработка общего мнения;

 

- формирование умений, навыков;

 

- создание условия для  диалога;

 

- группового сплочения;

 

- изменения психологической  атмосферы.

 

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

 

– выявление многообразия точек зрения;

 

– обращение к личному  опыту участников;

 

– поддержка активности участников;

 

– соединение теории и практики;

 

– взаимообогащение опыта  участников;

 

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

 

– поощрение творчества участников.

 

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных  форм взаимодействия:

 

• Информация должна усваиваться  не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

 

• Интерактивное общение  способствует умственному развитию.

 

• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы  процесса обмена информацией для  передачи своего отклика начальному отправителя.

 

• Обратная связь может  способствовать значительному повышению  эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

 

• Двусторонний обмен информацией  хотя и протекает медленнее, но более  точен и повышает уверенность  в правильности ее интерпретации.

 

• Обратная связь увеличивает  шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять  помехи.

 

• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

 

Интерактивные методы выполняют  диагностическую функцию, с их помощью  проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая  направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую  значительно меньшее воздействие  оказывает фактор социальной желательности.

 

Применение интерактивных  методов позволяет значительно  углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного  проживания и отреагирования, что  способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

 

В настоящее время активно  используются нетрадиционные интерактивные  формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых  формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной  стороной подобных форм является то, что  участникам не навязывается готовая  точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся  ситуации.

 

Семейные клубы. В отличие  от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения  с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком  клубе людей объединяет общая  проблема и совместные поиски оптимальных  форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается  родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться  в один большой клуб или дробиться  на более мелкие, - все зависит  от тематики встречи и замысла  устроителей .

 

Дискуссия является одной  из важнейших форм деятельности, стимулирующей  формирование коммуникативной культуры.

 

Объектом дискуссии может  стать действительно неоднозначная  проблема, по отношению к которой  каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и  неожиданным оно ни было.

 

Успех или неуспех дискуссии  определяется, в том числе формулированием  проблемы и вопросов.

 

Различают следующие формы  дискуссии:

 

• круглый стол - самая  известная форма; особенность ее состоит в том, что участники  обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

 

• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники  по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

 

• дебаты - обсуждение в форме  заранее подготовленных выступлений  представителей противостоящих, соперничающих  сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

 

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается  и сам процесс обсуждения, а  представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить  собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые  сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Информация о работе Интерактивные формы работы с родителями