Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:32, реферат
Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использования сети Интернет в образовательных учреждениях. Информатизация общества в свою очередь неизбежно предполагает процесс информатизации образования, основными целями которого являются – повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Информатизация образования влечет за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления ОУ, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю ОУ. Достичь поставленной цели возможно при создании специфической информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.
Внеучебный компонент ИОС. Проведение школьных мероприятий, собраний, классных часов, предметных недель, тематических вечеров, конференций, т.е. внеучебных мероприятий, непосредственно не связанных с содержанием основной учебной деятельности являются основным содержанием компонента.
Задачей административного компонента является автоматизация организационно-управленческой деятельности на основе программных систем для наполнения электронных баз при тарификации, расчете учебной нагрузки, в системах бухгалтерского учета, электронных базах данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения. Здесь же проводится упорядочение информационного обмена данными между отделами и службами ОУ, автоматизация документооборота; организация ведения электронных дневников, внедрение автоматизированных информационных образовательных систем управленческого мониторинга школьного питания, здоровьесбережения школьников, диагностики психологических факторов, организации прямой и обратной связи с другими субъектами образования и прочее.
Также в административном компоненте ИОС ОУ должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.
Технологическое обеспечение ИОС школы отражает решение организационных и технических вопросов по установке и размещению компьютеров, построение стратегии наиболее эффективной их загрузки, обеспечение свободного доступа к ПК, приобретение периферийного оборудования, создание школьной локальной сети, подключение пользователей к сети Интернет, создание мультимедийного центра и школьного сайта.
2. Анализ информационно- образовательной среды
школы- интерната № 6 г. Астрахани
Информационно- образовательная среда школы- интерната №6 г. Астрахани может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:
1) информационные ресурсы школы:
-приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
-создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований)
-базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
-базы результатов деятельности школы;
-базы помещений и технологического оборудования.
-планирования образовательного процесса;
-планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
-анализа результатов деятельности;
-электронного документооборота.
В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в коле- интернате уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие педагоги повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.
Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Будникова Г.А. Вдовина Е.А., Ли И.Г. Методические рекомендации по созданию школьного сайта: Учебно-методическое пособие для учителей. – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 32 с.
2.Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. – М.: Издатель, 2006. – 424 с.
3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
4.Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. – М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.