Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 13:05, реферат
Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.
Введение …………………………………………………………………3
1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4
2.Современные информационно - коммуникационные технологии обучения…………………………………………………………………...8
3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9
4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11
5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12
6.Заключение………………………………………………………………14
7.Список литературы………………………………………………………15
экономической нестабильности и скудности
финансирования высшей школы, не представляется
возможным рассматривать эту технологию
как основную при создании масштабных
систем дистанционного или открытого
обучения.
С другой
стороны, широкое внедрение телекоммуникаций
и, в частности, глобальной компьютерной
сети Интернет в образование не позволяет рассматривать
перспективные образовательные проекты
в отрыве от технологий этой уникальной
информационной и транспортной среды.
А многочисленные успешные проекты по
развитию российского сегмента Интернет
убеждают в том, что именно эта транспортная
среда наиболее перспективна для создания
на ее основе общегосударственной образовательной
системы открытого образования. Диапазон
ее охвата очень широк - от средней школы
до университетов с учетом различных форм
послевузовского образования. На сегодняшний
день, благодаря реализации ряда целевых
программ, международных проектов, региональных
проектов и инициативных программ образовательных
учреждений обеспечен существенный прогресс
в области доступности средств телекоммуникаций
и информационных технологий для сферы
образования. Применение сетевых компьютерных
технологий в открытом и дистанционном
образовании открывает новые возможности,
основными из которых являются: организация
совместных исследовательских проектов;
расширение доступа к учебно-методической
информации; организация оперативной
консультационной помощи; организация
сети открытого дистанционного обучения; формирование
у партнеров коммуникативных навыков,
культуры общения, умения искать информацию;
моделирование научно-исследовательской
деятельности; проведение виртуальных
учебных занятий (семинаров, лекций) в
реальном режиме времени.
5. Дистанционные технологии обучения
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала; оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям кабельное телевидение; голосовая почта; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы. Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
6. Виртуальная среда как основа дистанционного обучения.
Развитие современных средств ИКТ позволяет
реализовывать технологии открытого и
дистанционного образования на принципиально
новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные
технические инновации, позволяющие предоставлять
и обрабатывать информацию самых различных
типов. Одними из наиболее современных
средств ИКТ, проникающих в сферу открытого
образования являются различные средств
моделирования и средства, функционирование
которых основано на технологиях, получивших
название «виртуальная реальность».
К виртуальным
объектам или процессам относятся электронные
модели как реально существующих, так
и воображаемых объектов или процессов.
Прилагательное «виртуальный» используется
для подчеркивания характеристик электронных
аналогов образовательных и других объектов,
представляемых на бумажных и иных материальных
носителях. Кроме этого, данное прилагательное
означает наличие основанного на мультимедиа
технологиях интерфейса, продолжающего
метафору реального пространства при
работе с электронными моделями-аналогами.
Средства
ИКТ, относимые к числу программ «виртуальная
реальность» предоставляют не только
звуковую и пространственную зрительную
информацию, но также и тактильную (осязательную)
информацию и создают иллюзию вхождения
и присутствия обучаемых в реальном времени
в стереоскопически представленном «экранном
мире», иллюзию перемещения пользователя
относительно объектов этого мира.
«Система
виртуальной реальности представляет
собой человеко-машинный интерфейс качественно
нового типа, погружающий пользователя
в трехмерный мир модели для непосредственного
сенсорного восприятия этого мира, с прямым
манипулированием объектами в нем».
Системы «виртуальной
реальности» обеспечивают прямой «непосредственный»
контакт человека со средой. В наиболее
совершенных из них пользователь может
дотронуться рукой до объекта, существующего
лишь в памяти компьютера, надев начиненную
датчиками перчатку. В других случаях
можно «перевернуть» изображенный на
экране предмет и рассмотреть его с обратной
стороны. Пользователь может «шагнуть»
в виртуальный мир, вооружившись «информационным
костюмом», «информационной перчаткой»,
«информационными очками» (очки-мониторы)
и т.п. При
использовании подобных средств в системе
открытого образования соответственно
форме предоставления изменяется механизм
восприятия и осмысления получаемой пользователем
информации. Осмысление вербализованной
учебной информации носит теоретический
понятийный, графическо-теоретический
образный или наглядно-образный
характер.
При переходе
к использованию систем «виртуальной
реальности» в открытом образовании происходит
качественное изменение восприятия информации,
теперь оно осуществляется не только с
помощью зрения и слуха, но и также с помощью
осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки
для реализации дидактического принципа
наглядности открытого обучения на принципиально
новом уровне.
Осмысление
информации, предоставляемой системами
«виртуальной реальности», может быть
уже не только теоретическим, но и практическим,
а именно: наглядно-образным или наглядно-действенным.
Практическое мышление требует меньших
усилий по сравнению с теоретическим,
восприятие образной информации, как правило,
легче восприятия символьной информации,
поэтому программы более высокого уровня
в состоянии обеспечить лучшее понимание
и усвоение учебного материала в процессе
открытого и дистанционного обучения.
Однако, чем выше уровень программы, тем
больше труда должно быть вложено в ее
создание, тем совершеннее должно быть
соответствующее аппаратное обеспечение. Перспективно
использование этой технологии в системе
открытого образования для развития пространственных
представлений, для организации тренировок
специалистов в условиях, максимально
приближенных к реальной действительности.
Поразительны примеры использования систем
«виртуальная реальность» в медицине
для обучения хирургов проведению сложных
операций, для задач реабилитации больных
с различными нарушениями.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения.
В той мере, в какой человек участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания. Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В любой педагогической деятельности как одно из средств активизации используется информационно-коммуникационная технология обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.
1. Гузеев, В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» / В.В. Гузеева - М.Центр «Педагогический поиск» 2004г.-230с.
2. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000г.
3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999г.
4. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007г.
5. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007г.
Информация о работе Информационно – коммуникационные технологии обучения