Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная действительность диктует такие условия, что мир современных информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью жизни человечества. Во время господства технического прогресса, когда владение информацией и беспроблемный доступ к ней становятся важнейшим инструментом любой человеческой деятельности, первостепенной задачей является научить подрастающее поколение правильно адаптироваться и жить в мире информации. В последнее время интересы личности ставятся во главу угла, а это значит, что человеку важно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, видеть проблемы, уметь их анализировать и решать не только не в ущерб себе, но и окружающим, уметь работать с информацией и, конечно, уметь грамотно общаться с окружающими его людьми. А, как известно, чтобы успешно претворить в жизнь последнюю из этих потребностей, современному человеку важно успешно владеть не только лишь одним родным языком.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Система применения ИКТ в образовании………………………......................................................................8
1.2 Информационные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. ………………………………………...10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
2.1 Особенности урока иностранного языка. ……………………………………………………………………………………14
2.2 Аспекты изучения английского языка. …………………………………………………………………..…..……………15
2.3 Специфика изучения иностранного языка на старшей ступени.…………………………………………………….……………………17
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
3.1 Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка……………………………….............................20
3.2 Использование видео в старших классах……………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 143.41 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: “ПЕДАГОГИКА”

по теме: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АНГЛИЙСКОМУ) В СТАРШИХ КЛАССАХ»

 

Выполнила студентка

2 курса группы 2591

Очной формы обучения

Якимова Анастасия Федоровна

Научный руководитель:

Морозова  Нонна Анатольевна

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики

 

 

МОСКВА, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.

1.1  Система применения ИКТ в образовании………………………......................................................................8

1.2 Информационные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. ………………………………………...10

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.

2.1 Особенности  урока иностранного языка. ……………………………………………………………………………………14

2.2 Аспекты изучения  английского языка. …………………………………………………………………..…..……………15

2.3 Специфика изучения  иностранного языка на старшей  ступени.…………………………………………………….……………………17

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

3.1 Формы работы  с компьютерными обучающими программами  на уроках иностранного языка……………………………….............................20

3.2 Использование  видео в старших классах……………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным критерием профессионального и личностного роста преподавателя является его непрерывное самообразование и самосовершенствование не только в профессиональном, но и в личностном плане, дабы с легкостью адаптироваться к новым веяниям нашей постоянно меняющейся действительности, успешно умея применять новые знания на практике, овладевая новыми формами и методами обучения.

Современная действительность диктует такие условия, что мир  современных информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью жизни человечества. Во время господства технического прогресса, когда владение информацией и беспроблемный доступ к ней становятся важнейшим инструментом любой человеческой деятельности, первостепенной задачей является научить подрастающее поколение правильно адаптироваться и жить в мире информации. В последнее время интересы личности ставятся во главу угла, а это значит, что человеку важно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, видеть проблемы, уметь их анализировать и решать не только не в ущерб себе, но и окружающим, уметь работать с информацией и, конечно, уметь грамотно общаться с окружающими его людьми. А, как известно, чтобы успешно претворить в жизнь последнюю из этих потребностей, современному человеку важно успешно владеть не только лишь одним родным языком.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой  иностранных языков, коммуникативная  компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, - дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей, видеоматериалов и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

Таким образом, объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию и развитию коммуникативной компетенции с помощью ИКТ.

Предмет исследования - использование ИКТ при обучении английскому языку учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования - использование ИКТ на уроках английского языка будет способствовать формированию и развитию мотивации учебной деятельности, коммуникативной компетенции, а также повышению качества и уровня обученности учащихся.

Исходя из всего сказанного, ставлю перед собой следующие цели исследования: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Образование - одна из важнейших  составляющих культурной жизни человека, без которого в современном мире последнему очень сложно найти применение себе и своим умениям. В настоящее время наша система образования серьезно меняет свой курс. Процесс построения открытого общества в России и вхождение ее в мировое сообщество, в том числе и в образовательной сфере, ведет к коренной модернизации национальной образовательной системы. В настоящее время ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, в котором первое место на пьедестале занимает человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы, знаний и ответственности. Это означает, что выпускнику современной школы, выйдя из ее стен, предстоит жить в постоянно меняющихся условиях. Поэтому он должен быть вооружен, прежде всего, не объемом полученных в школе знаний, а умением, способностью адаптироваться, меняться, развиваться. А это означает, что он должен:

  • Быть мудрым хозяином процесса своей жизни;
  • Быть творцом своей культуры, в том числе и внутренней, постоянно пополняя и обогащая ее запасы;
  • Оставаться неравнодушным к историческим процессам, событиям, происходящим в обществе.
  • Должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. [22], [23]

Новые информационные технологии способны стать именно тем средством, при помощи которого сознание ребенка  приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию с  помощью компьютера, приводит к воспитанию системного, программированного мышления, в котором культурные, нравственные ценности превалируют в создании и реализации новых технологий.

Неслучайно в перечень задач, необходимых к решению, согласно концепции модернизации школьного  образования, входят следующие пункты:

  • Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются основой для новых знаний.
  • Сфокусировать внимание педагогов на формировании навыка самостоятельной работы обучающихся
  • Обеспечить в старшей школе возможность выбора образовательных программ (переход к профильной направленности обучения). Увеличить время на внеурочную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
  • Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, социология, менеджмент).
  • Обеспечить базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационно- коммуникационных технологий. [20]

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  средней школе. Это не только новые  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новое  видение самого процесса обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя  в школьном коллективе, так как  преподавание ведется на современном, более высоком уровне, другими  словами, учитель находится «на  одной волне» со своими подопечными. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные навыки и успешно применяющего их в своей деятельности. [22]

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. [21]

В настоящее время очень  важно уметь оперативно находить информацию, опираясь на различные  источники, грамотно пользоваться ей и  создавать ее самостоятельно. Повсеместное использование ИКТ открывает  для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета, а  также в значительной степени  облегчают его работу, повышают эффективность  обучения, позволяя улучшить качество преподавания и успешное усвоения полученных знаний обучающимися.

В «Словаре методических терминов»  под авторством Э.Г. Азимова и  А.Н. Щукина дается следующее определение  информационным технологиям – это  «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с  помощью компьютеров и компьютерных линий связи». [21]

На сегодняшний день определение  информационно-коммуникационных технологий несколько расширено, что является следствием постоянного роста и  развития потребностей современного человека. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на настоящий момент – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная  почта, сотовые и спутниковые  технологии, сети беспроводной и кабельной  связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». [22]

 

 

 

 

 

 

1.1 Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ обычно делят на четыре этапа:

1 этап: Сбор учебного материала,  требующего конкретной подачи, анализ  образовательной программы, анализ  тематического планирования, выбор  тем, выбор типа урока, выявление  специфики материала урока данного  типа;

2 этап: Подбор и создание  информационных продуктов, подбор  готовых образовательных медиа-ресурсов, создание собственного информационного продукта (с целью презентации, обучения, тренировки или контроля);

3 этап: Применение информационных  продуктов на уроках разных  типов, применение во внеклассной  работе, применение при руководстве  научно -исследовательской деятельностью учащихся.

4 этап: Анализ эффективности  использования ИКТ, изучение динамики  результатов, изучение итогов  по предмету. [22]

 

  Все средства ИКТ,  применяемые в системе образования  можно разделить на два типа: аппаратные и программные. 

1) К аппаратным  средствам относят:

  • Компьютер - универсальное многозадачное устройство обработки информации.
  • Принтер – устройство вывода информации, фиксирующее ее на бумаге.
  • Проектор -  устройство вывода информации, повышающее уровень наглядности в работе учителя, а также предоставляет возможность представлять учащимся продукт своей деятельности всему классу.
  • Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации – фото-видео-аудиоаппаратура дает возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, совершенствуя тем самым свои навыки овладения иностранными языками.
  • Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить основные принципы работы в сфере автоматического управления.
  • Внутриклассная и внутришкольная сеть обеспечивает свободный доступ к общей сетевой папке, позволяя работать оперативно, тем самым улучшая процесс деятельности
  • Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

 

2) Программные  средства:

  • Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
  • Источники информации – электронные энциклопедии на электронных носителях, различные информационные и поисковые сайты в сети Интернет.
  • Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты и трансформации с этими моделями.
  • Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, манипуляции с графическими объектами на экране и пр.
  • Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
  • Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
  • Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области. [22], [23]

Информация о работе Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе