Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная действительность диктует такие условия, что мир современных информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью жизни человечества. Во время господства технического прогресса, когда владение информацией и беспроблемный доступ к ней становятся важнейшим инструментом любой человеческой деятельности, первостепенной задачей является научить подрастающее поколение правильно адаптироваться и жить в мире информации. В последнее время интересы личности ставятся во главу угла, а это значит, что человеку важно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, видеть проблемы, уметь их анализировать и решать не только не в ущерб себе, но и окружающим, уметь работать с информацией и, конечно, уметь грамотно общаться с окружающими его людьми. А, как известно, чтобы успешно претворить в жизнь последнюю из этих потребностей, современному человеку важно успешно владеть не только лишь одним родным языком.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Система применения ИКТ в образовании………………………......................................................................8
1.2 Информационные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. ………………………………………...10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
2.1 Особенности урока иностранного языка. ……………………………………………………………………………………14
2.2 Аспекты изучения английского языка. …………………………………………………………………..…..……………15
2.3 Специфика изучения иностранного языка на старшей ступени.…………………………………………………….……………………17
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
3.1 Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка……………………………….............................20
3.2 Использование видео в старших классах……………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 143.41 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Информационные технологии в обучении иностранным языкам  

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  средней школе. Это не только новые  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной  культуры школьников, обучение практическому  овладению иностранным языком [8].

Задача учителя состоит  в том, чтобы создать условия  практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать  такие методы обучения, которые позволили  бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. [10], [6].

Существующие сегодня CD-ROM-диски, как известно, позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению он может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при изучении грамматических явлений – может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является малоэффективным. Конечно, в настоящее время, созданы компьютерные программы, поддерживающие уже существовавшие ранее курсы изучения иностранных языков, например, "Reward". Обучение по таким программам проводится в определённой системе. Но не каждая школа сегодня может позволить себе приобрести такие дорогостоящие учебники и СD-ROM-диски к ним. Многие школы использую на уроках такие компьютерные программы, как Triple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello, America!", "Bridge to English", "Professor Higgins", "English for communication","Говорящий оксфордский словарь" и другие. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке, как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтению и письму, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут [11].

Требуется немало времени, чтобы  изучить компьютерные программы  обучения английскому и немецкому  языкам и выбрать материал, соответствующий  школьным программам для разного  возраста. Не всегда есть возможность  применить эти программы в  школе. Но эти уроки отличаются своим  разнообразием, повышенным интересом  учащихся к иностранному языку, эффективностью. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет  свои умения, азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов [2].

Бытуют опасения, что техника  может вытеснить учителей. Некоторые  учителя скептически относятся  к такой методике: “Зачем это  нужно? Имеется много новых учебных  пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто  не научит”. Возможно, они правы. Но никто не говорит о замене «живого учителя электронным». Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание с их помощью можно уделить детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на электронных носителях или через Интернет [2], [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  изучения языка в старших классах  

 

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в  школе является актуальной. Перед  преподавателями иностранного языка  стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать  в межкультурной коммуникации. Важно  формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т. к. без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому очень важно иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками [4].

Те, кто занимаются изучением  иностранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для того чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формы  урока, которые будут наиболее способствовать этому.

Исследования и опыт педагогов-новаторов  показали, что для поддержания  плодотворной и эффективной деятельности учащихся вполне целесообразно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т. п. Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации о культуре страны, изучаемого языка, совершенствуется социокультурная компетенции учащихся [23].

Почему мы говорим о  том, что необходимо применять данные методы обучения? Дело в том, что  во время, например, видео-урока осуществляется приобщение школьников к культуре стран  изучаемого языка посредством погружения их в атмосферу взаимоотношений  носителей языка с демонстрацией  особенностей их мимики и жестов.

 

2.1 Особенности  урока иностранного языка 

 

У урока иностранного языка  своя специфика, которую учитель  иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным  языком считается приобщение к иной культуре и участие в так называемом «диалоге культур». Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [14].

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; 
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания [23].

При гуманистическом подходе  к обучению исчезают характерные  для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой  учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также  речевого задания для организации  коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное  обучение включает формирование коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для  такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий [9].

 

2.2 Аспекты изучения  английского языка 

 

Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспектов изучения языка. Это значит, при обучении будет важно не только достижение качественных результатов в овладении иноязычным общением, но и поиск реального выхода на иную культуру и его носителей.

Речь идет не просто о  знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о  практическом владении языком и, следовательно, о развитии «прагматической межкультурной  компетенции».

В государственном стандарте  уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. В этой связи необходимо придерживаться принципа: «только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека». (Е. И. Пассов) [14].

Обоснуем выбор именно этих психологических аспектов:

1. В настоящее  время на первый план выходят прагматические потребности человека. Относительно обучения иностранному языку это: удовлетворение прагмалингвистических потребностей человека, таких как возможность выехать за рубеж, посредством использования социокультурных  и страноведческих знаний, что является довольно мощным психологическим фактором при изучении иностранного языка в наше время.

2. Мотивационный аспект  имеет решающее значение также  и для активизации всех психологических  процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного  материала. Для этого необходимо  повышать уровни мотивации, способствуя  развитию познания и интеллектуальной  деятельности у учащихся, стремясь  в конечном итоге к повышению эффективности процесса обучения.

Выбор именно старшего школьного  возраста обусловлен тем, что старшеклассники  во многом могут считаться уже  сформировавшимися и зрелыми личностями, т. е. при учитывании именно этого возраста во многом можно «не делать скидку на детство», рассматривая личность во всей ее многогранности [5], [10].

 

2.3 Специфика изучения  иностранного языка на старшей ступени  

 

Специфика иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения:

- роль ИЯ как учебного  предмета в современной образовательной  системе;

- специфика обучения ИЯ  на старшей ступени средней  общеобразовательной школы, основные  цели и задачи;

- использование проектной  методики с учётом специфики  обучения ИЯ на старшей ступени  обучения средней общеобразовательной школы [15].

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием  условий для интеллектуального  и духовно-нравственного развития учащихся, для подготовки интеллигентного  человека; для воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для  формирования у учащихся широкого и  гуманного взгляда на мир.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным  дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач.

ИЯ является деятельностным учебным предметом, который обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающий прочную основу для формирования интеллигентного человека.

В целях обеспечения непрерывности  языкового образования общеобразовательная  школа предоставляет учащимся, закончившим  базовый курс обучения в 9 классе, возможность  продолжить изучение ИЯ на старшем  этапе (10 – 11 классы).

Рассмотрим характерные  особенности обучения ИЯ на старшем  этапе. Согласно материалам сборника, содержащего комплект программно-нормативных  документов для 10 - 11 классов, таковыми являются:

1) более активное взаимодействие  всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);

2) использование аутентичных,  проблемных публицистических и  художественных текстов в качестве  источников информации, затрагивающих  актуальные темы современности;

3) большая инициативность  и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться  нестандартные ситуации общения;

4) основные виды диалогической  речи – свободная беседа, групповое  обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена  мнениями;

5) построение развернутых  собственных высказываний на  основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией  по поводу прочитанного или  услышанного. [11]

Информация о работе Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе