Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная действительность диктует такие условия, что мир современных информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью жизни человечества. Во время господства технического прогресса, когда владение информацией и беспроблемный доступ к ней становятся важнейшим инструментом любой человеческой деятельности, первостепенной задачей является научить подрастающее поколение правильно адаптироваться и жить в мире информации. В последнее время интересы личности ставятся во главу угла, а это значит, что человеку важно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, видеть проблемы, уметь их анализировать и решать не только не в ущерб себе, но и окружающим, уметь работать с информацией и, конечно, уметь грамотно общаться с окружающими его людьми. А, как известно, чтобы успешно претворить в жизнь последнюю из этих потребностей, современному человеку важно успешно владеть не только лишь одним родным языком.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Система применения ИКТ в образовании………………………......................................................................8
1.2 Информационные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. ………………………………………...10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
2.1 Особенности урока иностранного языка. ……………………………………………………………………………………14
2.2 Аспекты изучения английского языка. …………………………………………………………………..…..……………15
2.3 Специфика изучения иностранного языка на старшей ступени.…………………………………………………….……………………17
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
3.1 Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка……………………………….............................20
3.2 Использование видео в старших классах……………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 143.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом.

На завершающем этапе  обучения целесообразно использовать такую педагогическую технологию, которая  давала бы возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Применение учебных видеопрограмм

 

3.1 Формы работы  с компьютерными обучающими программами  на уроках иностранного языка  

 

1. Изучение лексики.

При введении и отработке  тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно  использовать компьютерные программы  “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе (демонстрация) - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

·  What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

·  What awful weather! - Какая ужасная погода!

·  Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?

·  What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?

·  It's windy! - Дует сильный ветер!

·  It's raining - идёт дождь

Учащиеся смотрят и  слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На II-м этапе (закрепление) идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе (контроль) проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении  лексики. Контроль тематической лексики  можно осуществлять индивидуально  посредством раздаточного материала, например, карточек. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:

    • Укажите правильный вариант перевода снег: tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
    • Какое из написанных слов является лишним по смыслу: winter, February, cool, december, November, January
    • Выберите самую подходящую фразу к данному слову - warm.

What awful weather!

It's windy!

Is it usually as hot as this?

It's too dark.

It's raiming.

    • Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow?

What awful weather!

It's windy!

It's raining.

I can't sleep.

Is it usually as hot as this?

What a beautiful day!

2. Отработка произношения.

Многие обучающие программы  предусматривают режим работы с  микрофоном. После прослушивания  слова или фразы учащийся повторяет  за диктором и на экране появляется графическое изображение звука  диктора и учащегося, при сравнении  которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука, максимально приближённого к образцу.  Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Программы можно использовать для фонетической разминки:

Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

Swan swim over the sea

A peck of pickled pepper Peter Piper picked.

Swim, swan, awim.

If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

Swan swam back again.

Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?

Well swum, swan.

 

3. Обучение диалогической  речи. 

Приведем пример работы с  диалогами компьютерной программы "Triple play plus in English". Из предложенных 12 диалогов, выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.

I - этап - знакомство с  диалогом.

·  What would you like to eat, Edith?

·  A meat sandwich!

·  Jean? Would you like a meat sandwich or a cheese sandwich?

·  A cheese sandwich, please, Peter.

·  Good evening.

·  Good evening.

·  We`ll have one meat sandwich and two cheese sandwiches…

·  ..and three teas, please.

·  One meat sandwich, two cheese sandwiches and three teas.

II - этап - разучивание диалога.

При наличии нескольких компьютеров  в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют  за диктором фразы, здесь же может  быть использован режим работы с  микрофоном.

III – этап – инсценирование диалога.

Учащиеся воспроизводят  диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап – это  контроль диалогической речи после  изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель  сам готовит карточки с описанием  ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы  и проявляя свою фантазию.

 

4. Отработка грамматических  явлений.

Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления. 

В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический  и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

Программа "English Gold" содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.

Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают  свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся. Например, ученик 11 класса в 1998 году создал компьютерную программу  с мультимедийными элементами, взяв за основу сборник тестов "Russtel Test", которую успешно защитил на районном конкурсе юных программистов Одинцовского района. Эта программа пользуется успехом у учащихся 8-11 классов. В 2001 году ученица 11 класса защитила на экзамене по информатике компьютерную программу "Тест по грамматике английского языка". Созданные учащимися программы используются на уроках иностранного языка наряду с другими компьютерными программами.

Итак, на этом примере мы видим, что информационные программы широко используются на уроках иностранных языков. Большой плюс применения таких программ – помощь в изучении многих аспектов языка [18].

 

 

 

 

3.2 Использование  видео в старших классах

 

Кроме упражнений, где главную  роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео  для изучения различных культурных и социокультурных явлений - видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и памятников, портретов выдающихся деятелей прошлого и настоящего, а также отрывки из художественных и документальных фильмов для интерпретации различных видов невербального общения - мимики, жеста, позы, видов физического контакта, стиля одежды. Однако в большинстве случаев вербальная часть видеоклипа будет играть решающую роль. Опираясь на различные видеоматериалы, учитель может предложить своим подопечным множество видов деятельности:

1. Предсказания (~ 20 минут).

  • Учитель выбирает подходящий отрывок из фильма и выписывает до десяти слов или фраз, которые дают ключ к происходящему, поведению персонажей и пр. Записывает эти слова и фразы на доске в том порядке, в котором они встречаются в программе.
  • Обсуждает с учениками, в какой ситуации могут встречаться эти слова.
  • Учащиеся в парах пишут сценарий, в котором будут использоваться эти слова и фразы. Пока они пишут, учитель обходит их, знакомясь с написанным, помогая, если это требуется.
  • Учитель выбирает несколько историй и зачитывает.       
  • Учащиеся просматривают отрывок и сравнивают свои истории с тем, что они увидели. Посматривают отрывок снова для того, чтобы уточнить детали.

Вариант: во время просмотра учитель останавливает запись и ученики дописывают конец. Этот вид задания тренирует восприятие на слух и письмо.

2. Внутренний монолог (30-45 минут).

  • Учитель выбирает отрывок, в котором ярко выражаются чувства или отношения людей, но очень мало или совсем нет диалога. Объясняет учащимся, что в отрывке, который они увидят, выражаются яркие чувства, но персонажи говорят мало. Учитель попросит их сочинить внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.
  • Учащиеся просматривают отрывок, если необходимо, - дважды.
  • Учащиеся работают в группах, обсуждая характер персонажа, его чувства и мысли. Затем они пишут монолог.
  • Каждая группа читает свой монолог всему классу.
  • Учитель показывает отрывок еще раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.

Этот вид задания тренирует письмо и говорение.

3. Времена года (10-15 минут)

  • Учитель выбирает отрывок, в котором смена времен года играла бы важную роль в развитии событий. Объясняет, что покажется отрывок, действие которого будет происходить в определенное время года. Просит класс вообразить, что изменилось бы, если бы это случилось в другое время года.
  • Учитель записывает на доске:

If the action took place in [season], what difference would there be in

• what the characters say

• what the characters are wearing

• what the characters do

• the story or situation as a whole?

  • Просмотр отрывка.
  • Вопросы обсуждаются в группах.         
  • Затем вопросы обсуждаются всем классом. При необходимости отрывок просматривается еще раз и продолжается обсуждение.

Этот вид задания тренирует говорение.

4. Анализ рекламы (30 минут)

  • Учитель выбирает один или несколько рекламных роликов, подходящих для ваших целей. Заготавливает достаточное количество копий таблички для всех учащихся.

См. Приложение 1.

  • Учитель раздает таблички учащимся и проверяет, все ли ясно, какого рода информация требуется, чтобы заполнить табличку.
  • Предупреждает класс, что сейчас будет показан рекламный ролик. Задача - заполнить табличку данными, которые они получат из ролика.
  • Ученики просматривают ролик при необходимости несколько раз.
  • Учащиеся заполняют табличку.
  • После того, как они закончат, учитель предлагает каждому сравнить свои ответы с ответами соседа.
  • Ролик демонстрируется еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты.

Вариант - если мало времени, класс делится на группы, и каждая группа отвечает за информацию на какую-то одну тему. Этот вид задания тренирует восприятие на слух и говорение.

 

 

 

5. Настоящие вопросы (15-20 минут)

  • Учитель выбирает отрывок из документального фильма или новостей, который представляет интерес для учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране (не за кадром).
  • Задает вопросы учащимся, что они знают о предмете, который освещается в новостях. Ответы записывает на доске.
  • Предлагает задать несколько (2-3) вопросов на эту тему.
  • Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту же тему.
  • Перед просмотром учитель предупреждает, что на некоторые вопросы в предлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут быть высказаны прямо, косвенно, или их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, на какие вопросы в отрывке будут даны ответы.
  • Учащиеся просматривают отрывок.
  • Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы.
  • На оставшиеся вопросы учитель предлагает найти ответы в виде домашнего задания или группового "проекта".

Вариант – учитель показывает начало отрывка и проверяется, что  все учащиеся поняли тему для обсуждения. Этот вид задания тренирует говорение.

6. Биографии (20-30 минут)

  • Учитель выбирает отрывок на 5-10 минут, в котором персонажи общаются между собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки по поводу того, кто эти персонажи, откуда они и пр. В том случае, если ученики уже хорошо понимают устную речь, можно показать им более длинный отрывок или целый фильм.
  • На доске записывает вопросы:

Информация о работе Использование ИКТ на уроках иностранного языка в старшей школе