Использование вариативных программ в музыкальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Использование вариативных программ в музыкальном образовании

Вложенные файлы: 1 файл

lekciya_3_ispolzovanie_variativnyh_programm_i_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Анализ  вариативных программ в воспитании и обучении дошкольников

 

Программа «Камертон»

 

Была издана в 1999 и 2001 годах Нижегородским гуманитарным центром. Экспертным Советом Министерства образования РФ в 2002 году программа «Камертон» была допущена к использованию в дошкольной практике России и в настоящее время подготовлена издательством «Просвещение» (г. Москва) к изданию в октябре 2003 года.

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для  нас больший интерес, поскольку  охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Ядром программы являются задачи освоения ребенком музыкального искусства через призму детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, то есть осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Термин «овладение деятельностью» взят неслучайно. Тем самым подчеркивается бережное отношение к личности ребенка. Главное - ребенок должен сам желать познакомиться с музыкальным искусством, освоить музыкальную деятельность, а педагогу необходимо помочь ему в ее овладении. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления, стимулирование желания самостоятельно (в любом возрасте) включаться в музыкально-творческую деятельность.

Она разработана на основе теоретических положений отечественной  школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.

 

В программе учтены и  представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

  • она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
  • заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
  • учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка

Данная программа  представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.

В каждой возрастной ступеньке  выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях. Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам.

На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир  природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Э. П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах.

С четвертой ступени  добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников  и взрослых. Что же касается реализации данной программы, то автор отсылает нас к учебному пособию О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили «Методика музыкального воспитания» (М., 1994).

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические  принципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства.             

 Основными из них  являются:

• принцип  культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классического и современного;

• принцип  последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой задачи музыкального образования детей (1-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

• принцип  тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;

• принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;

• принцип  деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов, личностных новообразований.  А при освоении детьми программы подразумевается учет других принципов:

• принцип  системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия - музыкальное развитие ребенка;

• принцип  развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

• принцип  гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;

• принцип  учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.

 

Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерных конспектов занятий не дает возможности педагогам более широко применять данную программу на практике. Что касается предлагаемого репертуара, то, конечно, бросается в глаза ограниченное количество классической музыки при развернутом репертуаре детской музыки советских композиторов. Определенную трудность для педагога будет представлять поиск данного музыкального материала, поскольку автор не ограничивается произведениями, используемыми во всех программах.

 

Концепция программы  направлена на преодоление:

•рассогласования цели и задач  музыкального образования с его  содержанием, которое, прежде всего, в основе своей должно быть сориентировано на сущность музыкального искусства и природу ребенка;

• рассогласования задач приобщения детей к различным видам детской музыкальной деятельности и нахождение основы для их интеграции, поскольку все виды музыкальной деятельности в совокупности представляют единое разноликое музыкальное искусство;

•рассогласования основ  как эстетических, так дидактических и психологических для выстраивания логики подбора музыкального репертуара для детей различного возраста (от рождения до 7 лет);

•дисбаланса воспитательных, обучающих и развивающих задач  в музыкальном образовании детей;

•отчуждения музыки от ребенка, а самого ребенка от музыки.

 

Основными положениями концепции  являются:

• самоценность музыкального искусства, помогающего ребенку познать  мир и самого себя в этом мире;

• опора музыкального образования детей на закономерности самой музыки, обуславливающих педагогическую технологию музыкального образования детей, построенную на единстве принципов музыкальной педагогики и общей дидактики;

• неразрывное единство видов музыкальной деятельности: восприятие – исполнение- творчество, представляющих логику развертывания музыкальной деятельности, что является условием существования музыкального искусства в целом;

• содержание музыкального образования  как содержание триединого целостного процесса (обучение, воспитание, развитие), характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека (В.С. Леднев). На основе каких принципов создана программа?

В основу разработки содержания программы  взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства.             

 Основными из них являются:

• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классического и современного;

• принцип последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой задачи музыкального образования детей (1-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;

• принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;

• принцип  деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов, личностных новообразований.  А при освоении детьми программы подразумевается учет других принципов:

• принцип  системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия - музыкальное развитие ребенка;

• принцип  развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

• принцип  гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;

• принцип  учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

 

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

В программе О. П. Радыновой  «Музыкальные шедевры» автором впервые  создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраст, воплощающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей с разнообразными видами детской деятельности.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение  детей к проявлениям различных  форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Детям  с трудом даётся  усвоение раздела «слушание музыки»,  им тяжело воспринимать и понимать классическую музыку и это понятно почему, наши дети не имеют возможности ходить в театр, в филармонию, слушать живое исполнение музыки

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма).

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры

 

Информация о работе Использование вариативных программ в музыкальном образовании