Использование здоровье сберегающих технологий на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:33, статья

Краткое описание

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Начальная школа – это фундамент всего образования. На сколько прочен будет этот фундамент, на столько и прочны станут его дальнейшие успехи.

В 2005 году в первый класс нашей школы поступило 6 человек. Из них только 2 ребёнка имели 1 группу здоровья (33 %).

Процесс обучения в современных условиях требует от ребёнка максимальных усилий. Естественно встает вопрос:
Как организовать учебный процесс, чтобы дети прочно усвоили знания и избежали пика усталости от занятий?
Как не навредить и без того слабому здоровью ребёнка?
Какие педагогические технологии помогут избежать перегрузки?

Вложенные файлы: 1 файл

ispolsovanie SST v nach.scool.doc

— 8.24 Мб (Скачать файл)

 

       
       
 

   
       

4. «Погляди в окно».

На стекло окна в разных местах крепятся предметные рисунки: осенью-листья, зимой-снежинки, весной-цветы, бабочки. Задание: переводить взгляд с одной картинки на другую, затем вдаль за стекло.

 

УПРАЖНЕНИЯ  НА  РЕЛАКСАЦИЮ

1.Роняем руки.

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя (ведущего) снимают напряжение в руках и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются (как верёвочки),  пока не останавливаются. Упражнение повторяется.

2. Стряхиваем воду с пальцев.

И.П. – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрыми и непрерывными движениями предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Полезно предложить сначала крепко сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу между напряжением мышц и расслаблением.

 

 

3. Сбрасывание плеч.

Как можно выше поднять плечи, затем свободно опустить их в нормальное положение.

4. Куклы.

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведённых в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым  коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают  и обвиваются вокруг корпуса.

 

ПРОФИЛАКТИКА  ПЛОСКОСТОПИЯ.

1. Балерина.

Сидя, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

 

2. Весёлые ножки.

Сидя, выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой.

3. На пляже.

Изображать, как захватывают пальцами ног песок на пляже.

4. Очень трудно так стоять.

Дети стоят на одной ноге, другая подогнута. Руки стороны. Потом меняют.

5. Поочерёдное поднимание носков и пяток. Разведение носков и пяток.

6. Пружинки: поднимание на носках (не выше 2-3 см).

 

 

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 1. КОМПЛЕКС

Упражнения выполняются стоя около парты.

1. Потягивание, руки подняты над головой, кисти  сцеплены в замок” - вдох; руки опускаются, выдох.

2. Ногу отставить  в сторону на носок, руки за  голову - вдох, опуская руки и приставляя  ногу выдох.

3. Руки вытянуты  вперед, кисти расслаблены и опущены вниз. Приседая, руки вниз - выдох, выпрямляясь, руки назад, поднимаются на носки - вдох.

4. Прыжки  на месте на носках, руки на поясе.

5. Руки в  стороны, повороты туловища и  головы попеременно вправо и влево.

б. Поднимая руки вверх, прогнуться назад – вдох, затем наклониться вперед, держа руки на поясе, - выдох.

7. Ноги расставить  на ширину плеч, руки перед  грудью. Попеременно отводя то  левую, то правую руку в сторону, делать вдох, опуская руки - выдох.

Каждое упражнение повторять б раз.

Перед началом и в конце занятий - спокойная ходьба на месте.                                                                                                                                                           

 

 

2. КОМПЛЕКС

Упражнения выполняются сидя.

1. И. П. — руки за головой. 1-опустить предплечья, кисти к плечам 2-руки вниз, расслабить; 3-голову на грудь, живот втянуть.

2. И. П. — ноги на носки, руки в стороны. 1-пальцы врозь, кисти напряжены; 2-руки вверх, кисти в кулак, ноги напрячь; 3 - руки вниз, расслабить; 4 встряхнуть руками и ногами.

3. И. П. — руки на пояс, ноги на носки. 1 4 круговые движения предплечьями и плечами вперед, коленями наружу; 5-8 - то же назад и внутрь.

4. И. П. сидя, закрыв глаза. 1 — посмотреть на кончик носа; 2 — посмотреть вдаль; 3-4 — закрыть глаза и слегка надавить кончиками пальцев на веки. Каждое упражнение повторяют 5-б раз.                                             

 

3. КОМПЛЕКС

Упражнения выполняются  сидя

1. И. П. — руки на парте. 1 руки вверх; 2-полуповорот туловища вправо; 3-1- - И.П. (3-4 раза в каждую сторону).

2. И. П. —  голова прямо, руки на поясе. 1 - наклон головы вперед; 2 И. П.; З - наклон головы назад; 4 И. П.; 5 - наклон  головы назад; 4 - ИП.; 5 - наклон головы вправо;

Б. – И. П.; 7 наклон головы влево; 8 И. П. (2-3 раза в каждую сторону).

3. И. П. —  руки вперед. 1 - пальцы рук сжать  в кулак; 2 - разжать (6-8 раз).

 

 

4. КОМПЛЕКС

Упражнения выполняются стоя около парты.

1. И. П. -  основная стойка. (ОС.) 1 – присесть, руки вперед;

2 – И. П. (4-6 раз).

2. И.П. - ОС. 1 - наклон вправо, левая рука вверх; 2 – И. П.; З - наклон влево, правая  рука вверх 3-4 раза в каждую  сторону.

3. И. П. —  О. С. 1 - поднять левую ногу, согнутую  в колене;

2. И. П.; З - поднять  правую ногу, согнутую в колене; 4 И. П. (4 - 5 раз каждой ногой).

 

5. КОМПЛЕКС

1 Ходьба  на месте.

2. И. П. -  О. С. 1 руки в стороны; 2 - руки вверх, потянуться; З - руки в стороны; 1-руки  вниз (6 - 8 раз)

3. И. П. -  О. С., руки на пояс. 1-наклон вправо, левую руки вверх; 2-ИП.; З — тоже в другую сторону (6 - 8 раз в каждую в сторону).

4. И. П. -  стойка ноги врозь, руки на  поясе. 1-4 — круговые движения  туловища в правую сторону; 5 8 — тоже в левую сторону (5 - 6 раз в каждую сторону).

5. ИП. —  стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-орисесь на левой. руки вперед; 2-ИП.; 3- 1 — тоже с другой ноги 5-6 раз с каждой ноги

6. Ходьба  на месте с изменением темпа.

6. КОМПЛЕКС

1. Ходьба  на месте.

2. И. П. -  О. С. 1-шаг вправо, руки к плечам; 2-3 - подняться на носки, руки вверх: 4-МП. То же в другую сторону (6-8 раз в каждую сторону).

З. И.П. — О.С., руки на пояс. 1 - наклон головы вперед; 2 - ИП.; 3-наклон головы назад;

4 – И. П.; 5 - наклон головы вправо; б - ИП.; 7 наклон головы влево; 8 – И. П. (4-5 раз в каждую сторону).

4. И. П. —  О. С., руки на пояс. 1-4 - круговые  движения туловищем (4-5 раз в каждую  сторону).

5. И. П. —  О. С. 1 присесть руки вперед; 2 - правую  ногу вперед; 3-4 - И.П. То же с  другой ноги (5-6 раз с каждой  Ноги).

б. ИП. ОС., руки на пояс. 1 - присесть; 2 - поворот туловища вправо: 3-4 — И.П. То же в другую сторону (5-6 раз в каждую сторону).

7. И.П. —  ОС., руки на пояс. 1-выпад правой  ногой вперед;

2 - И.П.; 3 4 —  то же другой ногой (5-6 раз с  каждой ноги).

8. Ходьба  с изменением темпа движения  и с поворотом на месте.

Комплекс физкультминуток на уроках труда

1. И. П. - основная  стойка. Развести руки в сторону, поднять их вверх, отвести назад, хлопнуть в ладоши. Подняться  на носки - вдох. Развести руки  в стороны,

опустить их вниз - выдох.

2. И. П. — развести руки в стороны ладонями вверх. С силой согнуть правую руку в локте, кисть сжать, посмотреть в левую сторону. Сделать то же в другую сторону.

3. И. П. руки  на поясе, ноги вместе. Отставить  правую ногу в сторону на  носок, руки поднять вверх. Сделать пружинящий наклон вправо. Вернуться в И.П. То же сделать в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

4. И. П. —  ноги врозь, руки к плечам. Сделать  поворот влево, руки развести  в стороны. Вернуться в ММ. Сделать  то же в другую сторону.

5. И. П. —  ноги врозь, руки на поясе. Отклониться назад, прогнуться (ноги прямые). Вернуться в ИП. Повторить 5-6 раз.

6. МП. стать  прямо, руки поднять к плечам. Вращать согнутыми в локтях руками.

 

 

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ.

ОФТАЛ ЬМОТРЕНАЖ

Для профилактики зрительного утомления. возникновения и прогрессирования миопии (близорукости) физкультминутки проводятся в середине каждого урока в течении 2-3 минут. Физкультминутка способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах. Предлагаемые комплексы разработаны МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца.

1. КОМПЛЕКС

1. И. П. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И.П. —  сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить  глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. И. П. —  сидя, руки на поясе. Повернуть  голову вправо, посмотреть на  локоть правой руки повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.

4. И. П. сидя. Смотреть прямо перед собой  на классную доску 2-3 секунды. Поставить  руку по средней линии лица  на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец указательного пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. И.П. —  сиди, руки вперед. Посмотреть на  кончики пальцев, поднять руки  вверх (вдох), следить глазами за  руками, не поднимая головы, руки опустить. выдох. Повторить 4-5 раз.

6. И. П. —  сидя, руки на парте. Прикрывать  веки и при закрытых глазах  посмотреть вверх, вниз, вправо, влево. Повторить 5-6 раз, затем открыть глаза.

Поднимание согнутой ноги

1. И. П. Сидя  на кончике стула, отодвинутом от стола на 50- 6О см. опираясь спиной о спинку стула, распрямить ноги и поставить стопы на пол - вдох.

2. Согнуть  в колене одну ногу, руками  обхватить голень и подтянуть  колено к груди, напрячь при  этом мышцы живота - выдох. Повторить  все с другой ноги.

 

Варианты поднимания согнутых ног.

1. И. П. То  же - вдох.

2. Согнуть  в коленях и подтянуть к  груди обе ноги, напрягая мышцы  брюшного пресса и обхватывая  руками голени (‘сгруппироваться”) выдох.

Или

1. И. П. - Стоя. Руки за голову, локти отведены  в стороны - выдох.

2. Поднять  ногу, согнутую в колене, до уровня  пояса. Коснуться колена локтем  противоположной руки, скручивая  корпус-выдох. Повторить из исходного  положения все с другой ноги  и руки.

 Повторить упражнение с подниманием  согнутой ноги 4-8 раз в среднем темпе.

Наклоны туловища с поворотом.

1. И.П.- Сидя  на кончике стула, опираясь спиной  о спинку стула, или стоя. Кисти  к плечам, ноги прямые - вдох.

2. Наклониться  вперед, правым локтем коснуться  колена левой ноги (ноги не  сгибать) - выдох.

Повторить все из исходного положения в другую сторону. Выполнять упражнения 4-6 раз в среднем или медленном темпе.

 

Наклоны туловища в стороны

Исходное положение - сидя на стуле или стоя возле стула, руки на поясе.

1. Наклонить  туловище влево, голову повернуть  направо, правую руку за голову- выдох.

2. Вернуться  в исходное положение - вдох.

З. Наклонить туловище вправо, голову повернуть налево, левую руку за голову - выдох.

4. Вернуться  в исходное положение – вдох. Повторить в медленном темпе 3-4 раза

 

 

Расслабление мышц

Исходное положение - сидя на стуле, ноги вытянуть и поставить пятки на пол - вдох.

На счет 1, 2, 3 — последовательно расслабить мышцы туловища, рук, ног - выдох.

На счет 4 — исходное положение - вдох.

Повторить 3-4 в медленном темпе.

Упражнение для пальцев

Исходное положение - сидя на стуле или стоя возле стула, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак.

1. Разжать  пальцы без напряжения.

2. Сжать  пальцы в кулак без напряжения.

3. Повторить  в среднем темпе, дыхание ровное.

 

Перегруппировка веса тела

Исходное положение - сидя на кончике стула, опираясь спиной о спинку стула.

1. Перегруппировать  вес тела на левую часть-выдох.

2. Исходное  положение расслабить мышцы - вдох.

3. Перегруппировать  вес тела на правую часть  выдох.

4. Исходное  положение - расслабить мышцы - вдох.

Повторить 3-1 раза в медленном темпе, дыхание глубокое.

 

Упражнение для шеи

Перекатывание головы с максимальным расслаблением мышц шеи (голова “катится” по корпусу) сначала к левому плечу, потом к правому плечу (очень медленно, не более 4 раз), мышцы лица расслаблены, подбородок касается груди.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учеб.пособие. Калининград. 1995 г.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. «Вако». 2007 г.
  3. Ильющенков В.В., Береснева Т.А. Здоровье и образование. СПб.1993 г.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.М. «ВАКО».   2004 г.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М. «ВАКО».2007 г.
  6. Ковалько В.И. Школа физминуток. М. «ВАКО». 2005 г.
  7. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М. «Глобус».2007 г.
  8. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. Мн. НИО.2000 г.
  9. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Волгоград. Учитель. 2007 г.

 

 

    


Информация о работе Использование здоровье сберегающих технологий на уроках в начальной школе