Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых ситуаций при обучении фонетике на уроках английского языка в 7 классе.Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Определить особенности формирования фонетических навыков на уроках английского языка.
3.Обосновать использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
4. Разработать конспект уроков английского языка в 7 классе с использованием игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка………………………………………………………………………………
1.1 Формирование фонетических навыков на уроках английского языка.. 6
1.2 Игровые ситуации на уроках английского языка………………………10
1.3 Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков в 7 классе……………………………………………………………… 14
Выводы по I главе…………..…………………………………………… …….27
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе……………………………………………………………………………..28
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика….28
2.2. Апробация использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе …. 32
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики ……………………….37
Выводы по II главе………………………………………………………….…...40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………...
Таким образом, игровые ситуации должны включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку, это позволит значительно облегчить восприятие английской речи и будет способствовать формированию фонетических навыков.
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе
2.1. Цели и задачи опытно-
Цель опытно – практической работы: апробировать использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе.
Задачи опытно – практической работы:
Апробация проходила на базе МБОУ «БЛИ №3» города Стерлитамака. Директор Ахметова Г. А. В школе находится 5 кабинетов иностранного языка. Эксперимент проходил в подгруппе 7 «А» класса.
Список учеников, участвующих в эксперименте: Юлий С., Борис В., Владимир К., Геннадий М., Данис К., Данил З., Ирик А., Ильдус Д., Кирилл Я., Константин Л., Лев С., Азат Н.
Проведение данного этапа
Для проведения диагностики уровня обученности английскому языку в 7 классе была использована методика В.П. Кузовлева.
Для достижения поставленной цели учащимся было предложено прочитать текст и составить диалоги на тему «Здоровый образ жизни». Главным объектом контроля в этой диагностике являются коммуникативные умения, так как именно они свидетельствуют об обученности английскому языку.
Данная диагностика нацелена на проверку произносительной стороны речи и решения коммуникативной задачи. Она проводится в форме диалога ученик - ученик, поэтому учащиеся делятся на группы по 4 человека. В классе 12 человек, следовательно, 3 группы.
Кузовлев В.П. предлагает оценивать уровень обученности английскому языку по специальным критериям:
Максимальный балл за задание -15:
12 -15 высокий уровень обученности английскому языку;
8 - 11 средний уровень обученности английскому языку;
0 - 7 низкий уровень обученности английскому языку;
Таблица№1
Таблица уровня обученности английскому языку учащихся 7 класса
баллы |
Критерии оценивания | ||||
К1 Содержание |
К2 Взаимодействие с собеседником |
К3 Лексическое оформление речи |
К4 Грамматическое оформление речи |
К5 Произношение | |
3 |
Задание полностью выполнено: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме, социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения |
Демонстрирует способность логично и связно вести беседу: начинает, при необходимости ,и поддерживает ее с соблюдением очередности при обменен репликами, проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу, в случае сбоя. |
Демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче. |
использует грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически не делает ошибок. |
Речь звучит в естественном темпе, учащийся не делает значительных фонетических ошибок. |
2 |
Задание выполнено: цель общения достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме, в основном социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения. |
В целом демонстрирует
способность логично и связно
вести беседу: начинает, при необходимости,
и в большинстве случаев |
Демонстрирует достаточный
словарный запас, в основном соответствующий
поставленной задаче, однако наблюдается
некоторое затруднение при |
Использует структуры, в
целом соответствующие |
Речь понятна: в целом соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает фонематических ошибок, все звуки в потоке речи произносит правильно, может иметь легкий акцент. |
1 |
Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения в ограниченном объеме. |
Демонстрирует неспособность логично и связно вести беседу: не начинает и не стремится поддерживать ее, не проявляет инициативы при смене темы, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте; в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника. |
Демонстрирует ограниченный
словарный запас, в некоторых
случаях недостаточный для |
Делает многочисленные ошибки или допускает ошибки, затрудняющие понимание. |
В основном речь понятна: не допускает фонетических ошибок, звуки в потоке речи в большинстве случаев произносит правильно, однако в интонационном рисунке прослеживается влияние родного языка |
0 |
Задание не выполнено: цель общения не достигнута. |
Не может поддерживать беседу. |
Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи. |
Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи. |
Речь почти не воспринимается на слух из-за большого кол-ва фонемат-ских ошибок и неправильного произнесения отдельных звуков. |
Результаты первичной диагностики были занесены в следующую таблицу:
Таблица№2
Результаты диагностики уровня обученности английскому языку
в 7 «А» классе
Имя ученика |
Содержание |
Взаимодействие с собесед. |
Лексич. оформление речи |
Грамм. оформление речи |
Произносит. сторона речи |
Общее Кол-во баллов |
Уровень обученности И.Я. |
Азат Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
12 |
В |
Борис В. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
В |
Владимир К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
С |
Геннадий М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
В |
Данис К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
В |
Данил З. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Н |
Ирик А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
С |
Ильдус Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
В |
Кирилл Я. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
С |
Константин Л. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
С |
Лев С. |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Н |
Юлий С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
С |
Из таблицы №2 видно, что 5 учащихся, а именно: Азат Н., Борис В., Геннадий М., Данис К., Ильдус Д. имеют высокий уровень обученности английскому языку. Учащиеся проявляли речевую инициативу для решения поставленных коммуникативных задач, у них присутствовала адекватная естественная реакция на реплики собеседника; речь звучала в естественном темпе, учащиеся не делали значительных фонетических ошибок; лексика была адекватна ситуации, наличие редких грамматических ошибок.
Средним уровнем обученности владеют 5 учеников: Константин Л., Ирик А., Кирилл Я., Юлий С., Владимир К. Коммуникация учащихся была затруднена; в отдельных словах были допущены фонетические ошибки; лексико-грамматические ошибки заметно влияли на восприятие речи учащихся.
Лев С., Данил З. обладают низким уровнем обученности английскому языку. Учащиеся не проявляли речевой инициативы, коммуникация была существенно затруднена; речь воспринималась с трудом из-за большого количества фонетических ошибок; словарный запас недостаточен для решения коммуникативной задачи.
В целом у учащихся 7 «А» класса уровень обученности английскому составляет 71%.
Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – воспроизведение – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Второй уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Третий уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Тест для определения
Таблица №3
1. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу… |
I уровень - воспроизведение |
2. Отчего, почему, зачем, в связи
с чем, установи причинно- |
II уровень - понимание |
3. Выполни по образцу, по |
III – уровень умений (репродуктивных) |
Выполнено |
Оценка | |
1 задание |
|
«3» |
1, 2 задания |
«4» | |
1, 2, 3 задания |
«5» |
Ученик выбирает для себя вариант
выполнения работы. По результатам
работы учитель заполняет
Таблица №4
Ф.И. |
Полностью и правильно выполнены задания |
Выводы | ||||
Уровни обученности | ||||||
различение |
запоминание |
понимание |
умение |
перенос | ||
Азат Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
В |
Борис В. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
В |
Владимир К. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
С |
Геннадий М. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
В |
Данис К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
В | |
Данил З. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Н |
Ирик А. |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
С |
Ильдус Д. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
С |
Кирилл Я. |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
С |
Константин Л. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
С |
Лев С. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Н |
Юлий С. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
С |
Из таблиц 4 видно, что с высоким уровнем обученности 4 ученика, со средним уровнем обученности 6 учеников, и 2 ученика имеют низкий уровень.
2.2 Апробация использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе
Тема: «Travelling with adjectives»
Цель урока: формирование произносительных навыков, развитие фонематического слуха.