Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
 изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
 выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
 проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
 выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет... 6
1.1. Особенности речевого развития детей раннего возраста 6
1.2. Речевые нарушения в раннем возрасте 12
1.3. Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Анализ организационно-методического аспекта использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. 24
2.1. Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 23
2.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста 25
Заключение 28
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

Университет им. К.Д. Ушинского»

 

Кафедра  логопедии

Специальность  050700.62 «Логопедия»

 

Курсовая  работа

 

На тему: «Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения  у детей 2-3 лет»

 

 

Выполнила: __Серова Т.В. , курс IV ________________________________

 

Научный руководитель: __Жарова В.А. ____________________________

 

Заключение научного руководителя о допуске к защите: _____________

______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

Оценка публичной защиты работы:

___________________________________

                                 (оценка, подпись)

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013 
Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет... 6

1.1. Особенности речевого развития детей раннего возраста 6

1.2. Речевые нарушения в раннем возрасте 12

1.3. Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет 15

Глава 2. Анализ организационно-методического аспекта использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. 24

2.1. Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 23

2.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста 25

Заключение 28

Список использованных источников 29

 

Введение

 

Современные социальные, экономические, экологические  условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в  физическом и  психическом развитии. Проблемы моторного, психического и  речевого развития ребенка часто  проявляются уже в раннем возрасте. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.

Раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранняя диагностика, выявляющая и устраняющая речевые нарушения у детей, тесно связана с предупреждением психических отклонений в состоянии здоровья.

Проблемам психомоторного и речевого развития детей раннего возраста посвящены  исследования многих ученых и педагогов-практиков: Аксариной Н.М., Архиповой Е.Ф., Барановой  О.В., Галанова А.С., Галигузовой Л.Н., Громовой О.Е., Казьмина А.М. и Казьминой  Л.В., Мещеряковой С.Ю., Пантюхиной Г.В., Серебряковой Н.В., Стребелевой Е.А., Янушко Е.А. и др.

Исследователи подчеркивают, что в преддошкольном возрасте овладение речью как  средством общения представляет собой осевую линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение  к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Р.Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка.

В настоящее  время в нашей стране одним  из приоритетных направлений является становление системы раннего  выявления и коррекционной помощи детям, позволяющей не только предупредить речевые нарушения, но и способствовать всестороннему развитию личности. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Поиск и эффективное применение разнообразных педагогических технологий в предупреждении отклонений в речевом развитии детей раннего возраста является актуальной проблемой.

Современная логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам: 

  • технология логопедического обследования;
  • технология коррекции звукопроизношения;
  • технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технология развития интонационной стороны речи;
  • технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
  • технология развития лексико-грамматической стороны речи;
  • технология логопедического массажа. 

В предупреждении речевых отклонений у детей раннего  возраста особую актуальность получают различные игровые технологии.

Цель  данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

  • изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
  • выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
  • проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
  • выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.

Объект  исследования является речевое развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования – игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования игровых  технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения

у детей 2-3 лет

    1. Особенности речевого развития детей раннего возраста

 

Проблемой речевого развития детей раннего  возраста занимались многие отечественные  ученые: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, М.М. Кольцова, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина,  Л.С. Славина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская, Д.Б. Эльконин и др. Теория и методика развития речи детей данной категории значительно обогатилась, благодаря исследованиям М.И. Лисиной, И.М. Кононовой, В.В. Гербовой, Л.И. Павловой, Е.А. Янушко, О.Е. Грибовой и др.

Появление активной речи является одним из важнейших событий в психическом развитии ребенка раннего возраста. Возникает она не сразу, истоки ее закладываются в младенчестве. В своем развитии речь проходит несколько этапов. Первый этап — подготовительный или довербальный. В рамках его на первом году жизни ребенка складывается устойчивое избирательное отношение к речевым звукам, исходящим от взрослого, предпочтительное выделение их из других звуковых воздействий. Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характеристикам речевых звуков — фонематический слух. Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являются основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания речи окружающих. Второй этап — переходный, или этап возникновения речи. В рамках его происходит интенсивное развитие понимания детьми речи окружающих и овладение активной речью — приобретение ребенком способности самому использовать речь в общении с другими людьми и прежде всего со взрослыми. Это происходит на втором и третьем году жизни. Возникновение речи связано с интенсивным формированием фонематического слуха, овладением речевыми образцами (словами) и стремлением использовать их в общении с окружающими. Уже на втором году жизни дети проявляют более высокую чуткость к фонемам родного языка по сравнению с иностранными. Третий этап — этап речевого общения. Уже в рамках переходного периода развития речи начинается овладение детьми строем родного языка: его лексикой, грамматическими формами и т.п. Их совершенствование составляет основное содержание третьего этапа развития речи. Таким образом, в каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка. К ним относятся: начало развития понимания слов взрослого в конце первого — начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти первого года, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни и т. д. [4, с. 79].

Рассмотрим  более подробно особенности развития речи детей второго года жизни.  Они проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей и понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду»,— внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр. Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы и начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной [4, с. 82].

В развитии активной речи выделяются два периода. Первый — с конца первого года жизни до полутора лет; второй — со второй половины второго года жизни до 2 лет. Каждый из них имеет свои особенности, качественные отличия. В первом полугодии второго года темпы речевого развития замедлены, запас активных слов увеличивается незначительно; во втором — запас активных слов быстро возрастает, и ребенок начинает ими довольно широко пользоваться. Одновременно изменяется характер слов малыша [5, с. 60].

Первый  период в развитии речи детей на втором году жизни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько отличающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детской речи. Первая особенность ее — особый звуковой состав слова. Ребенок может произносить лишь какой-либо слог слова, например, «па» вместо «упал» или произносить слово полностью, но искажать его звучание, например, «тися» вместо «часы», «ооня» вместо «ворона». Среди первых слов много звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др. Вторая особенность автономной детской речи — своеобразное значение детских слов. Обозначение ребенком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так, «кис-кис» может относиться к кошке и к меховой шапке. И наоборот — одному и тому же предмету он дает разные названия. Например, игрушечную утку один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, другой — как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого цвета. Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребенка строятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных качеств. В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребенок, произнося это слово, тянется рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик», а в ситуации, когда он, ударившись, зовет маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня». Ситуативность детской речи, ее особый звуковой состав часто затрудняют общение ребенка с окружающими, поскольку его слова бывают понятны только тем взрослым, которые постоянно общаются с ребенком. Своеобразие речевого развития на данном возрастном этапе заключается еще и в том, что, вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружающим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции. Итак, основным содержанием первого этапа речевого развития является овладение ребенком называнием предметов, лиц, ситуаций. Речь преимущественно служит для обозначения предметов на основе воспроизведения звуковых образцов взрослого (слов) [5, с. 61].

Второй  период в развитии речи обычно наступает  после полутора лет и характеризуется  нарастанием темпа развития, выдвижением на первый план самостоятельной речи. Накопленный за первое полугодие запас слов становится активным словарем малыша. Он быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы: прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух—трех слов. Построение их вначале бывает своеобразным. Так, подлежащее иногда помещается после сказуемого («убежал дядя»); дополнения ставится на первое место («моко дай, мама»); отрицание оказывается в конце высказывания («Вита пакать не»). К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает [5, с. 62].

Детей третьего года отличает высокая  речевая активность. Они говорят  много, сопровождая речью почти  все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова («Натка-карпатка», «Светка-карбетка»). Речь становится особым предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.

Ребенок не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить  и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года — пересказать слышанную от взрослого сказку. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы [18, с. 5].

По данным разных исследователей XX в., изучавших состав словаря на разных ступенях речевого развития (М.А. Рыбниковой, Т.Г. Дьяконовой, В.И. Ядэшко, Г.В. Пархоменко, Т.Н. Ушаковой, Н.А. Лисенковой, М.Р. Львова и др.), словарь в среднем содержит:

Информация о работе Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет