Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:00, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет... 6
1.1. Особенности речевого развития детей раннего возраста 6
1.2. Речевые нарушения в раннем возрасте 12
1.3. Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Анализ организационно-методического аспекта использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. 24
2.1. Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 23
2.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста 25
Заключение 28
Список использованных источников 29
у ребенка 1 года — от 15 до 30—40 слов;
у ребенка 3 лет — от 100 до 1000 слов [18, с. 5].
Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками. Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной [18, с. 5].
Таким образом, анализ данных различных научных исследований по проблеме речевого развития детей раннего возраста позволяет нам выделить следующие особенности развития речи детей в этот период:
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь [6, с. 18].
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервной системы. Причиной речевых расстройств может быть перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее под влиянием неблагоприятных факторов в период внутриутробного развития и во время родов. Речевые расстройства в большинстве случаев являются следствием органического поражения мозга, текущих нервно-психических заболеваний, недостаточной зрелости коры головного мозга (задержки созревания центральной нервной системы). Особая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическому фактору. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних условий. Формы речевых расстройств, возникшие из-за неблагоприятных социальных условий, подлежат коррекции [15, с. 50].
По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет). Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет. Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием [15, с. 67].
Кроме общего
недоразвития речи, встречаются частные
ее нарушения. В возрасте трех лет
на фоне бурного развития речи у
ребенка может появиться
Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога [15, с. 67].
У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда. Когда ребенок отстает в речевом развитии и становится заметно, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития. Однако необходимо иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии) [15, с. 68].
Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.
В любой педагогической системе «педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения [19, с. 4].
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Так, толковый словарь определяет технологию как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Б.Т. Лихачев предлагает понимать педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Также широкое распространение получили следующие определения:
Современная логопедия находится в постоянном
активном поиске путей совершенствования
и оптимизации процесса обучения и развития
детей на разных возрастных этапах и в
различных образовательных условиях.
В речевом развитии детей раннего возраста
широко используются игровые технологии.
В спецобразовании все чаще активно используются,
преобразуются и разрабатываются коррекционно-
Повышение
активности ребенка посредством
включения его в игровую
В целях
предупреждения дефектов звукопроизношения
у детей 2-3 лет наиболее активно
применяются игровые
Технологии развития мелкой моторики. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» [9, с. 10].
Различные
варианты пальчиковых игр для
детей 2-3 лет представлены в методических
пособиях Е.А. Янушко, Е.А. Косиновой, Е.В.
Колесниковой, В.М. Акименко, Г.М. Ляминой
и др. Педагоги-новаторы постоянно
предлагают новые игровые технологии,
направленные на развитие мелкой моторики
детей раннего возраста. Так, Ю.А.
Фадеева разработала игровой
пальчиковый тренинг с